Доклад на тему ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Н.В.Инютина
Частная школа «Сымбат», город Актобе
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий мы считаем ИКТ. [1]Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. [2]А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ. ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
«В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 910 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 1011 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры». [3]
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИТК должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала. Выделим основные:
· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
· создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;
· использование готовых программных продуктов;
· поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
· создание тестовых работ;
· обобщение методического опыта в электронном виде. [3]
Информатизация образования - новая область педагогической науки, призванная решить целый ряд методических, теоретических, практических задач. Однако методики не пишутся быстро, образовательного контента пока не хватает, а доступ в Интернет, порой, есть только в кабинете директора школы. Так что же, ждать, пока условия будут созданы?
На крупнейшем педагогическом портале "Сеть творческих учителей" (http://www.it-n.ru) проводился опрос среди учителей начальных классов. В числе вопросов был такой: чьей обязанностью является формирование цифровой грамотности учащихся начальной школы?
Результат оказался неожиданным: 72% участников опроса ответили: за цифровую грамотность учащихся первой ступени отвечает учитель начальных классов. При этом условия для проведения занятий с ИКТ учителя оценили следующим образом: нет условий или плохие условия - 25%, удовлетворительные - 36%, хорошие - 27%, отличные - 12%.
Из диаграммы видно, что у большинства педагогов опыт применения ИКТ составляет от 1 до 3 лет, еще у 31% учителей этот опыт составляет менее одного года.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
В том же опросе среди препятствий к применению ИКТ в начальной школе учителя отмечают недостаток теоретических знаний, практических умений, методических разработок, необходимого оборудования, отсутствие доступа в компьютерный класс. Таким образом, налицо противоречие между пониманием необходимости использования информационных технологий на первой ступени обучения и условиями для реализации этой идеи. [5]
Ждать, безусловно, проще и безопаснее. Но если учитель готов двигаться вперед, если в классе уже стоит необходимое оборудование? Учитель оказывается в непривычной для себя позиции "новичка" и нуждается в консультациях, в поддержке, ему необходимо поверить в свои силы.
Отсюда следует, что учителям необходима методическая поддержка по использованию ИКТ. Одним из вариантов ее может являться электронный учебник по всем предметам школьной программы.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относятся любые педагогические технологии, в т.ч. и обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы его развития.
Успешному усвоению новых знаний в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в образовательном процессе ИД (интерактивной доски) обеспечивает успешное запоминание учащимся информации и ее воспроизведение следующими способами:
- уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.
- записанные на электронной интерактивной доске комментарии после урока могут быть распечатаны. Таким образом, у ученика появляются дидактические материалы, облегчающие процесс воспроизведения усвоенной на уроке информации. [4]
Освоение основ компьютерной грамотности – важно для будущих учеников средней школы. Вместе с тем не менее важное значение, на наш взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учебе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Ведь не секрет, что компьютер у большинства детей ассоциируется, прежде всего, с досугом, возможностью поиграть, отдохнуть. Поэтому главным аргументом в использовании ИКТ, на наш взгляд, является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Потоки информации ежедневно обрушиваются на каждого человека современного общества через СМИ и Интернет. Эта информация может быть необходимой и ненужной, устаревшей и актуальной, вредной и полезной, правдивой и недостоверной. Ориентирование детей на поиск и использование достоверной, полезной, актуальной информации – необходимая составляющая воспитания информационной культуры.
Применение новых информационных технологий в начальной школе раскрывают неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.
У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, поэтому преподавание в начальных классах нуждается в наглядно-иллюстративных средствах. Раньше бытовало мнение, что компьютер может быть использован только на уроках информатики. Но это не так. В начальной школе использовать компьютерные технологии можно буквально на всех уроках.
Целесообразно проводить интегрированные уроки математики. Эти уроки дают возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Такие уроки позволяют усилить межпредметные связи, снизить перегрузки учащихся, расширить сферы получаемой информации учеников, подкрепить мотивации обучения. Компьютерную технику мы используем в течение всего урока: демонстрируем презентацию, используем для решения задач, для объяснения нового материала, проведения и проверки самостоятельных работ. [6]
Важным структурным элементом урока является организационный момент, на котором происходит целевая установка, мотивация и актуализация опорных знаний. Для этих целей мы предлагаем ученикам просмотреть слайды презентации и определить о чем пойдет речь на уроке. Таким образом, происходит настрой на восприятие определенного материала. Как правило, мы опираемся на знания, полученные учениками на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Формирование познавательной активности учащихся может происходить по двум основным каналам. С одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. На сегодняшний день – это использование ИКТ в учебной работе.
Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе. [4]
Ребенок – главная ценность общества, выше которой ничего не может быть. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в Библии, «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Наш педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность.
Сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут выпускники следующего десятилетия. Нас это касается непосредственно, ведь мы преподаем в начальных классах, и таким образом, все наши сегодняшние ученики будут выпускниками следующего десятилетия. Успешность будущих выпускников во многом зависит от качества знаний и умений, полученных ими в начальной школе. Чтобы уровень подготовки современного школьника соответствовал планке требований, предъявляемых жизнью, необходимо так строить образовательный процесс, чтобы каждый урок приносил детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе.
Необходимость применения ИКТ в начальной школе вытекает уже из особенностей современных детей. Для них это естественная среда, и не учитывать это, мы не имеем права. Ведь использование новых инновационных технологий помогают не только в обучении, но и в развитие творческих, нравственных, эстетических качеств детей.
Литература
1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11
2. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»
3. «ИТО-РОИ-2007» Ивашова О. А.//сборник трудов/ статья «Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников». mhtml:fiie//F:\Публикации
4. И. Б. Мылова СПБГУПМ «Предметно-ориентированный подход к формированию информационно-технологической компетентности учителя начальной школы» mhtml:fiie//F:\Публикации
5. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. www. pedsovet.org
Диаграмма 10Диаграмма 11Root Entry