Конспект урока по окружающему миру Герб, гимн, флаг Российской Федерации (4 класс)


Конспект урока по окружающему миру
на тему: «Герб, гимн, флаг Российской Федерации»
Челябиной Юлии.
У: Прозвенел давно звонок, начинать пора урок!
Здравствуйте ребята!
А теперь посмотрите на меня, отложите все посторонние дела в сторону, сядьте поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать.
Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)
У: Ребята, как вы думаете что такое Родина?
Д: Родина это место, где мы родились, выросли, где наш дом, город, село, наш край.
У: Хорошо. Родина не определяется местом жительства и рождения. Настоящая Родина – это место, где человек чувствует себя частью этого места. Та страна, куда человек стремиться возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина – тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить и сохранить. Защищать и любить Родину – это обязанность каждого человека. А также обязанностью является знание символов своей Родины.
У: Ребята, знаете ли вы, что является символами нашей с вами Родины?
Д: Знаем, герб, гимн и флаг
У: А так как мы с вами живем в государстве Российская Федерация, мы должны знать, уважать и защищать наши символы.
У: Молодцы. Сегодня я вам расскажу об истории появления у нашей страны
этих символов.
Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. Они нужны, как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
И начнём мы с вами с флага.
Флаг российский гордо реет,
Он в чужой стране согреет.
Он поддержит и поможет,
Подарить надежду сможет!
В море он, на корабле
Гордо реет в высоте,
Чтоб российские суда
Узнавали без труда!
И в столице, и в деревне,
Как заведено издревле,
Реют флаги на домах,
На весёлых на ветрах.
Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.
История бело-сине-красного флага России очень интересна и познавательна. Возникнув в конце 17 века, триколор стал официальным флагом Российской империи только в 1896 году. Получается, что просуществовал он всего в течение 20 лет — до 1917 года. И вернулся к нам в 1991 году, спустя 74 года!
Флаг России был поднят над зданием Верховного Совета в Москве, и в честь этого события, указом президента был установлен праздник — День Государственного флага Российской Федерации, который отмечается 22 августа. Это самый молодой праздник нашей страны.
Мне запомнился один из сюжетов, показанных по телевидению, о праздничных торжествах. Группа молодежи раздавала на улицах трехцветные ленточки и спрашивала прохожих, что обозначают цвета российского флага. Удивительно, но мало кто дал вразумительный ответ. Тем не менее, еще при Петре Первом определился точный порядок горизонтальных полос флага и их значение. Оно совпадало с древним пониманием строения мира. Внизу (красная линия) — физический мир людей, полный забот, страданий, страстей. Выше (синий цвет) — мир ангельский, небесный. Еще выше (белая полоса) — мир божественный: Вера, Надежда и Любовь. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры, верности и правды; красный символизирует постоянство, энергию, силу, отвагу и кровь, пролитую за Отечество.Интересно, что прародителем первого флага многие ученые склонны считать посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо. Посох — от фараонов Древнего Египта до христианских епископов — был символом власти. Только на рубеже 2-1 веков до н. э. в римской армии появляются знамена с полотнищами квадратной формы, прикрепленными на древке. Славянские знамена первоначально имели вид шеста, на котором закреплялись пучок травы или веток, конская грива или хвост. Со временем траву и гриву заменили материей яркого цвета в форме клина. В древнерусском языке слово «стяг» означало жердь, палку, шест. И только с 15-го века повсеместно входит в употребление слово «знамя».
А теперь давайте поговорим о гербе.
Государственный герб России — золотой Двуглавый Орел на красном поле. Двуглавый Орел был утвержден в качестве Государственного герба в 1993 году указом президента Б. Н. Ельцина. Но история герба куда как длиннее.
Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.
От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.
В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.
А сейчас внимание на экран, мы узнаем подробную историю возникновения герба.
И завершим мы разговором о гимне.
А вы знаете, где возник первый государственный гимн?
Первой страной, в которой зазвучал национальный гимн, стала Голландия.
Интересно, что в некоторых странах существовало одновременно, а в некоторых гимнов не было вовсе.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
И сейчас я попрошу вас всех встать и положа руку на сердце, тоже проявить уважение к своей стране и спеть гимн Р Ф. Если кто подзабыл слова на экране будет появляться подсказка.
Прошу садиться
Нам есть чем гордиться и есть что беречь,-
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!
А. Ахматова
И я надеюсь, после нашего урока вы ещё с большим уважением будете относиться к символике нашего с вами родного игосударства.
Спасибо за внимание!