Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др.
Сукмановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шпикуловской средней общеобразовательной школы
Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению
Протокол №1 от «31» августа 2015 г. Утверждаю.
Директор школы __________/Г.С.Чернышова/
Ф.И.О.
Приказ №316 от «31» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
для 8 класса
на 2015-2016 год
составитель:
учитель русского языка и литературы
Евсеевичева Татьяна Юрьевна
с. Сукмановка, 2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2008.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
Учебный план Сукмановского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Учебник: «Русский язык 8 класс»: учебник для общеобразовательных организаций. / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М.Александрова; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2015.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю -105 часов в год. Срок реализации программы – 1 год
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и распределяет учебные часы по разделам курса.
Цели обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Достижение вышеуказанных целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической(языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания собственных высказываний в соответствии с целями и условиями общения и обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым.
Языковая и лингвистическая компетенция – это знания основ науки о языке, знания о языке как о системе, владение способами и навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Культуроведческая компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
Формирование универсальных учебных действий;
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 8 классе сводятся к следующему:
Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
Формировать и развивать умения:
адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом использования языка в определенных условиях, ситуациях общения, данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы: «Повторение пройденного в 5-7 классах» (10 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 8 классе» (5 часов).
Формы текущего контроля знаний в 8 классе:
тест;
различные виды диктантов;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
подробное, сжатое изложение;
сочинение повествовательного характера на заданную тему;
письменный ответ на вопрос проблемного характера;
сочинение по картине;
рассказ о случаях из жизни,
Формы промежуточной аттестации в 8 классе:
тест;
контрольный словарный диктант;
диктант с грамматическим заданием;
контрольная работа.
Содержание
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в 5-7 классах (10 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (13 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
свободные словосочетания и фразеологические обороты
подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения (7 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (11 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Односоставные предложения (11 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения что такое неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (17 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение ( 3 ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции(8ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь ( 7 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч ) Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Учебно - тематический план.
№ Тема Количество
часов Количество
контрольных работ Уроки по развитию речи
1 РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
1 2 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛ.
10 1 1
3 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 13 1 2
4 ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения 7 2
Второстепенные члены предложения 11 1 2
5 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 11 1 6
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Однородные члены предложения 12 1 Обособленные члены предложения 17 2 3
7
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ
С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обращение 3 Вводные и вставные конструкции 8 1 1
Чужая речь 7 8 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛ. 5 1 ВСЕГО 105 9 11
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен
знать/понимать
· основные нормы русского литературного языка;
· словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
· грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
· односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
· признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
· осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);
уметь
· опознавать единицы синтаксиса;
· проводить анализ словосочетаний предложений;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, заявление);
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных рганизаций. – М.: Просвещение, 2015.
2. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2013.
II. Литература для учителя
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2002.
2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
4. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Электронные образовательные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернетаclaw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
Календарно-тематический план
№ Тема урока Тип урока Формы, виды контроля Дата
план Факт.
1 Русский язык в современном мире (1ч,)Урок изучения нового материала Развернутый ответ по теме урока 2.09 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (10 ч.)
2 Пунктуация и орфография Урок повторения изученного Работа с текстом 7.09 3 Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения Урок повторения изученного Работа с текстом, пунктуационный разбор. 8.09 4 Знаки препинания в сложном предложении Урок повторения изученного Работа с текстом, пунктуационный разбор. 9.09 5 Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Урок повторения изученного Объяснительный диктант 14.09 6 Р.Р. Сочинение «Письмо о лете» Урок повторения изученного Объяснительный диктант 15.09 7, 8 Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Урок развития речи сочинение 16.09
21.09 9 Обобщение и повторение Урок повторения изученного Работа с текстом, все виды разбора 22.09 10 Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7 классе» Урок контроля знаний. Контрольный диктант. 23.09 11 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками Урок коррекции знаний Индивидуальные задания 28.09 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (13 ч.)
12 Основные единицы синтаксиса Урок повторения изученного беседа, работа с учебником, словарная работа 29.09 13 Текст как единица синтаксиса Комбинированный фронтальный опрос, индивидуальная проверка 30.09 14 Предложение как единица синтаксиса Комбинированный Комментированное письмо, фронтальный опрос 6.10 15 Словосочетание как единица синтаксиса Урок изучения нового материала. Индивидуальный опрос, выборочная проверка. 7.10 16 Виды словосочетаний Комбинированный комментированное чтение, индивидуальный опрос. 12.10 17 Синтаксические связи слов в словосочетаниях Урок изучения нового материала. Фронтальный опрос, выборочная проверка. 13.10 18 Синтаксический разбор словосочетаний Комбинированный Индивидуальный опрос 14.10 19 Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Комбинированный Индивидуальный опрос, работа по карточкам 19.10 20 Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. Урок закрепления изученного мини-тест 20.10 21 Обобщение изученногоУрок закрепления изученного Комплексный анализ текста 21.10 22 Контрольный диктант по теме «Словосочетание. Простое предложение» Урок контроля знаний. Диктант с грамматическим заданием 26.10 23, 24 Р.Р. Описание памятника культуры. Урок развития речи сочинение 27.10
28.10 ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения (7 ч)
25 Главные члены предложения. Подлежащее. комбинированный .Словарный диктант, фронтальный опрос 9.11 26 Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. комбинированный Объяснительный диктант 10.11 27 Составное глагольное сказуемое. Урок изучения нового материала Мини- тест, фронтальный опрос 11.11 28 Составное именное сказуемое. Урок изучения нового материала Синтаксический разбор, фронтальный опрос 16.11 29 Тире между подлежащим и сказуемым. комбинированный Синтакс. разбор, составление схем предложений 17.11 30, 31 Сжатое изложение. Урок развития речи изложение 18.11
18.11 Второстепенные члены предложения (11 ч )
32 Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. комбинированный Синтаксический разбор 24.11 33 Определение комбинированный Объяснительный диктант 25.11 34 Приложение. Знаки препинания при нём. Урок изучения нового материала Мини-тест, фронтальный опрос 30.11 35, 36 Обстоятельство. комбинированный Синтаксический разбор, фронтальный опрос 1.12
2.12 37 Синтаксический разбор двусоставного предложения. Урок-практикум Синтаксический разбор, фронтальный опрос 7.12 38 Повторение и обобщение изученного по теме «Двусоставное предложение» Урок-практикум Комплексный анализ текста 8.12 39 Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» Урок контроля знаний. Контрольный диктант 9.12 40 Анализ к/диктанта, работа над ошибками Урок коррекции знаний Работа над ошибками. 14.12 41 Р.Р Характеристика человека. Урок развития речи Работа с текстом, развернутый ответ на вопрос 15.12 42 Р.Р. Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения» Урок развития речи сочинение 16.12 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11 ч)
43 Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. комбинированный Объяснительный диктант 21.12 44 Назывные предложения. Урок изучения нового материала фронтальный опрос, работа с текстом 22.12 45 Определённо-личные предложения. Урок изучения нового материала Объяснительный диктант 23.12 46 Неопределённо-личные предложения. Урок изучения нового материала Мини-тест 28.12 47 Р.р. Инструкция Урок развития речи Работа с текстом 29.12 48 Безличные предложения. Урок изучения нового материала Работа с текстом, фронтальный опрос 11.01 49 Р.р Рассуждение. Урок развития речи Составление текста-рассуждения 12.01 50 Неполные предложения. Урок изучения нового материала Работа с текстом 13.01 51 Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение и обобщение изученного Урок-практикум Работа с текстом, мини-тест 18.01 52 Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» Урок контроля Контрольный диктант 19.01 53 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Урок коррекции знаний Работа над ошибками 20.01 ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Однородные члены предложения (12 ч)
54 Понятие об осложненном предложении. Урок изучения нового материала Распределительный диктант 25.01 55, 56 Однородные члены предложения. комбинированный Объяснительный диктант 26.01 27.01 57 Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них. комбинированный Составление схем предложений , фронтальный опрос 1.02 58 Однородные и неоднородные определения. Урок-практикум Работа с текстом 2.02 59, 60 Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них Урок-практикум Объяснительный диктант 3.02
8.02 61 Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Урок изучения нового материала Предупредительный диктант , фронтальный опрос 9.02 62 Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Урок-практикум 12833354502150Объяснительный диктант 10.02 63 Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Урок-практикум Синтаксический разбор 15.02 64 Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Урок-практикум Работа с текстом, пунктуационный разбор 65 Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» Урок контроля знаний Контрольный диктант 16.02 Обособленные члены предложения (17ч)
66 Анализ контрольного диктанта. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Работа с текстом, 17.02 67 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. комбинированный Схематический диктант 22.02 68 Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения. Урок-практикум Работа с текстом, фронтальный опрос 24.02 69, 70 Текст-рассуждение (обучающее сочинение) Урок развития речи сочинение 29.02 71 Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Урок изучения нового материала Предупредительный диктант 1.03 72, 73 Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них Урок изучения нового материала Объяснительный диктант 2.03 7.03 74 Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». Урок контроля знаний Контрольный диктант 9.03 75 Анализ контрольного диктанта. Обособленные уточняющие члены предложения. комбинированный Объяснительный диктант 14.03 76 Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения Урок-практикум Объяснительный диктант 15.03 77 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Урок-практикум 128333534290Синтаксический разбор 16.03 78 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Урок-практикум мини-тест 79 Урок-зачёт по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» Урок контроля знаний Развернутый ответ на вопрос, тестирование 21.03 80 Контрольный диктант по теме «Уточняющие и обособленные члены предложения» Урок контроля знаний Контрольный диктант 22.03 81 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Урок коррекции знаний Работа над ошибками 23.03 82 Сочинение повествовательного характера с элементами описания Урок развития речи сочинение 4.04 СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обращение (3ч )83 Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Урок изучения нового материала Объяснительный диктант 5.04 84 Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении. Урок изучения нового материала Объяснительный диктант, фронтальный опрос -55245603256.04 85 Употребление обращений. Урок изучения нового материала Работа с текстом Вводные и вставные конструкции (8ч)
86 Вводные и вставные конструкции. Урок изучения нового материала Работа с текстом 11.04 87 Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Урок изучения нового материала Работа с текстом 12.04 88 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. урок закрепления знаний предупредительный диктант, фронтальный опрос, 13.04 89 Вставные слова, словосочетания и предложения Урок-практикум Работа с текстом 18.04 90 Сочинение-рассуждение публицистического характера Урок развития речи сочинение 19.04 91 Междометия в предложении. Урок изучения нового материала фронтальный опрос 20.04 92 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения Урок-практикум Синтаксический и пунктуационный разбор 25.04 93 Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» Урок контроля знаний Контрольный диктант 26.04 Чужая речь (7 ч)
94 Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Урок изучения нового материала Работа с текстом 27.04 95, 96 Прямая и косвенная речь Урок изучения нового материала Творческий диктант, фронтальный опрос 2.05 3.05 97 Диалог Урок изучения нового материала Составление диалогов 4.05 98 Рассказ Урок изучения нового материала Работа с текстом 10.05 99 Цитата Урок изучения нового материала Работа с текстом 11.05 100 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью Урок-практикум Синтаксический и пунктуационный разбор 16.05 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛ (5ч.)
101
Синтаксис и морфология. Урок-практикум 17.05 102 Итоговый контрольный диктант Урок контроля Контрольный диктант 18.05 103 Работа над ошибками Синтаксис и пунктуация. Урок-практикум 23.05 104 Синтаксис и культура речи Урок-практикум 24.05 105 .Синтаксис и орфография. Урок-практикум 25.05
30.05