Краткий конспект урока по информатике на тему Анимация. Ограниченная анимация.(5 кл.)


Урок № 4. Начало новой темы: «Основы мультипликации» 18ч.
Тема занятия(3ч): « Анимация. Ограниченная анимация.» Цель:
способствовать формированию представлений о  анимации, как виде исскуства;
познакомить с перечисленными понятиями и определениями;
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся c анимацией;
Развивающие:
развитие познавательного интереса у учащихся ;повышение творческой активности, развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления;
Воспитательные:
воспитание познавательной потребности;
воспитание дисциплинированности;
Тип урока: комбинированныйОборудование:
компьютеры;
презентация к уроку «Кино» (Приложение1);
Этапы урока:
Этапы урокаДеятельность учителя Деятельность учащихсяВремя1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Предлагает учащимся занять места за столами. Говорит, что надо для уроков информатики. Занимают места за компьютером. Готовятся к уроку. 5 минуты2. Вступительная беседаРебята, что вы узнали на прошлом занятии? Ответы детей. 7 минут3. Объяснение нового материала Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с анимацией.
Всю анимацию можно разделить на две особые категории: ограниченная и полная анимация. Полная обычно подразумевает перерисовку всего персонажа в течение сцены и делает акцент на реализм. Этот стиль анимации наилучшим образом, пожалуй, представлен в фильмах Уолта Диснея. Реалистичность и внимание к деталям в таких фильмах впечатляет, но все же этот стиль требует много времени и больших затрат.
Ограни́ченная (лимитированная) мультиплика́ция — набор приёмов и методов, при помощи которых возможно существенное сокращение времени и затрат при созданиимультипликации.
Ограниченная мультипликация активно используется при создании телевизионных мультсериалов, а также аниме.
Приёмы
Приёмы ограниченной мультипликации включают в себя:
отсутствие промежуточной мультипликации (фазовки) — различные состояния объекта (например, эмоции на лице персонажа) сменяют друг друга моментально;
зацикливание нескольких кадров с целью создания видимости непрерывного движения.
сохранение бо́льшей части изображения неизменным с перерисовкой лишь отдельных частей;
«раскладка» персонажей и объектов послойно на группы для последующей мультипликации отдельных слоёв (анимированные положения губ на неподвижном лице, анимированные глаза и т. д.);
ксерокопирование анимационного материала — к примеру, масштабирование объекта, выполненное с помощью данной технологии, позволяло уменьшить затраты на рисование фаз приближения/отдаления объекта. Также при помощи ксерокса создавались толпы и массовки персонажей.
«отзеркаливание» анимационного материала (что позволяет обойтись без повторной отрисовки зеркального варианта),
упрощённое изображение человеческих лиц и фигур, преобладание симметричных построений (см. предыдущий приём);
Ко вторичным приёмам упрощения мультипликации можно также отнести:
активное использование диалогов для заполнения хронометража фильма
активное использование панорамирования и масштабирования;
преобладание крупных и средних планов персонажей (что позволяет существенно сократить время и затраты на отрисовку фонов)
Разумеется, активное использование таких приёмов заметно, а чрезмерное — бросается в глаза, поэтому говорить об отсутствии потери в качестве, строго говоря, нельзя. Однако многие считают, что созданные таким образом произведения сохраняют достаточно выразительный визуальный ряд.
Примеры использования ограниченной мультипликации
ФлинтстоуныРоджер РамджетГонщик СпидиАлиса в Стране чудес (ограниченная мультипликация используется в комплексе с тотальной)
ПокемонЮжный парк В ограниченной анимации наибольших успехов добилась старая классическая школа Ханна Барбера (Hanna Barbera). Суть метода заключается в использовании лишь необходимого минимума рисунков для передачи сюжета. Вместо того чтобы перерисовывать героя заново в каждой сцене, его разделяют на отдельные элементы – голову, рот, глаза – так что перерисовывать нужно только необходимые элементы. Если персонаж говорит, мы можем отдельно перерисовать губы и оставить все остальное неподвижным. Такой прием экономит время и трудовые затраты, и это лишь один из обходных путей, применяемых в ограниченной анимации, чтобы выразить суть наиболее лаконично.
Как вы можете убедиться, с учетом постоянной необходимости придерживаться небольшого размера Flash-файлов (если вы планируете распространять фильм через Интернет) и возможности использовать символы и анимацию, Flash просто идеально подходит для ограниченной анимации – и именно на этом стиле мы и сосредоточим наше внимание.
Изначально изобретенная телевизионными аниматорами в целях экономии усилий и денег, ограниченная анимация в наши дни переживает ренессанс, которым обязана и популярности ретро-ностальгии по семидесятым, и возникновению Flash. Но не подумайте, что ограниченная анимация означает более низкое качество фильма, – это значит, что вам нужно овладеть всеми профессиональными секретами, чтобы суметь успешно рассказать свою историю.
Ключевые позы. Аниматор редко прорисовывает каждую часть сцены. Вместо этого он выполняет лишь основные рисунки, отражающие этапы действия. Они называются ключевыми рисунками, или ключами. Эта техника получила название «от позы – к позе», и применять ее можно в любой анимации – и в размашистом физическом действии, и в едва уловимой мимике.
Картинка иллюстрирует встающий персонаж. Мы разбили все действие на три главных ключа. Начальная позиция изображает персонаж, сидящий на стуле. На второй персонаж начинает вставать. Конечная позиция изображает его стоящим.
Обратите внимание, что даже в таком простом примере этапы действия на трех рисунках могут отличаться от тех, которые вы изначально представляли себе для встающей фигуры. Дети слушают рассказ учителя.
20 минут4. ФизкультминуткаФизкультминутка
Физкультминутка для рук.  «Правая ладошка, левая ладошка.»Ладони прижимаются одна к другой, трутся друг о друга.
«Наступила вам пора отдохнуть немножко.»Пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь.
«Правой ручкой потрясем.» Встряхивание правой кистью.
«Левой ручкой потрясем.» Встряхивание левой кистью.
«С неба звездочки достанем
 и в тетрадку соберем.» Дети поочередно тянутся правой и левой руками к потолку и «собирают с неба звездочки.»«Раз, два, три, четыре, пять -
 надо пальцы посчитать.» Касание пальцами одной руки пальцев другой: большой к большому, указательный к указательному и т.д.
«Чтобы ровно и красиво
 все в тетрадке написать.»Поочередное поглаживание кистью одной руки кисти другой.
Физкультминутка для глаз. «Глазкам нужно отдохнуть.»Ребята закрывают глаза.
 «Нужно глубоко вздохнуть.»Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.
 «Глаза по кругу побегут.»Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки. «Много-много раз моргнут»
Частое моргание глазами.
 «Глазкам стало хорошо.»Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.
 «Увидят мои глазки все!»
Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка. Выполняют движения соответственно словам 10 мин.
5.Систематизация и углубление знаний Поиск и просмотр подходящего материала. Ребята, что нового мы узнали сегодня? Поиск и просмотр выбранного материала 105 мин.
6. СамоанализСегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики. Оцените проведенное занятие, используя смайлики. Рисуют смайлики 10 мин.