Конспект урока на тему Тоска громадная, не знающая границ по рассказу А.П.Чехова Тоска
Открытый урок литературы в 8 классе.
Тема: «Тоска громадная, не знающая границ» по рассказу
А.П.Чехова «Тоска».
Цель: учить учащихся читать Чехова: проникновенно и внимательно относиться к слову; показать одиночество человека в большом и шумном городе; воспитывать чуткое отношение к человеку, будь он учитель, врач, крестьянин или чиновник.
Оформление: (эпиграф к уроку)
«Что такое, что извозчик задумался и натыкается на экипажи и прохожих? Пьян, верно, или глуп непроходимо, подумаем мы с вами. Но едва на это взглянет Чехов, перед ним раскрываются тайны, его любящее сердце видит за всем этим целую жизнь…»
Л.Е.Оболенский, журнал «Русское слово».
Словарные слова: козлы (сиденье для кучера)
почин (начало какого-либо дела)
седок (пассажир)
Этический словарь: духовная ценность
душевная щедрость
Портрет А.П Чехова.
Определение слова тоска по словарю Ожегова.
Тоска – 1.Душевная тревога, уныние, печаль.
2.Скука, а также что-то очень скучное, неинтересное.
1.Вступительное слово.
В 1889 году, когда вышел в свет первый большой сборник рассказов А.П.Чехова- «Пестрые рассказы»(куда автор поместил, в частности, и «Тоску»), к нему пришла широкая известность. Критики наперебой писали о таланте молодого автора. Л.Н.Толстой, прочитав рассказ «Тоска», отнес его к «первому сорту» чеховских произведений.
- Итак, о чем же рассказ «Тоска»? Об этом поговорим на уроке.
Тоска. Продолжите этот синонимический ряд. Тоска- печаль- уныние-тревога-горе.
- Прочитайте определение слова тоска по словарю Ожегова и скажите, какое определение более точно раскрывает душевное состояние героя рассказа?
- Вам знакомо это чувство? Когда вам бывает особенно тоскливо?
-Постоянно находиться в таком состоянии невозможно тягостно. Что вы делаете, чтобы развеять тоску? (нужно с кем-то поговорить, заняться делом).
- Вы находите человека, который может вас выслушать, понять, посочувствовать?
2.Работа с текстом.
-А как обстоит дело с нашим героем? Кто главный персонаж рассказа? Кем он работает? Расскажите его историю.
(обычный петербургский извозчик, который занят обычным делом. Это Иона Потапов, умер бесконечно близкий ему человек – сын. Дочь осталась в деревне, некому о ней беспокоиться.)- Что он думает по поводу смерти сына?
(«Сыну бы ездить, а не мне… Жить бы только… «Чудное дело, смерть дверью обозналась…Заместо того, чтобы ко мне идтить, она к сыну..»- Смерть сына легла огромной тяжестью на его душу. Каким сделало его горе? Прочитайте внешнюю характеристику героя.
(«Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только можно согнуться живому человеку, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег..»- Прокоментируйте этот отрывок. Как вы поняли? Какое значение обретает снег?
(Иона Потапов находится в состоянии задумчивости, оцепенения, безразличия. Что ему снег. Снег превратил его в привидение. Он лежит толстым слоем на нем, как на неживом человеке. Снег подчеркивает глубину его переживаний. Он погружен в думу, в свое горе.)- Кто тоже бел и неподвижен, являясь как бы его продолжением? Процитируйте.
(Лошадь. Цитата. «…и погружена в мысль.»)- В какую мысль?
(Цитата. Стр.36)- Почему человек и лошадь так похожи в задумчивости? Что их объединяет?
(Они выбиты из обычной « колеи жизни».(история лошади).
- Как долго они так простояли?
(«Выехали до обеда…, а сейчас вечерние сумерки»)
- Как давно умер сын Иона Потапова? (прошла неделя).
- И неделю не покидало извозчика желание пересказать седокам историю гибели сына. Сколько раз он пытается это сделать? (3 раза).
- Расскажите об этом. Кто оказался первым седоком?
(военный в шинели с капюшоном…)
- Какими словами начинает свой рассказ?
- Передайте реакцию седоков на эти слова. («Поезжай, поезжай…»)
- Расскажите о следующих пассажирах. Слова извозчика, реакция седоков.
- Военный и молодые господа – это люди другого сословия, а среди « своих» (извозчиков, дворников) он находит понимание?
(Нет. Никто не слышит его.)- Как молодому извозчику хотелось спать, так Иону хотелось говорить. Тоска распирает его грудь с еще большей силой. Он ищет человека. Прочитайте об этом. (Цитата. Стр 41. «Глаза Иона…».
- Вместо соучастия, что слышит и чувствует извозчик?
(Шум уличной суматохи, угрозы, сердитые возгласы (куда прешь, леший!), бранится кучер с кареты, злобно смотрит на него прохожий, ругань, больше слышит, чем чувствует звуки подзатыльника.- Петербург злобен, страшен, криклив.
- «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем – нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко».
- Кто его понимает, сочувствует, слушает? Прочитайте об этом.
- Обратите внимание на слово жеребеночек и с/с родная мать. На какое слово оно похоже? Почему автор использует это слово?
3. Обобщение.
- Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
- О чем же рассказ «Тоска»?
(автор показал жестокость мира, в котором человеку одиноко, не может найти понимания. Ведь Иона ничего от людей не требует, а просто человеческого внимания, сочувствия. Стр.42)- Почему так определена тема урока: «Тоска громадная, не знающая границ»?
(тоска в душе героя, и тоска в душе самого Чехова. Чехову грустно и печально было наблюдать за обществом, где человек, живя среди людей, чувствует себя одиноким.
- Прочитайте эпиграф урока, но не комментировать.
- Продолжите этический словарь
Духовная ценность (- кто представляет духовную ценность?)
Душевная щедрость (- чему учит Чехов?)
- продолжить перечень (сочувствие, сострадание, соучастие….)
Д/з. Читать другие рассказы Чехова.