Метод разработка по изготовлению клубники в технике модульное оригами.
Бюджетное учреждение дополнительного образования
Республики Калмыкия
«Республиканский Центр детского творчества»
Для учащихся коррекционных школ (6-9 классы)
Конспект занятия
825527305Тема: «Клубника в технике оригами»
00Тема: «Клубника в технике оригами»
Педагог дополнительного образования:
Тахнинова Татьяна Анатольевна
г. Элиста 2014г.
Цель – познакомить с техникой модульного оригами.
Задачи:
Знакомство с разновидностями модульного оригами
Рассмотрение особенностей технике модульного оригами
Изготовление изделия в технике модульного оригами
Материалы:
Цветная бумага для принтера
Инструменты:
Ножницы
Ход занятия.
10001251839595 Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
История
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержи гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».
В книге Исао Хонда «Мир Оригами», опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из "бумаги счастья", а также пагода.
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.
Особенности техники
Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.
В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.
Виды модульного оригами
35045651749425Кусудама. Одним из наиболее часто встречающихся объектов является кусудама — объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов. В древности японцы использовали сложенные из бумаги кусудамы для лечения больных, складывая внутрь лечебные травы и подвешивая кусудаму над постелью больного. Основой кусудамы, как правило, является какой-либо правильный многогранник (чаще всего куб, додекаэдр - двенадцатигранник, составленный из двенадцати правильных пятиугольников или икосаэдр - 20 граней представляет собой равносторонний треугольник). Несколько реже (в силу большей сложности и трудоёмкости изготовления) за основу берётся полуправильный многогранник. Составные части кусудамы не встраиваются друг в друга, а зачастую склеиваются или даже просто сшиваются вместе ниткой. Сейчас кусудамой иногда называют любой объект модульного оригами шарообразной формы.
Изготовление треугольного модуля
-228609163050 Модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части
Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм.
Схема складывания
Клубника из модулей
Такую клубничку можно выполнить в разных вариантах — как сувенир на тарелочке или как ёлочную игрушку.
Нам понадобится: 59 красных модулей. И 11 зелёных модулей.
Схема сборки
1 ряд – 13 модулей
2 ряд - 13 модулей – сомкнуть в кольцо
3 ряд - 13 модулей – вывернуть
4 ряд – 13 модулей
5 ряд – 7 модулей - через один
Расположи модули для первого и второго рядов одинаково, поставив их на длинную сторону. Вставь уголки в кармашки.
Соединяй модули первого и второго ряда друг с другом.
Выполни два ряда, в каждом из которых по 13 модулей и замкни в кольцо.
В третьем ряду то же 13 модулей
Чтобы вывернуть кольцо, надо одновременно нажимать пальцами в центр снизу вверх, а все наружные уголки наоборот отводить назад, сверху вниз. Должна получиться такая фигура.
Надень ещё один ряд из 13 модулей, располагая их так же, как предыдущие, короткой стороной вперёд. Обрати внимание, модули надо сажать не глубоко, разворачивая их к середине, стремясь свеси как можно ближе. Для последнего ряда возьми 7 модулей, надень их через один, т. е. пропуская по два уголка. Сведи модули вместе.
Зелёные модули вставляй в кармашки первого ряда. Их можно вставлять в каждый кармашек (13 шт.) или через один (7шт.). Если планируешь сделать подвеску, то изготовь петельку. Не вставляй сразу пару противолежащих листочков.
План-конспект мастер-класса по лепке из пластилина для педагогов дополнительного образования.
Дата: 26 апреля 2012 года
Тема: Лепка волшебной рыбки
Цель: научить технике лепки из пластилина декоративного объекта с использованием фольги в качестве основы
Задачи:
- расширить представления о возможностях и декоративных свойствах пластилина
- усовершенствовать практические навыки лепки
- научить применять на практике полученные знания
Материалы и оборудование:
- пластилин ”Луч” или ”Гамма”
- дощечки для лепки
- тряпочки
- стеки
- фольга
- шило
- кусочки толстого картона
- иголка с ниткой или тонкая проволока
- блестящие гели
- паетки- кусочки разноцветной фольги
- ножницы
- образцы поделок
ТСО:
- компьютер,
- телевизор
- видеофильм ”Коралловый рай” (реж. Лени Рифеншталь)- компьютерная презентация
- музыкальные записи
Использование современных образовательных технологий:
- проблемно-поисковые технологии
- коммуникативные технологии или технологии педагогического общения
- имитационно-ролевые технологии
- здоровьесберегающие технологии
- арт-технологии
План занятия:
Организационный момент
Изучение материала
Практическая деятельность
Итог занятия
Ход урока
На экране телевизора демонстрируются кадры из фильма Лени Рифеншталь ”Коралловый рай”. Педагоги заходят в класс и рассаживаются по местам.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас на этом занятии. Вы уже знаете, что сегодня мы будем заниматься лепкой из пластилина, и я постараюсь показать и рассказать то, что может пригодиться вам в вашей работе. Вы уже, наверное, догадались, что сегодня мы будем лепить с вами рыбок, волшебных рыбок. Примерно вот таких.
(Педагог показывает образцы).
Однако мне очень хочется, чтобы работы, которые вы сегодня выполните, были разными. Я покажу вам общий принцип и основные приемы, а вы, как настоящие художники-творцы, создадите собственных прекрасных волшебных рыбок, именно таких, каких захочется вам. Итак, приступим!
Слайд №1
Наше занятие посвящено лепке из пластилина, но лепить мы сначала будем… из фольги!
Детям слепить рыбку из фольги будет сложновато. Думаю, им будет проще облепить фольгой, заранее заготовленных вами, картонных рыбок. Куски фольги нужно брать большие, чтобы обернуть рыбку целиком. Из тех же кусков фольги необходимо сформировать хвостик и плавники.
Слайд № 2
А теперь попробуйте сформировать свою рыбку.
После того, как мы слепим рыбку, ее нужно покрыть слоем пластилина.
Слайд №3
Проще всего это делать, прилепляя тонкие пластинки пластилина. Не старайтесь сразу создать ровную поверхность. Не размазывайте пластилин, пока не будет закрыта вся фольга.
Пока вы работаете, я хочу задать вам вопрос, который вы на занятиях обязательно зададите своим воспитанникам: какие вы знаете сказки про волшебных рыбок? Конечно, ”Сказка о рыбаке и рыбке” Александра Сергеевича Пушкина. А еще? “По щучьему велению”. Очень хорошо! “Чудо-юдо рыба-кит” персонаж какой сказки? “Конек-горбунок” Петра Павловича Ершова. Помните, как подъезжает Иван на коньке-Горбунке :Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Дети наверняка вспомнят еще мультфильм про рыбку их мультфильма ”В поисках Немо”. Следующий этап – закрепление проволочки или ниточки, за которую мы в дальнейшем будем вешать нашу рыбку. Положите рыбку боком на кусок картона и шилом или длинной иглой проткните туловище рыбки чуть ниже верхнего плавника (детям я эту часть работы, естественно, не доверяю), вставьте в отверстие нитку (или тонкую проволочку), закрепите, покройте тонким слоем пластилина место крепления нитки.
Слайд № 4
Теперь, если мы хотим сделать рыбке губы, то раскатываем 2 пластилиновые колбаски с заостренными концами и прикрепляем их в районе ротика. Губки можно сделать и из 2 шариков.
Чешую можно сделать тоже из колбасок с заостренными концами (меньшего размера), согнутых полумесяцем или из расплющенных шариков одного размера.
Слайд №5
Аналогично можно сделать и чешую рыбки.
Слайд №6
Если детям это покажется сложно, то чешуйки можно сделать просто из рядов паеток или украсить бока рыбки кусочками цветной бумаги или фольги. При этом важно следить, чтобы все кусочки ложились только на пластилин, а не друг на друга, иначе чешуя будет отваливаться.
Делаем глазки-шарики, не забываем про шарики-зрачки.
Слайд №7
Когда ваши дети будут лепить чешуйки, можно вспомнить загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто это?
Делаем глазки-шарики, не забываем про шарики-зрачки.
Пластилиновые чешуйки тоже можно украсить паетками.
Плавнички и хвостик украшаем узором из разноцветных морковок, колбасок или шариков.
Слайд №8
Может быть, у вас есть собственные предложения или задумки, каким сделать хвостик нашей волшебной рыбке?
Несколько примеров декоративного решения я хотела бы вам показать.
Слайд № 9
Когда мы лепим с детьми новогодние игрушки (рыбок, птичек), используя тот же прием (делаем основу из фольги и обмазываем пластилином), то хвост часто делаем просто из пучка закрученных ленточек, скрепленных проволочкой. Получается быстро, легко и красиво.
Практическая работа продолжается, звучит аудиозапись романса “Золотая рыбка” на стихи К.Бальмонта.
Готовую поделку можно покрыть лаком и украсить блестящими гелями.
Какие замечательные получились у вас рыбки, уважаемые коллеги! Все разные, у каждой рыбки свой характер, свое настроение! Дети очень любят рассматривать готовые поделки, сравнивать их, придумывать им имена и сочинять даже целые истории из их жизни. Однако сегодня мы лепили с вами не простых рыбок, а волшебных, рыбок, которые могут исполнять наши заветные желания. Волшебные рыбки исполняют только добрые желания, если их просят сделать что-то плохое, они просто уплывают! Когда ваши дети слепят своих рыбок, вы тоже можете предложить им загадать желание, помечтать. Нужно объяснить детям, что, если думать только о себе, то настоящей радости исполнение желания не доставит.
Напоследок я хочу показать вам работы наших детишек – морские аквариумы. Дети подходили к делу очень серьезно: рассматривали фотографии и выбирали конкретных обитателей своих будущих аквариумов, старались, чтобы рыбы были похожи, с ”портретным сходством”, населяли аквариумы водорослями, кораллами, актиниями, украшали дно настоящими ракушками.
Слайд № 10
Новикова Даша 7 лет
Слайд № 11
Ахметова Ильнара 8 лет
Слайд № 12
Нурсеитов Денис 7 лет
Слайд № 13
Назаревский Саша 7 лет
Наше занятие подходит к концу. Надеюсь, вам было сегодня интересно, вы узнали что-то новое, и вам захотелось порадовать ваших воспитанников и слепить с ними таких же нарядных и веселых рыбок.
И последнее: для нас очень важно узнать ваше мнение о проведенном занятии, сейчас я раздам анкеты, которые заготовили методисты нашего Центра, заполните эти анкеты, пожалуйста. Спасибо за внимание. Желаю вам удачи и больших творческих успехов. До свидания, всегда будем рады видеть вас в нашем Центре.
Конспект занятия по лепке в старшей группе
«Зайчонок»
Программное содержание.
Образовательные задачи: учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.
Развитие речи: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.
Раздаточный материал: пластилин (белый, черней, красный, синий), доска для лепки, стека.Демонстрационный материал: мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали), побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «зайка беленький сидит…», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.
Ход проведения занятия
Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?
Любит красную морковку,Грызет капусту очень ловко,Скачет он то тут, то там,По лесам и по полям,Серый, белый и косой,Кто скажите он такой?
Дети:
- Зайчик.
Воспитатель:
- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
Дети:
- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
Воспитатель:
- Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
Дети отвечают: овальной, круглой.
Воспитатель:
- Какая часть тела самая большая?
Дети:
- Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
Воспитатель берет заранее подготовленные части:
- Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?
Дети:
- Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
- Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.
- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».
- Для хвостика берется самый маленький кусочок пласти лина и раскатывается маленький шарик.
Воспитатель:
- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.
Дети усаживаются на свои места за столами.
Воспитатель:
- Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?
Дети:
- С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
- Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?
Дети:
- Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
- Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.
Зайка беленький сидитИ ушами шевелит.Вот так, вот так,Он ушами шевелит.Зайке холодно сидеть,Надо лапоньки согреть,Вот так, вот так,Надо лапоньки согреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Вот так, вот так,Надо зайке поскакать.
Воспитатель:
- Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?
Дети:
- Лапки и ножки. (Дети лепят).
Воспитатель:
- За какую часть приметесь теперь?
Дети:
- Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
- Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?
Дети:
- Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель берет мягкую игрушку:
- Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.
Дети ставят свои работы на подставку для дмонстрации, дежурные убирают рабочие места.