Поурочная разработка по всеобщей истории Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

8 класс
Тема: ФРАНЦИЯ Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.
Урок 12. § 14.
Цели: 1. Дать понятие промышленная революция – Объяснить термины консерватор – противник прогресса и преобразований; радикал – политик, сторонник коренных, решительных преобразований; монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству; буржуазная монархия - монархия, которая опирается на буржуазию (мещане, горожане, среднее сословие, граждане, обыватели, торговый и ремесленный люд) и защищает ее интересы. Охарактеризовать особенности экономического развития Франции в середине ХIХ века. Определить, характер, причины, значение и кризис июльской монархии?
2. . Показать на карте «Территориально - политический устройство мира с 1800 по 1850 гг.», и сравнить колонии Франции и Великобритании к середине ХIХ века. Развивать умения и навыки извлекать полезную информацию для выполнения познавательных заданий; анализировать, сравнивать, делать выводы и аргументировать их фактами; создавать обобщенные образы представителей различных слоев населения и оценивать события с их позиций. Проявлять инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений.
3. Воспитывать учащихся на ярких примерах героизма, храбрости, мужества, любви к Родине. Воспитывать взаимопонимание в общении, готовности к самостоятельному творчеству, к пользованию гражданскими правами.
Тип урока – комбинированный.
I. ПЗУ Как вы думаете, почему в 19 в. Англию называли «мастерской мира», «мировым извозчиком», страной «не заходящего Солнца» - Викторианской эпохой? Аргументируйте свои ответы. Кто такие либералы? – это приверженцы либерализма – идеологии основанной на равенстве всех перед законом, провозглашающей гражданские свободы: свобода предпринимательства, своб. слова, своб. вероисповедания и права: право на жизнь, право на собственность, право на личную свободу. консерваторы – (противник прогресса и преобразований).
Покажите на карте колонии Великобритании и Франции к концу ХIХ века.
МОТИВАЦИЯ УПДУ: Познавательные задания: 1. Согласны ли вы с оценкой, данной Талейраном Бурбонам в период Реставрации: «они ничего не забыли и ничему не научились»? 2. Определите причины Июльской революции 1830 г. Подумайте, была ли возможна альтернатива такому развитию событий. 3. Какие общие черты и какие различия вы видите в положении английских и французских рабочих? Почему во Франции вспыхивали вооруженные восстания, в то время как в Англии их не было? Свою точку зрения аргументируйте. (опираясь на «свидетельство эпохи», документы учебника (См. «Всеобщая история. История Нового времени» 1800-1900 гг. М.: Просвещение. 2013 г. С. 129-131). Составить в тетради план ответа: «Демократические реформы во Франции». Доказать, что французский народ сумел отстоять свои требования, хотя и частично и добился принятия ряда законов ограничивающих власть короля – новая конституция – ХАРТИЯ 1814 г.- конституционная монархия.
АКТУАЛИЗАЦИЯ УПДУ: Как повлияли на экономическое развитие Франции реформы Наполеона? Что вы читали об этом периоде Франции? Что изменила Хартия 1814 г. во Франции? Сравните политическое устройство Франции в период Реставрации и Июльской монархии
Подумайте чем было вызвано замедление темпов экономического развития Франции (войны Наполеона, обезземеливание крестьян, захват общинных земель круп. землевладельцами, нищета и безработица)? Почему не было единства во взглядах у монархистов (Бурбоны, Орлеаны, Бонапартисты – в чьих руках будет власть)?
РЕСТАВРАЦИЯ – период вторичного правления династии Бурбонов – Людовика XVIII - 1814 – 1815 гг. (1-я реставрация) и 1815 – 1830 гг. (2-я реставрация).
Причины – восстановление сословных привилегий, возвращение утраченных поместий, «белый террор» против сторонников Наполеона, казни, расстрелы.
Следствие – установление конституционной монархии – ограничение власти короля двухпалатным законодательным корпусом. Власть в руках крупных землевладельцев и узкой верхушки буржуазии.
Конец реставрации положила ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830 г. – «ТРИ СЛАВНЫХ ДНЯ» - покончила с монархией Бурбонов и установила правление кор. Луи-Филиппа Орлеанского (1830 – 1848 гг.) – управлениестраной перешло в руки финансовой буржуазии.
Подумайте, какой процесс ускорился во Франции с властью буржуа? (модернизация, поправки в конституцию-избирательное право, создание нацгвардии)
Предпосылки – попытки «короля эмигрантов» Карла Х восстановить методы «старого порядка» - ущемление интересов широких слоев общества и правящей верхушки, увольнение наполеоновских генералов из армии, «закон о миллиарде для эмигрантов» (компенсация), роспуск армии – политический кризис; рост безработицы и нищих – экономический кризис.
Подумайте,каким понятием можно охарактеризовать «методы старого порядка» Карла Х?
Причины – недовольство различных слоев населения режимом Бурбонов.
Характер – буржуазный.
«ТРИ СЛАВНЫХ ДНЯ»
27 июля - начало народного восстания в Париже
28 июля 1830 - коренной перелом в ходе восстания, на сторону
восставших перешли правительственные войска
29 июля - захват королевского дворца Тюильри – отречение Карла Х от престола
Прочтите документ «свидетельство эпохи», с. 129-131, и определите методы превращения бочара г-на Гранде в уважаемого человека. Какими чертами личности наделил его автор Оноре де Бальзак? Дайте характеристику новому королю Франции Луи Филиппу Орлеанскому. Cоставьте в тетради план ответа на ? №5. В тетради выписать основные понятия и термины.
ОЗ: Подумайте и сделайте вывод, какие изменения произошли в составе французского общества в первой половине XIX в.
ОБОБЩЕНИЕ:
«ОНИ НИЧЕГО НЕ ЗАБЫЛИ И НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛИСЬ (в изгнании)» - Талейран Шарль Морис (1754-1838). Согласны ли вы с оценкой данной,Талейраном Бурбонам в период Реставрации. Обоснуйте свои мысли.Почему ? Что такое эмиграция? Что такое Реставрация? Что такое монархия? Какой политический строй оформился во Франции при Луи Филиппе? Почему борьба за политическое устройство Франции закончилась победой финансовой буржуазии? Межпредметные связи: литература, МХК, история Отечества, право, экономика.
ИТОГИ УРОКА: выставление оценок
ДЗ: Прочитать § 14, повторить §11. Прочитать вопросы №6 (обсуждение с одноклассниками), подготовить сообщение о восстании лионских ткачей. Выписать новые понятия и термины.
Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: О. Бальзак. Евгения Гранде. Отец Горио. Крестьяне. Утраченные иллюзии (и др. произведения); В. Гюго. Собор Парижской Богоматери; Г. Гейне. Книга песен; Э. Золя. Серия «Ругон-Маккары». Репродукции картин: Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ; О. Домье. Улица Транснонен

1789 г. – Великая Французская революция; 1792 г. – Первая республика; 1793 г. – 1794 г. якобинский террор.
1848 г. – 1852 –Вторая республика; 1852 г. – 1870 г. – правление Наполеона III – Вторая империя.
1875 г. Третья республика.
1944 г. – освобождение Франции войсками антигитлеровской коалиции и движения Сопротивления.
1946 г. – 1958 г. – Четвертая республика.
1958 г. принята конституция Пятой республики, расширились права исполнительной власти. Президентом Республики был избран Шарль де Голль, генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн.
15