Разработка урока по обществознанию на тему Конфликты в межличностных отношениях
Предмет: Обществознание
Тема: «Конфликты в межличностных отношениях»
Контингент учащихся:6 класс
Дата проведения:
Время проведения, общая продолжительность: 40 минут
Место проведения: кабинет истории
Оборудование и материалы: учебник, магнитная доска, мел.
Основная форма проведения занятия: групповая работы с текстом
Методы и приемы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, продуктивный, частично-поисковый.
Формы: фронтальная, групповая.
Цель учебного занятия: способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции (указывается не только группа компетенций – предметные- формирование понятия конфликт, виды конфликтного поведения, пути разрешения конфликта
Метапредметные- формирование умений поиска и преобразования материала , умение обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;
Личностные - формирование способности применению полученной информации в практической деятельности
Содержание занятия
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, готовятся к уроку
Мотивация
На стр. 76 прочитайте в рамочке «Обсудим вместе» проблемную ситуацию и ответим на вопросы:
Какая ситуация возникла между ребятами?
Так какую тему мы сегодня изучим?
- Правильно, тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради
Что будем изучать? Чего мы не знаем?
-подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана
Открывают учебник, читают
Записывают тему урока в тетради
Формулируют план урока:
- понятие, виды, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте
Актуализация знаний
при каком виде деятельности могут возникать конфликты?
что мы называем «общением»?
какие средства общения вам известны?
могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
- при общении
- это взаимные деловые и дружеские отношения людей
- речь, невербальное общение
- конечно могут
Изучение нового материала
-на стр. 83 задание 2 перечислен ряд слов, в различной степени связанных с понятием « конфликт» .
Выберите 5 понятий, которые по вашему мнению являются синонимами Конфликту.
- сверьте свои ответы со словарем (с.108) и спишите определение понятия «конфликт» в тетради
Внимательно рассмотрите схему на с. 76 учебника.
?что изображено на схеме? Как можно более точно назвать эти ступени?
- нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.
Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?
Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.
Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.
Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:
Этап конфликта
Варианты поведения и характеристика
- выбирают слова, аргументирую свой выбор
Выписывают определение
Изучают схему
- ступени конфликта; - этапы конфликта
-5 групп
Делятся на группы, готовятся к выполнению задания.
-чертят таблицу в тетрадях, выполняют задание.
- один представитель от группы зачитывает название и характеристику этапа, заполняют таблицу в тетрадях.
Первичное осмысление и закрепление
На стр. 83 задание 1 прочитайте и проанализируйте ситуацию, выделите в ней причины, инцидент и поведение.
Выполняют задание
Домашнее задание
На «3» П.9 прочитать, ответить на вопросы на стр. 82 « проверим себя»
На «4» П.9 прочитать, ответить на вопросы на стр. 82 « Проверим себя», зад. 5 на стр. 84
На «5» П.9 прочитать, подготовить презентацию « Как вести себя в конфликтной ситуации» и выступить с ней в классе
Записывают д\з в дневники
Рефлексия
Продолжи предложение:
Я так и не понял
Мне стало понятно
Больше всего понравилось
Не понравилось
Оцените свою работу в группе смайликом:
( активно работал
( делал то, о чем просили
( внимательно наблюдал за работой других
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта
характеристика
Возникновение конфликтной ситуации
Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать:
Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер
Осознание конфликта
необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.
Проявление конфликтного поведения
Поведение:
Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны
Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон.
Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами
Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно.
Углубление конфликта
Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели.
Разрешение конфликта
может быть полным или частичным.
Поведение:
Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной.
Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта
прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих
интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение.
ДЛЯ ГРУПП
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.
Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество,
Компромисс,
Приспособление и
Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.
3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.
В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.
4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.
5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.
Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.
Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).
Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.
Технологическая карта
Тема урока
Конфликты в межличностных отношениях
Цель
Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
Планируемые результаты
Предметные- формирование понятия конфликт, виды конфликтного поведения, пути разрешения конфликта
Метапредметные- формирование умений поиска и преобразования материала , умение обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;
Личностные - формирование способности применению полученной информации в практической деятельности
Методы и формы обучения
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока
усвоение новых знаний
Основные понятия:
конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные учебные действия
Орг. момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, готовятся к уроку
Мотивация
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Просматривают видеосюжет, формулируют и обсуждают тему и цели урока
Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения
Актуализация знаний
Организует диалог с учащимися по предыдущей теме
Отвечают на вопросы
Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы
Регулятивные: соотносят ранее полученные знания , осознают их взаимосвязь с новым материалом.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Изучение нового материала
Организует индивидуальную работу с текстом учебника, формирует группы и организует групповую работу
Формулируют ключевое понятие урока, сверяют с эталоном; делятся на группы, выполняют задания, выступают, заполняют таблицу и создают опорную таблицу на доске
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию сроят понятные для партнёра высказывания, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотносения того, что уже известно и того, что еще не усвоено, принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные: осмысливают традиции и ценности современного общества, оценивают собственную учебную деятельность , свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Первичное осмысление и закрепление
Организует обсуждение конфликтных ситуаций на
Выполняют практические задания
Домашнее задание
Демонстрирует на слайде и озвучивает д/з
Записывают д/з в дневники
Рефлексия
Демонстрирует слайд с заданиями (продолжить фразу)
Дополняют предложения, определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.
Регулятивные: прогнозируют уровни усвоения изучаемого материала
15