Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.)


Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Министерства образования России и Президиумом Российской Академии образования от 23.12.2003 г.
№ 21/12, утверждён приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.04 №1089).
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
4. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1724 от 05.07.2013 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013 – 2014 учебный год».
5. Учебный план образовательного учреждения (протокол № 1 педагогического совета от 30.08.2013 г.)
При разработке данной программы использовалась авторская программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений, авторами которой являются М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, издательство Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. Программа соответствует современным требованиям обучения, целям и задачам образовательного учреждения.
3. Цели изучения курса:
Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирования у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- вооружения их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании);
- развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку обучающиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания школьников о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении русского языка.
Общие задачи предмета:
- воспитывать обучающихся средствами данного предмета;
- развивать их логическое мышление;
- обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
4. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
5. Для реализации программы используется следующее учебно-методическое обеспечение: преподавание ведётся по учебнику «Русский язык. 5 класс», авторами которого являются Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян и др., издательство Москва, «Просвещение», 2010 г.
6. Программа рассчитана на 6 часов в неделю (35учебных недель); всего 210 часов; в том числе на проведение контрольных работ – 9 часов, на уроки развития речи – 36 часов.
7.Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по русскому языку за курс 5 класса.
1) Обучающиеся должны знать:
- определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий;
- определения орфографических и пунктуационных правил;
- обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2) Обучающиеся должны уметь:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами0 – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
8. В авторском тематическом планировании отводится на изучение предмета 204 часа в год, а в рабочей программе 210 часов в год согласно продолжительности учебного времени в ОУ в 5 классе. Добавлено 6 часов в разделе «Повторение и систематизация пройденного в 5 классе».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Требования к знаниям, умениям и навыкам Словарные слова, термины Развитие речи Повторение и подготовка к ГИА
Язык – важнейшее средство общения (2 ч.+1ч. р/р)
1. Язык и человек. 1 Изучение нового материала Общение Письменный ответ на вопрос (упр.3) 2. Язык и речь. Язык и его единицы. 1 Изучение нового материала 3. Р/Р Стили речи. 1 Развитие речи Всегда
никогда Анализ текста (упр.14) Повторение пройденного в I – IV классах (17 ч.+3 ч. р/р)
4. Состав слова. 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь определять состав слова. Транскрипция Определение основной мысли текста (упр.22) Однокоренные слова.
5. Орфограмма. 1 Комбинированный Знать определение орфограммы. Орфограмма
морфема Безударная гласная в корне слова.
6. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь проверять безударную гласную в корне слова. Работа с текстом (упр.33) Состав слова.
7. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь проверять согласную в корне слова. Футбол
хоккей
матч
спортсмен
баскетбол
вокзал
рюкзак
Звуки и буквы. Однокоренные слова.
8. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 1 Формирование умений и навыков Уметь проверять непроизносимую согласную в корне слова. Вкусный
чудесный прекрасный
опасный Определение основной мысли текста (упр.49) Звонкие и глухие согласные.
9. Буквы И, У, А после шипящих. 1 Комбинированный Уметь объяснять и обозначать изученную орфограмму. Брошюра
жюри
парашют Составление предложений или связного текста (упр.53) Шипящие согласные звуки.
10. Разделительные Ъ и Ь. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять и обозначать орфограмму № 6. Съезд
подъём
въезжать
объявление
вьюга
ружьё
барьер
серьёзный Составление предложений с данными словами (упр.54) Правописание приставок.
11. Раздельное написание предлогов с другими словами. 1 Комбинированный Уметь обозначать орфограмму № 7. Составление предложений по рисунку (упр.62) Однородные члены предложения.
12. Р/Р Текст. Тема текста. 1 Развитие речи. Знать признаки текста. Текст Анализ текстов (упр.63, 64) Знаки препинания в конце предложения.
13. Р/Р Подробное изложение «Хитрый заяц». 1 Развитие речи. Уметь подробно излагать текст, составлять план. Подробное изложение Составление простого плана. 14. Части речи. 1 Комбинированный Знать изученные части речи. Вдруг
вперёд
назад Игра (упр.70) Главные члены предложения.
15. Глагол. 1 Комбинированный Знать признаки глагола. Правописание непроизносимых согласных.
16. -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 1 Формирование умений и навыков НЕ с глаголами.
17. Личные окончания глаголов. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять безударные личные окончания глаголов. Слышит
видит
смотрит
держит Составление предложений с данными глаголами (упр.86) Ь после шипящих в глаголах 2-го л. ед.числа.
18. Имя существительное. 1 Комбинированный Уметь определять постоянные признаки имён существительных. Рассказ по таблице (упр.92) Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
19. Имя прилагательное. 1 Обобщение и систематизация знаний Знать признаки прилагательного. Яркий
ослепительный
изумрудный Составление предложений (упр.99) Падеж имён существительных.
20. Р/Р Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению «Летние радости». 1 Развитие речи Уметь определять основную мысль текста Описание Редактирование текста (упр.113) 21. Местоимение. 1 Формирование умений и навыков Знать местоимения 1, 2, 3 лица. Вдвоём
втроём Пересказ сказки (упр.112) Склонение личных местоимений.
22. Контрольный диктант по итогам повторения. 1 Контроль знаний 23. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Синтаксис и пунктуация. Культура речи (29 ч.+7 ч.р/р)
24. Синтаксис. Пунктуация. 1 Изучение нового материала Знать определения понятий. Синтаксис
пунктуация Определение основной мысли текста (упр.118) Личные окончания глаголов.
25. Словосочетание. 1 Изучение нового материала Знать состав словосочетаний Стремиться
беседовать
посетить Составление словосочетаний (упр.127) Части речи.
26. Разбор словосочетания. 1 Формирование умений и навыков Уметь производить разбор словосочетаний. Рапорт
салют
издалека изредка Составление словосочетаний по рисунку (упр.131) Непроизносимые согласные.
27. Предложение. 1 Изучение нового материала Знать признаки предложения. Предложение Определение границ предложений (упр.134) Части речи.
28. Р/Р Подготовка к сжатому изложению 1 Развитие речи Уметь писать сжатое изложение Сжатое изложение Определение основной мысли текста (упр.137) 29. Р/Р Сжатое изложение по рассказу В.П.Катаева. 1 Развитие речи Упр.137 30. Виды предложений по цели высказывания. 1 Изучение нового материала Уметь интонационно правильно произносить предложения. Повествовательное
вопросительное
побудительное Работа над интонацией предложений (упр.139, 143) Состав слова.
31. Восклицательные предложения. 1 Изучение нового материала Уметь устанавливать границы предложений. Восклицательное Упр.(148) Признаки предложения. Безударная гласная в корне слова.
32. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 Комбинированный Уметь находить подлежащее в предложении. Грамматическая основа Раздельное написание предлогов.
33. Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Памятный день в школе». 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Повествование Упр.153 Безударная гласная в корне слова.
34. Сказуемое. 1 Комбинированный Уметь находить сказуемое в предложении. Сказуемое Составление предложений на заданную тему (упр.162) Проверяемая согласная в корне слова.
35. Тире между подлежащим и сказуемым. 1 Изучение нового материала Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Упр.170 Глагол.
36. Нераспространённые и распространённые предложения. 1 Изучение нового материала Рассказ о предложении по плану (упр.174) Личные окончания глаголов.
37. Второстепенные члены предложения. Дополнение. 1 Изучение нового материала Уметь находить дополнение в предложении. Везде Составление предложений по рисунку (упр.177) Падеж имён существительных
38. Определение. 1 Изучение нового материала Уметь находить определение в предложении. Составление текста по данному началу (упр.183) Словосочетание и его строение.
39. Обстоятельство. 1 Изучение нового материала Уметь находить обстоятельство в предложении. Отовсюду Составление текста (упр.186) Безударная гласная в корне слова.
40. Предложения с однородными членами. 1 Изучение нового материала Знать признаки однородных членов предложения. Заботливо
внимательно
бережно
компьютер Письменные ответы на вопросы (упр.193) -Тся и –Ться в глаголах.
41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 Формирование умений и навыков Составление предложений с однородными членами (упр.198) Разделительные Ъ и Ь.
42. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 Формирование умений и навыков Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление диалога. Безударная гласная в корне слова.
43. Обобщающие слова при однородных членах. 1 Изучение нового материала Уметь находить обобщающие слова Обобщающее слово Составление предложений по рисунку (упр.203) Непроизносимая согласная в корне слова.
44. Предложения с обращениями. 1 Изучение нового материала Обращение Составление распространённых предложений (упр.211) Типы предложений по цели высказывания.
45. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. 1 Формирование умений и навыков Умение производить разбор простого предложения. Огорчить
опечалить
расстроить Устный разбор предложений (упр.219) Падежные окончания имён существительных.
46. Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.П.Решетникова «Опять Двойка». 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Описание Устное описание картины. 47. Р/Р Сочинение-описание по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». 1 Развитие речи Уметь создавать сочинение-описание. Упр.218 48. Простые и сложные предложения. 1 Изучение нового материала Знать признаки сложного предложения. Что
чтобы Упр.221 Грамматическая основа предложения.
49. Простые и сложные предложения. 1 Формирование умений и навыков Потому что Составление сложных предложений (упр.224) Безударная гласная в корне слова.
50. Простые и сложные предложения. 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь различать простые и сложные предложения Где
когда
если Составление текста (упр.230) Правописание предлогов со словами.
51. Синтаксический разбор сложного предложения. 1 Формирование умений и навыков Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения. Анализ текста (упр.233) Проверяемые согласные в корне слова.
52. Прямая речь. 1 Изучение нового материала Уметь интонационно правильно читать предложения с прямой речью. Здравствуйте
До свидания Обращение.
53. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1 Формирование умений и навыков Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью. Спасибо
благодарю Составление предложений (упр.242) Непроизносимая согласная в корне слова.
54. Диалог. 1 Изучение нового материала Извините
пожалуйста Составление диалога (упр.249) Признаки текста.
55. Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». 1 Обобщение и систематизация знаний Знать основные понятия раздела. Составление предложений с прямой речью. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.
56. Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». 1 Контроль знаний 57. Работа над ошибками. Подготовка к выборочному изложению. 1 Коррекция знаний 58. Р/Р Подготовка к выборочному изложению по тексту Е.В.Мурашовой. 1 Развитие речи Выборочное изложение НЕ с глаголами.
59. Р/Р Выборочное изложение по тексту Е.В.Мурашовой. 1 Развитие речи Упр.254 Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (15 ч.+3 ч.р/р)
60. Фонетика. Гласные звуки. 1 Изучение нового материала Знать образование гласных звуков. Фонетика
Звуки речи Составление словосочетаний (упр.259) Однородные члены предложения.
61. Согласные звуки. 1 Изучение нового материала. Знать образование согласных звуков. Удивительный
изумительный
поразительный Составление предложений с прямой речью (упр.266) Предложения с прямой речью.
62. Позиционные чередования гласных и согласных. 1 Изучение нового материала. Позиционные чередования Безударная гласная в корне слова.
63. Согласные твёрдые и мягкие. 1 Комбинированный Знать характеристику твёрдых и мягких согласных звуков. Музей
текст
тема Упр.273 Однокоренные слова.
64. Р/Р Повествование. Подробное изложение по тексту К.Г.Паустовского. 1 Развитие речи Типы речи Упр.275 65. Согласные звонкие и глухие. 1 Комбинированный Знать характеристику звонких и глухих согласных звуков. Анализ поэтического текста (упр.281) Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
66. Графика. Алфавит. 1 Изучение нового материала Знать алфавит. Графика
каллиграфия Работа над правильным произношением слов (упр.288) Буквы И, У, А после шипящих.
67. Р/Р Сочинение-описание предмета. 1 Развитие речи Описание Упр.294, 295 68. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 1 Комбинированный Знать роль мягкого знака. Каменщик
барабанщик
кончить
помощник
лучше Работа над произношением слов (упр.301) Обращение.
69. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. 1 Формирование умений и навыков Тоньше
меньше
раньше
возьмём
письменный Составление текста на основе словосочетаний (упр.303) Проверяемая согласная в корне слова.
70. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 1 Изучение нового материала Ателье
кашне
модель
свитер Составление предложений с обращением (упр.307) Разделительные Ъ и Ь.
71. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. 1 Формирование умений и навыков Знать роль букв Е, Ё, Ю, Я. Теннис
партер
шоссе 72. Орфоэпия. 1 Изучение нового материала Знать определение понятия. Орфоэпия Упр.312 Диалог.
73. Фонетический разбор слова. 1 Формирование умений и навыков Уметь производить фонетический разбор слова. Досуг
предмет
километр
магазин Проверяемые безударные гласные.
74. Р/Р Сочинение-описание натюрморта. 1 Развитие речи Описание Упр.317 75. Повторение по теме «Фонетика и орфография». 1 Обобщение и систематизация знаний Почерк
подчеркнуть Запись диалога (упр.314) Склонение имён существительных.
76. Контрольный диктант по теме «Фонетика и орфография». 1 Контроль знаний 77. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Лексика. Культура речи (8 ч.+2 ч. р/р)
78. Слово и его лексическое значение. 1 Изучение нового материала Знать определение лексики. Лексика Составление плана (упр.319) Стили текста.
79. Однозначные и многозначные слова. 1 Изучение нового материала Уметь находить данные слова в толковом словаре. Лазурный
бирюзовый Составление словосочетаний (упр.324) Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
80. Прямое и переносное значение слов. 1 Изучение нового материала Уметь определять значения слов. Необыкновенный
особенный
необычный Составление сложных предложений (упр.341) Предложения с однородными членами.
81. Омонимы. 1 Комбинированный Уметь находить омонимы в толковом словаре. Работа с толковым словарём (упр.343) Знаки препинания при диалоге.
82. Синонимы. 1 Комбинированный Уметь находить синонимы в толковом словаре. Громадный
огромный Составление повествовательных предложений с синонимами (упр.353) Падежные окончания имён прилагательных.
83. Р/Р Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». 1 Развитие речи Описание Упр.358 84. Антонимы. 1 Комбинированный Уметь подбирать к словам антонимы. Характеристика героев сказок с помощью антонимов-прилагательных (упр.361) Непроизносимые согласные.
85. Повторение по теме «Лексика». 1 Обобщение и систематизация знаний Знать основные понятия лексики. Сообщение по плану (упр.366) 86. Контрольная работа по теме «Лексика». 1 Контроль знаний 87. Р/Р Подробное изложение по тексту К.Г.Паустовского «Первый снег». 1 Развитие речи Подробное изложение Упр.367 Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч.+4 ч. р/р)
88. Морфема. Изменение и образование слов. 1 Изучение нового материала Уметь делить слова на морфемы. Морфема
квартал Анализ текста (упр.370) Состав слова. Однокоренные слова.
89. Окончание. 1 Формирование умений и навыков Диван
балкон
кабинет
телевизор
телефон Подбор синонимов к словам. Запятая в сложном предложении.
90. Основа слова. 1 Формирование умений и навыков. Уметь выделять основу в словах. Фиолетовый
лиловый Определение стиля текста (упр.375) Двойная роль букв е, ё, ю, я.
91. Р/Р Письмо. Эпистолярный жанр. 1 Развитие речи Эпистолярный жанр Упр.378 92. Корень слова. 1 Комбинированный Уметь подбирать однокоренные слова. Велосипед
велогонки Упр.384 Проверяемая безударная гласная в корне слова.
93. Р/Р Рассуждение. 1 Развитие речи Рассуждение
маршрут
правильный Упр.385, 386 94. Суффикс. 1 Изучение нового материала Пианино
гитара Однокоренные слова.
95. Суффикс. 1 Формирование умений и навыков Уметь выделять суффикс в словах. Конфета
Корзина
костюм Упр.400 Знаки препинания при обращении.
96. Приставка. 1 Комбинированный Уметь определять значения приставок. Грамотный
паркет Определение значения приставок в словах. Сложные предложения.
97. Р/Р Выборочное изложение «Последний лист орешника» 1 Развитие речи Выборочное изложение Упр.406, 407 98. Чередование звуков. 1 Изучение нового материала Уметь подбирать слова ч чередованием звуков. Ремень
чехол Разделительные Ъ и Ь.
99. Беглые гласные. 1 Изучение нового материала Небольшой
крошечный
крохотный Определение основной мысли текста (упр.413) Падежные окончания имён прилагательных.
100. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. 1 Формирование умений и навыков Уметь производить морфемный разбор слова. Однокоренные слова.
101. Правописание гласных и согласных в приставках. 1 Комбинированный Знать правописание неизменяемых приставок. Упр.421 Глагол.
102. Буквы З и С на конце приставок. 1 Изучение нового материала Знать изученную орфограмму. Безвкусный
рассвет
расцвет
расписание Составление предложений (упр.427) Диалог
103. Буквы О – а в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ-. 1 Изучение нового материала Уметь обозначать изученную орфограмму. Здесь
здание
здоровье Составление словосочетаний (упр.435) Словосочетание.
104. Буквы О – А в корне –РАСТ- - -РОС-. 1 Изучение нового материала 105. Буквы О – А в корне –РАСТ- - -РОС-. 1 Формирование умений и навыков Уметь обозначать изученную орфограмму. Анализ текста (упр.440) Чередующиеся согласные в корне.
106. Буквы Ё – О после шипящих в корне. 1 Изучение нового материала Шофёр
шоссе
шоколад 107. Буквы Ё – О после шипящих в корне. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять и обозначать данную орфограмму. Составление нераспространённых предложений (упр.444) Однокоренные слова.
108. Буквы Ы – И после Ц. 1 Изучение нового материала.. Акробат
жонглёр Простые и сложные предложения.
109. Р/Р Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 1 Развитие речи Описание
богатый
обильный
щедрый Упр.457 110. Повторение изученного по теме «Морфемика». 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Составление таблицы (упр.451) 111. Урок-зачёт по теме «Морфемика». 1 Контроль знаний 112. Контрольный диктант по теме «Морфемика». 1 Контроль знаний 113. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Морфология. Орфография. Культура речи.
114. Самостоятельные и служебные части речи. 1 Изучение нового материала Знать части речи. Морфология Определение темы и основной мысли текста (упр.459) Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Имя существительное (20 ч.+4 ч.р/р)
115. Имя существительное как часть речи 1 Изучение нового материала Устный рассказ (упр.469) Прямое и переносное значение слова.
116. Имя существительное как часть речи. 1 Формирование умений и навыков Знать признаки имени существительного. Составление распространённых предложений Синонимы.
117. Р/Р Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. 1 Развитие речи Знать признаки сочинения-рассуждения. Аргументы
доказательства Упр.475, 476, 477. 118. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1 Изучение нового материала Отечество
Отчизна
Родина Составление предложений с обращениями (упр.481) Знаки препинания при обращении.
119. Имена существительные собственные и нарицательные. 1 Изучение нового материала Уметь различать собственные и нарицательные существительные. Великая Отечественная война Запись текста в форме диалога (упр.486) Однородные члены предложения.
120. Морфологический разбор имени существительного. 1 Комбинированный Уметь производить морфологический разбор. Устный разбор имени существительного (упр.497) Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
121. Род имён существительных. 1 Комбинированный Уметь определять род имени существительного. Составление словосочетаний (упр.505) Предложения с прямой речью.
122. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. 1 Изучение нового материала Ворота
чернила Работа над правильным произношением слов (упр.509) Диалог. Предложения с однородными членами.
123. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. 1 Изучение нового материала Молодёжь
каучук
фарфор
цемент
щавель
свёкла
силос
хлопок Составление распространённых предложений (упр.514) Разделительные Ъ и Ь.
Синонимы.
124. Три склонения имён существительных. 1 Формирование умений и навыков Уметь определять склонение существительных. Необъятный
неохватный Составление таблицы (упр.519) Предлог.
Антонимы.
125. Падеж имён существительных 1 Комбинированный Знать вопросы падежей. Корректирование предложений (упр.522) Главные члены предложения.
126. Падежные окончания имён существительных. 1 Изучение нового материала Республика Определение типа и стиля речи (упр.537) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
127. Падежные окончания имён существительных. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять падежные окончания. Составление словосочетаний (упр.542) Буквы З и С на конце приставок.
128. Р/Р Подготовка к подробному изложению по тексту В.П.Астафьева. 1 Развитие речи Подробное изложение 129. Р/Р Подробное изложение с изменением лица. 1 Развитие речи Упр.546) 130. Множественное число имён существительных. 1 Изучение нового материала Инженеры
офицеры Разделительные Ъ и Ь.
131. Множественное число имён существительных. 1 Формирование умений и навыков Уметь правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа. Апельсин
мандарин Работа с текстом (упр.555) Главные члены предложения.
132. Правописание
О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 1 Изучение нового материала Составление словосочетаний (упр.560) Буквы О – Ё после шипящих в корне слова.
133 Правописание
О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять и обозначать данную орфограмму. Составление диалога (упр558) Диалог.
134. Р/Р Сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». 1 Развитие речи Типы речи
Описание Упр.564 Падежные окончания имён существительных.
135-136 Повторение изученного по теме «Имя существительное». 2 Обобщение и систематизация знаний Уметь использовать в речи существительные-синонимы. Устный рассказ по плану об имени существительном. Корни с чередованием.
137. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 1 Контроль знаний 138. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Имя прилагательное (12 ч.+4 ч.р/р)
139. Имя прилагательное как часть речи. 1 Изучение нового материала Определение стиля, темы, основной мысли текста (упр.569) Грамматические признаки существительных.
140. Имя прилагательное как часть речи. 1 Формирование умений и навыков Знать грамматические признаки прилагательного. Составление предложений (упр.575) Безударные личные окончания глаголов.
141. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 1 Изучение нового материала Жёлтый
золотой Рассказ об имени прилагательном как части речи по плану (упр.578) 142. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять падежные окончания прилагательных. Лимонный
янтарный Сочинение-миниатюра (упр.583) -ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах.
143. Правописание О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. 1 Изучение нового материала Правописание имён собственных.
144. Правописание О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. 1 Комбинированный Уметь употреблять прилагательные в нужной форме. Работа с текстом (упр.585) Разделительные Ъ и Ь.
145. Р/Р Подготовка к подробному изложению (описание животного). 1 Развитие речи Подробное изложение 146. Р/Р Описание животного. Подробное изложение. 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Описание Упр.587 Однокоренные слова.
147. Прилагательные полные и краткие. 1 Объяснение нового материала Уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных. Будьте внимательны
Будьте добры
Будьте любезны Составление побудительных предложений с данными словами (упр.594) Антонимы.
Обращение.
148. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. 1 Объяснение нового материала Уметь применять данную орфограмму на письме. Составление предложений о животных из сказок (упр.596) Главные члены предложения.
149. Морфологический разбор имени прилагательного. 1 Комбинированный Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного. Определение стиля описания (упр.600) Безударная гласная в корне слова. Падеж имён существительных.
150. Р/Р Подготовка к сочинению-описанию по картине А.Н.Комарова «Наводнение». 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Типы речи Синтаксическая роль имён прилагательных.
151. Р/Р Сочинение-описание по картине А.Н.Комарова «Наводнение». 1 Развитие речи Описание Упр.599 152. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь пользоваться в речи прилагательными-синонимами. Мини-сочинение (упр.605) Падежные окончания имён существительных. НЕ с глаголами.
153. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 1 Контроль знаний 154. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Глагол (36 ч.+6 ч. р/р)
155. Глагол как часть речи. 1 Изучение нового материала Знать признаки глагола как части речи. Словосочетание
156. Глагол как часть речи. 1 Комбинированный Знать признаки глагола как части речи. 157. НЕ с глаголами. 1 Комбинированный Ненавидеть
недоумевать Однокоренные слова.
158. НЕ с глаголами. 1 Формирование умений и навыков Негодовать Составление вопросительных предложений (упр.615) Непроверяемые безударные гласные.
159. Неопределённая форма глагола. 1 Изучение нового материала Уметь ставить глаголы в неопределённой форме. Жечь
беречь
стеречь Составление памятки (упр.632) Раздельное написание предлогов.
160. Неопределённая форма глагола. 1 Формирование умений и навыков Идти
нести
плести Определение типа и стиля текста (упр.628) 161. Р/Р Рассказ по сюжетным рисункам. 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Рассказ Упр.622, 623 162. Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глагола. 1 Изучение нового материала Уметь обозначать данную орфограмму. Сообщение по плану (упр.635) Корни с чередованием.
163. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 1 Изучение нового материала Гимнастика
баскетбол
Антонимы.
164. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 1 Формирование умений и навыков Уметь применять данную орфограмму на письме. Соревноваться
состязаться Составление текста на заданную тему (упр.640) Одушевлённые имена существительные.
165. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. 1 Обобщение и систематизация знаний Тренер
тренироваться Части слова.
166. Виды глагола. 1 Изучение нового материала Уметь соблюдать правильное ударение в глаголах. Класть
клал
кладу Проверяемая согласная в корне слова.
167. Виды глагола. 1 Комбинированный Уметь определять виды глагола. Положить
положил
положу Анализ текста (упр.645) Склонение и падеж существительных.
168. Виды глагола. 1 Формирование умений и навыков Буквы З и С на конце приставок.
169. Буквы Е – И в корнях с чередованием. 1 Изучение нового материала Чередование звуков Однокоренные слова.
170. Буквы Е – И в корнях с чередованием. 1 Формирование умений и навыков Уметь обозначать изучаемую орфограмму. Составление однокоренных глаголов (упр.652) Безударная гласная в корне слова.
171. Буквы Е – И в корнях с чередованием. 1 Комбинированный 172. Р/Р Невыдуманный рассказ (о себе). 1 Развитие речи Рассказ Упр.657, 658 Непроизносимая согласная в корне слова.
173. Р/Р Сочинение-рассказ на тему «Как я однажды…» 1 Развитие речи Знать структуру текста данного жанра. Упр.659 174. Время глагола. 1 Изучение нового материала Понимал
понял
поняла Письменные ответы на вопросы (упр.660) Разделительные Ъ и Ь.
175. Прошедшее время. 1 Изучение нового материала Уметь определять время глагола. Создавал
создал
создала Безударная гласная в корне слова.
176. Настоящее время. 1 Изучение нового материала Начал
начала
начался
началась Образование глаголов по образцу (упр.663) НЕ с глаголами.
177. Будущее время. 1 Изучение нового материала Уметь употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Положу
положишь
положит Устный рассказ (упр.671) Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
178. Будущее время. 1 Формирование умений и навыков Уметь соблюдать правильное ударение в глаголах. Положить
положил
положила Работа над произношением глаголов (упр.673) 179. Спряжение глаголов. 1 Комбинированный Облегчит
углубит
упростит Составление словосочетаний (упр.676) Словосочетание.
180. Спряжение глаголов. 1 Формирование умений и навыков Знать глаголы 1 и 2 спряжения. Мечта
Космонавт 181. Правописание безударных личных окончаний глагола. 1 Изучение нового материала Стадион
арена
спартакиада Составление предложений по рисунку (упр.685) Чередующиеся согласные.
182. Правописание безударных личных окончаний глагола. 1 Формирование умений и навыков Уметь объяснять безударные личные окончания глагола. Вагон
платформа
канал Основа слова.
183. Правописание безударных личных окончаний глагола. 1 Обобщение и систематизация знаний Уметь использовать в речи глаголы-синонимы. Бежать
мчаться
лететь
нестись Составление предложений с однородными сказуемыми (упр.691) Морфемный разбор слова.
184. Правописание безударных личных окончаний глагола. 1 Контроль знаний Сказать
произнести
проговорить
промолвить Составление диалога по рисунку (упр.696) Диалог.
185. Морфологический разбор глагола. 1 Изучение нового материала Уметь производить морфологический разбор глагола. Составление диалога (упр.700) Грамматическая основа предложения.
186. Р/Р Подготовка к сжатому изложению. 1 Развитие речи Сжатое изложение 187. Р/Р Сжатое изложение с изменением лица. 1 Развитие речи Уметь сжато излагать текст. Упр.699 188. Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа. 1 Изучение нового материала Фотоаппарат
бинокль Запись стихотворного текста по памяти (упр.704) Знаки препинания при обращении.
189. Правописание мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа. 1 Формирование умений и навыков Уметь применять данную орфограмму на письме. Составление предложений (упр.701) Падежные окончания имён прилагательных.
190. Употребление времён. 1 Изучение нового материала Уметь заменять прошедшее время настоящим. Подбор подходящих по смыслу глаголов (упр.706) НЕ с глаголами.
191. Повторение изученного по теме «Глагол». 1 Обобщение и систематизация знаний Устное продолжение рассказа (упр.707) Непроизносимая согласная в корне слова.
192. Повторение изученного по теме «Глагол». 1 Обобщение и систематизация знаний Знать изученное о глаголе. Падежные окончания имён существительных.
193. Урок-зачёт по теме «Глагол». 1 Контроль знаний Правописание предлогов.
194. Р/Р Сочинение-рассказ по картине О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку». 1 Развитие речи Знать особенности структуры и стиля рассказа. Рассказ Упр.713 Падежные окончания имён прилагательных.
195. Контрольный диктант по теме «Глагол». 1 Контроль знаний 196. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (12 ч.+2 ч. р/р)
197. Разделы науки о языке. 1 Обобщение и систематизация знаний Знать изученные разделы о языке. Заполнение таблицы (упр.717) 198. Обобщение знаний по фонетике. 1 Обобщение знаний Уметь производить фонетический разбор слова. Звуки речи Сообщение по плану (упр.718) Безударная гласная в корне слова.
199. Обобщение знаний по морфемике. 1 Обобщение знаний Уметь производить морфемный разбор слова. Части слова Заполнение таблицы (упр.721) Буквы О – Ё после шипящих в корне слова.
200. Обобщение изученного по морфологии. 1 Обобщение знаний Знать самостоятельные и служебные части речи. Части речи Заполнение таблицы (упр.723) Падежные окончания имён существительных
201. Орфограммы в приставках. 1 Формирование умений и навыков Знать изученные орфограммы. Приставка Заполнение таблицы (упр.731) Безударные личные окончания глаголов.
202. Орфограммы в корнях слов. 1 Формирование умений и навыков Знать изученные орфограммы. Корень слова Составление предложений на заданную тему. Буквы И. У, А после шипящих.
203. Орфограммы в окончаниях слов. 1 Формирование умений и навыков Окончание слова Буквы Ы – И после Ц.
204. Употребление букв Ъ и Ь. 1 Формирование умений и навыков Знать условия употребления Ъ и Ь. Составление предложений с ОЧ Непроизносимая согласная в корне слова.
205. Знаки препинания в простом и сложном предложении. 1 Обобщение знаний Простое и сложное предложение Анализ отрывков из сказок (упр.748) Правописание предлогов.
206. Знаки препинания в простом и сложном предложении. 1 Систематизация знаний Знать изученные пунктуационные правила. Предложения с обращением.
207. Р/Р Подготовка к сочинению на выбранную тему. 1 Развитие речи Сочинение на свободную тему. 208. Р/Р Сочинение на выбранную тему. 1 Развитие речи Упр.729 209. Итоговый контрольный диктант. 1 Контроль знаний 210. Анализ диктанта и работа над ошибками. 1 Коррекция знаний Учебно-тематический план.
№ п/п Разделы Количество часов
1. Язык – важнейшее средство общения. 2 ч.+1 ч. р/р
2. Повторение пройденного в I – IV классах. 17 ч.+3 ч. р/р
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 29 ч.+7 ч. р/р
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 15 ч.+3 ч. р/р
5. Лексика. Культура речи. 8 ч.+2 ч. р/р
6. Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 ч.+4 ч. р/р
7. Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. 1 ч.
8. Имя существительное. 20 ч.+4 ч. р/р
9. Имя прилагательное. 12 ч.+4 ч. р/р
10. Глагол. 36 ч.+6 ч. р/р
11. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. 12 ч.+2 ч. р/р

Всего: 210 часов.