Открытый урок на тему Информационные ресурсы общества (1 курс СПО)


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине Информатика
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Специальность: Землеустройство
Группа З-11
Преподаватель Глухова С. В.
г. Краснодар 2016План – конспект урока
Тема урока: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Цель урока: научиться находить электронные образовательные ресурсы по заданной теме и применять их на практике.
Вид урока: практическое занятие.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Цели занятия:
Образовательные:
научиться находить электронные образовательные ресурсы,
освоить технологию поиска ЭОР по своей специальности;
Развивающие:
Развивать умение применять знания, для решения профессиональных различных задач
Развитие умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей и навыков индивидуальной работы;
Воспитательные:
Восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности специалиста.
Воспитывать интерес к самостоятельному изучению информатики, повышать мотивацию к изучению дисциплины;
Способствовать формированию профессиональной направленности личности.
Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, уверенности в себе и своих знаниях.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Личностные:
умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Метапредметные:
использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
Предметные:
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
У студента должны быть сформированы общие компетенции:
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Используемые методы, приемы, технологии обучения:
беседа;
фронтальный опрос;
практический;
частично поисковый
Межпредметные связи:
Обеспечивающие: школьный курс математики и информатики
Обеспечиваемые: информатика (2 курс), информационные технологии в профессиональной деятельности.
Оборудование занятия: персональный компьютер, мультимедийный проектор, инструкционно-технологические карты, литература, компьютерная презентация.
Литература:
Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С.Цветковой. — М., 2014
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Место проведения: компьютерный класс.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Ход урока.
Организационная часть занятия.
Взаимное приветствие, проверка готовности студентов к занятию, формирование позитивного настроя.
Мотивация учебной деятельности студентов.
Сообщение темы, цели, плана занятия, мотивация учебной деятельности в профессиональной деятельности студентов и их дальнейшего обучения в колледже.
Правила техники безопасности при работе с персональным компьютером.
Актуализация опорных знаний студентов.
Метод: устный фронтальный опрос по теме: Информационные ресурсы общества.
Вопросы:
Что такое информационные ресурсы общества?
Отличительная черта информационных ресурсов
Что такое информационные образовательные ресурсы?
Наиболее важные параметры информационных ресурсов.
Вводный инструктаж.
Выдача инструкционно-технологических карт.
Разъяснение порядка действий при выполнении задания.
Напоминание студентам о соблюдении правил по технике безопасности при работе на компьютере.
Применение студентами знаний и действий.
Выполнение студентами самостоятельной работы на компьютере по ИТК.
Текущий инструктаж, по мере поступления вопросов от студентов.
Текущий контроль выполнения задания.
Итоговый контроль качества выполнения задания, выставление оценок.
Домашнее задание: Используя сайт «Единое окно» (http://window.edu.ru), составьте список ссылок на ресурсы СПО имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии.
ИНФОРМАЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Практическая работа № 1
Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Цель работы: научиться находить электронные образовательные ресурсы по заданной теме и применять их на практике.
Оснащение рабочего места: персональный компьютер с выходом в Интернет, информационно-технологическая карта.
Ход работы:
Изучить ИТК, ознакомиться с учебным материалом.
Включить ПК.
Следуя указаниям инструкционного материала выполнить практическую работу.
Защитить работу.
Защита работы:
Уметь находить электронные образовательные ресурсы по заданной теме и применять их на практике.
Предоставить результаты выполнения задания
Ответить на контрольные вопросы.
Учебный материал
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие «информационного ресурса общества» является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности – государственная, общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации – бумажный, электронный.
 
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
электронные архивы выпусков.
Задание 1.
Найдите и охарактеризуйте образовательные ресурсы сети Интернет.
Для этого:
Загрузите Интернет.
В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
Охарактеризуйте любые три.
Сохраните результат выполнения задания.
Задание 2.
Найдите электронные образовательные ресурсы на сайте ФЦИОР.
Для этого:
Откройте стартовую страницу ФЦИОР по адресу http://fcior.edu.ru/В каталоге электронных образовательных ресурсов выберите уровень образования, например Среднее профессиональное образование.
Перейдите по гиперссылке в соответствующий каталог и посмотрите предлагаемые ресурсы.
Для поиска конкретного ресурса «Компьютерные вирусы» в строке поиска укажите фразу «Компьютерные вирусы». Затем нажмите кнопку Найти.
Сохраните результат выполнения задания.
Задание 3.
Изучите Расширенный поиск информации сайта ФЦИОР.
Для этого:
В соответствующих полях укажите интересующие вас параметры: строка поиска — компьютерные вирусы, программы просмотра — Браузер, тип модуля — Информационный.
Уточните уровень и ступень образования — Среднее профессиональное образование. В появившемся окне выберите дисциплину, курс обучения и название специальности из Общероссийского классификатора специальностей по образованию. Затем нажмите кнопку Искать.
Откройте модуль и щелкните по ссылке Посмотреть в браузере.
Задание 4.
Найдите модуль Информационная безопасность. Сохраните результат выполнения задания.
Задание 5.
Воспользуйтесь расширенным поиском в коллекции ФЦИОР и найдите электронные образовательные ресурсы по своей специальности.
Задание 6.
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы. Результаты поиска сохраните.
Укажите время утверждения григорианского календаря.
Каков диаметр атома?
Укажите смертельный уровень звука.
Какова температура кипения железа?
Какова температура плавления ртути?
Укажите скорость обращения Луны вокруг Земли?
Какова масса Земли?
Какая гора в России является самой высокой?
Укажите годы правления Ивана I.
Укажите годы правления Екатерины I.
В каком году был изобретен первый деревянный велосипед?
Контрольные вопросы
Что такое информационное общество?
Что такое информационные ресурсы?
Наиболее важные параметры информационных ресурсов.
Субъект и объект информационных ресурсов.
Приведите примеры образовательных электронных ресурсов.

Приложение 1
Подборка сайтов по профориентации
Описание ресурса Имя сайта
Специальности системы профессионального образования (СПО).
Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, о совокупности приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков. http://WWW.edu,ru/abitur/act/11/index.phphttp://pedsowet.org/Справочник профессий.
Приводится описание около 489 наименований профессий http://WWW.rabotka.ru/infoworker/http://WWW.rabota-in,net/prof/professions.php