Конспект урока по обществознанию на тему: Конфликты в межличностных отношениях


Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи:
- Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
- Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Планируемые результаты:
Предметные – использовать в различных жизненных ситуациях знания по данной теме (конфликт, причины, способы выхода из конфликта).
Метапредметные:
регулятивные – самостоятельно ставить проблемный вопрос урока; выявлять и анализировать типичные реакции в конфликтной ситуации; выбирать средства достижения цели в группе; определять степень успешности своей работы и работы товарищей.
познавательные – владеть смысловым чтением; извлекать информацию, представленную в различных формах.
коммуникативные – организовывать работу в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; планировать сотрудничество с учителем.
Личностные – формировать толерантное отношение к другим людям.

Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.


Оборудование: компьютер, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники.


Ход урока.
I. Орг. момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
II. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите на картинку и назовите ситуацию, которая на ней изображена (слайд презентации).
-- Закончите предложение: Конфликт – это
- Что мы уже знаем о конфликтах?
III. Постановка проблемного вопроса урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Работа в парах: объясните пословицы:
На слайде:
Аппетит приходит с первым куском, а ссора с первым словом (Арабская пословица)
Худой мир лучше доброй ссоры (Русская пословица)
От одного слова – да на век ссора (Русская пословица)
Когда двое ссорятся, радуется третий (Немецкая пословица)
Кого сдружила выгода, те ссориться будут век (Азербайджанская пословица)
У любой тучи есть светлый край (Английская пословица)
Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)
Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)
Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой (Александров Г.)
Конфликтные ситуации неизбежны, но умный ищет выход из них, а дурак – вход (Губарев В.)
- Какая мысль объединяет все эти выражения? А если мы уже вступили в конфликт?
- Тогда каким будет наш проблемный вопрос? (Как разрешить конфликт?) Записываю на доске.
- Но сначала определим: насколько мы конфликтны? (Приложение 1)
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
- Конфликты существуют не только в современном обществе - они происходили всегда, поэтому давайте поможем друг другу научиться грамотно разрешать конфликты с помощью заданий по группам (5 чел; 5 мин.; 3 конверта с заданиями).
Учащиеся выполняют задания по группам:

·1-я - Устно: Придумайте тему и содержание конфликта, показанного на фотографии (Приложение 2).
2-я - Устно: Обсудите случай, не так давно произошедший в одной школе: «Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала ударила Мишу по спине, а затем быстро сняла с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».
Решите, чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему.
3-я – Устно: Приведите примеры конфликтов в семье, школе, на улице. Как их можно разрешать?
Представьте, что сейчас лето. Вы находитесь на жарком пляже и вам захотелось искупаться в море. Сделайте медленный глубокий вдох через нос – вы погрузились в воду. Медленный выдох через рот - вынырнули. Повторить 3-4 раза.
- Я тоже хочу внести вклад в разрешение конфликта, поэтому зашифровал одно из качеств личности. Какое: АВЭЕКЖНГЛИСМВОЛДСЫТЬ? (Решается коллективно)
- Помогает ли она разрешить конфликт? Каким называется конфликт, если стороны вежливы?( В случае затруднения на магнитной доске прикрепляю слова-подсказки: положительный, конструктивный, позитивный).
Физминутка.
Раз -  подняться, подтянуться, Два - нагнуться, разогнуться Три в ладоши, три хлопка Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять – руками помахать Шесть – сесть на место, отдыхать.
Задание выделенное восклицательным знаком можно выполнить при наличии времени
!!!!!!!!Случается, что даже в самых дружных семьях возникают сложные ситуации между родителями и детьми. Это всегда неприятно, но надо учиться находить причину недоразумений и, что еще важнее, правильно их решать. Попробуйте найти выход из конфликтной ситуации.
Причины:












Ситуация:

Катя без разрешения родителей принесла домой щенка. Мама не разрешила его оставить. А Кате очень хотелось
Правильный выход:


V. Обобщение и систематизация знаний
- Ребята, о каком явлении мы говорим на протяжении 2-х уроков?
- Напомните, что такое конфликт?
- Ваша задача - на каждую букву слова "конфликт" придумайте понятие, знакомое вам из курса обществознания
VII. Рефлексия

Закончите предложения:
Сегодня я узнал .
Было интересно .
Было трудно .
Меня удивило .
Урок дал мне для жизни

Вы сегодня отлично поработали и наградой станет оценка. Что мы оцениваем на уроке? ( активность работы, правильность и глубину ответов). На основании этих критериев оцените свою работу. Выставление оценок с комментарием учителя.

VIII. Итог урока.

IX. Дом. задание.
П.9 прочитать, ответить на вопросы, прочитать сказку Чуковского «Федорино горе», разобрать по стадиям конфликта (№4 с 43-44 р.т)