Рабочая программа по русскому языку по учебнику Л.А.Тростенцовой и Т.А.Ладыженской (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и рабочей программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н.М. (Москва, «Просвещение»,2011 г.).
Учебный предмет Русский язык» наряду с « Литературой» входит в образовательную область «Филология» и формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов .Место предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом МБОУ « СОШ д. Охона» - 102 часа- 3 часа в неделю.
Срок реализации программы- один учебный год.
Цели :Курс русского языка направлен на достижение следующих целей : личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов , обеспечивающих реализацию к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Специальными задачами преподавания русского языка в школе являются:
- познавательные: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);- практические: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Доступные виды учебной деятельности:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности;
-участвовать в творческом, созидательном процессе;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
-осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
-стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий :-участие в проектах;
-творческие задания;
-зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
-мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
-самооценка события, происшествия;
-дневники достижений.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление
плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, информационно- коммуникативная технология.
Предметные результаты.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать / понимать
-функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
-проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. Языка и культуры русского языка и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов. Справочной литературы, СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-владеть основными приемами информационной переработки текста;
говорение и письмо
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
Метапредметные навыки:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего образования;
-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самоооценке через наблюдение за собственной речью;
-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
. Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и
пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Система оценки достижений учащихся:
Оценка устных ответов:
Оценка«5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки«5», но допускает1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,
но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка«2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка(«5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ(когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока(выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант– одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания«не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических(пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое(опорное) слово или его форму(вода– воды, рот– ротик, грустный– грустить, резкий– резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка«4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или1 орфографической и3-х пунктуационных ошибок или4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка«4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка«3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки«3» за диктант при5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка«3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка«2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или6 орфографических и8 пунктуационных ошибок, или5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.
Таким пределом является для оценки«4» 2 орфографические ошибки, для оценки«3» - 4 орфографические ошибки(для5 класса– 5 орфографических ошибок), для оценки«2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее¾ задания.
Оценка«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил1-2 ошибки.
Оценка«3» ставится за диктант, в котором допущено3-4 ошибки.
Оценка«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
самостоятельности учащегося ; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
и«4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки«4» допустимо и2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Содержание тем учебного курса
Введение
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова междометия
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учебно- тематический план.
№ п/ пСодержание Количество часов
1 Введение. Функции языка в современном мире. 1ч.
2 Повторение изученного в 5-7 классах 8ч.
3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 7 ч.
4 Простое предложение. 3ч.
5 Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 17ч.
6 Односоставные предложения. 11 ч.
7 Простое осложненное предложение. 12ч
8 Обособленные члены предложения. 14 ч.
9 Слова, грамматически не связанные с членами предложения. 5ч.
10 Вводные и вставные конструкции. 9ч.
11 Чужая речь. 8ч.
12 Повторение изученного в 8 кл. 7ч.
Итого: 102ч.
Список рекомендуемой учебно – методической литературы :Для учащихся
Учебник: Русский язык . 8 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2015. 9 класс. Под редакцией И. П. Цыбулько М. « Национальное образование» , 2015 год.
3.Л. Н. Федосеева. Русский язык. Сборник сочинений. М : « Айрис – пресс» 2013
Для учителя
1.Примерная программа основного общего образования по русскому языку.
2. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. Баранова М.Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н.М. (Москва, «Просвещение»,2011 г.). Тростенцова Л.А. Русский язык:
3. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. редакт. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2010г.
4.Егорова Н.В., В.Н. Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Москва, «ВАКО», 2012 г.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
-Компьютер.
- Телевизор
DVD- проигрывательОбразовательные электронные ресурсыhttp://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
Приложения.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование . 8 класс. Русский язык.
№ Тема урока Домашнее задание Дата проведения
план Факт.
Введение (1ч.)
Функции русского языка в современном мире. П. 1, упр. 4 02.09 02.09
Повторение изученного в 5- 7 классах ( 8 ч. ) Комплексное повторение тем « Фонетика, состав слова, орфография, морфология». П.1-3, упр. 17. Разборы. 04. 09 04. 09
Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, и наречий. П. 4, упр. 23 05. 09 05.09
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. П. 5, упр. 35 09.09 09.09
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями и наречиями. П. 5, упр. 34, упр. 36-устно. 11.09 11.09
Р.р. Подготовка к написанию сочинения в форме письма. Работа с черновиком сочинения. 12.09 12.09
Р.р. Написание сочинения в форме письма Дописать сочинение, проверить, усовершенствовать. 16.09 16.09
. Контрольная работа № 1 по теме « Повторение пройденного в 5- 7 кл.» Индивидуальные задания по теме. 18.09 18.09
Анализ контрольной работы по теме « Повторение пройденного в 5- 7 кл.» Индивидуальные задания по теме. 19.09 19.09
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи ( 7 ч) Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса П. 6, упр. 38 23.09 23.09
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. П. 6, индивидуальные задания. 25.09 25.09
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса . Виды и средства синтаксической связи. П. 8, 9, упр. 58 26.09 26.09
Р. р. Текст как единица синтаксиса. П. 7, упр. 42 30.09 30.09
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. П. 9, 10, упр. 59 02. 10 02.10
Виды словосочетаний по способу связи слов . Синтаксический разбор словосочетания. П. 11, упр. 70. 03.10 03.10
Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. П. 11, упр. 68 07. 10 07.10
Простое предложение ( 3 ч.) Предложение как основная единица синтаксиса и минимальное речевое высказывание. П. 13, упр. 74 09.10 09.10
С Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая основа предложения. П. 13, упр. 75 10.10 10.10
Порядок слов в предложении . Интонация. П. 14, 15, упр. 78 14. 10 14. 10
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. ( 17 ч. ) Р. р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. Дописать сочинение, усовершенствовать, переписать. 16.10 16.10
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. П. 17, упр. 93
17.10 17.10
Виды сказуемого . Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. П. 18, 19. Упр. 97. 21.10 21.10
Р. р. Подготовка и написание публицистического сочинения о памятнике культуры. Дописать, проверить, усовершенствовать свою работу. 23.10 23.10
Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. П. 20. Упр. 105. 24.10 24.10
Составное именное сказуемое, способы его выражения. П. 21. Упр. 111 28.10 28.10
Тире между подлежащим и сказуемым. П. 22.упр. 114-устно, 115- пис. 30.10 30.10
Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми. П. 22. Упр. 120. 31.10 31.10
Второстепенные члены предложения.
Роль второстепенных членов в предложении. 29 Дополнение. 30 Определение. 31 Приложение. Знаки препинания при нем. 32 Обстоятельство 33 Синтаксический разбор двусоставного предложения. 34 Р. р.Характеристика человека как вид текста. Подготовка и написание сочинения по групповому портрету. Картина Ю. Ракши « Проводы ополчения» 35 Обобщение по теме « Двусоставное предложение» 36 Контрольная работа № 2 по теме « Двусоставное предложение» Односоставные предложения ( 11 ч. ) 37
Главный член односоставного предложения. 38 Назывные предложения. 39 Определенно- личные предложения. 40 Неопределенно-личные предложения. 41 Рр Инструкция. 42 Безличные предложения. 43 Р. р. Подготовка и написание сочинения – рассуждения на тему « Словом дело крепи» 44 Неполные предложения. 45 Синтаксический разбор односоставного предложения. 46 Обобщение по теме «Односоставные предложения» .47 Контрольная работа № 3 по теме « Односоставные предложения» Простое осложненное предложение ( 12 ч. ) 48 Понятие об осложненном предложении. 49 Однородные члены предложения.
Понятие об однородных членах предложения. 50 Однородные члены предложения , связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. 51 Однородные и неоднородные определения. 52 Рр. Подготовка и написание изложения ( текст- сравнительная характеристика) 53 Однородные члены, связанные сочинительными союзами. 54 Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Тестовая работа. 55 Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. 56 Синтаксический разбор предложений с однородными членами и пунктуация при них. 57 Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. 58 Обобщение по теме « Однородные члены». 59 Контрольная работа № 4 по теме « Однородные члены предложения» Обособленные члены предложения ( 14 ч. ) 60
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. 61 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. 62 Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. 63- 64 Подготовка и написание сочинения – рассуждения на дискуссионную тему. 65 Обособленные приложения. 66 Выделительные знаки препинания при обособленных приложениях. 67 Обособленные обстоятельства. 68 Выделительные знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 69 Обособленные уточняющие члены предложения Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. 70 Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. 71 Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. 72 Обобщение по теме « Обособленные члены предложения». 73 Контрольная работа № 5 по теме « Обособленные члены предложения». Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение ( 5 ч. ) 74 Назначение обращения. 75 Распространенные обращения. 76 Выделительные знаки препинания при обращении. 77 Употребление обращений. 78 Рр. Составление делового письма. Вводные и вставные конструкции ( 9 ч. ) 79 Вводные конструкции. 80 Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. 81 Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. 82 Р. р. Публичное выступление на общественно- значимую тему. 83 Вставные слова, словосочетания и предложения. 84 Междометия в предложении. 85 Синтаксический разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. 86 Обобщение по теме « Слова, грамматически не связанные с членами предложения» 87 Контрольная работа № 6 по теме « Слова , грамматически не связанные с членами предложения» Чужая речь. ( 8 ч.) 88 Понятие о чужой речи. 89 Комментирующая часть. 90 Прямая и косвенная речь. 91 Косвенная речь. 92 Прямая речь 93 Диалог 94 Р. р. Рассказ 95 Цитата Повторение изученного в 8 классе ( 7 ч.) 96
Синтаксис и морфология. 97 Синтаксис и пунктуация. 98, 99 Р. р. Подготовка и написание подробного изложения по отрывку из путевого очерка В, М. Пескова « Ростов Великий». 100 Синтаксис и культура речи. 101 Синтаксис и орфография 102 Итоговая контрольная работа. Контрольно- измерительные материалы : 1.Сочинение в форме письма.
2.Контрольная работа № 1 по теме « повторение пройденного в 5-7 классах».
3. Публицистическое сочинение о памятнике культуры.
4.Сочинение по групповому портрету. Картина Ю. Ракши « Проводы ополчения».
5.Контрольная работа № 2 по теме « Двусоставное предложение».
6. Сочинение- рассуждение « Словом дело крепи».
7. Контрольная работа № 3 по теме « Односоставные предложения».
8 . Контрольная работа № 4 по теме « Однородные члены предложения».
9.Сочинение- рассуждение на дискуссионную тему.
10. Контрольная работа № 5 по теме « Обособленные члены предложения».
11. Контрольная работа № 6 по теме « Слова , грамматически не связанные с членами предложения».
12. Подробное изложение по отрывку В. Пескова « Ростов Великий».
Контрольный работа № 1 по теме « Повторение пройденного в 5-7 классах»
Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.
(И. Соколов-Микитов) (153 слова)
Грамматическое задание.
1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.
2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.
3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.
4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).
Контрольная работа № 2 по теме « Двусоставное предложение»
Волга
На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.
От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.
Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.
Дополнительные задания
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:
Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)
Волга - красавица. (2 вариант)
Контрольная работа № 3 по теме « Односоставные предложения»
Деревня
Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.
Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»
– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.
И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.
(160 слов) (По Н.Лескову.)
Грамматическое задание
Задание 1 вариант 2 вариант сложнее
1 Обозначьте виды сказуемых 1 абзац Все остальные
2 Выпишите 3 словосочетания разных типов Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»
3 Определите в тексте вид односоставных предложений
4 Синтаксический разбор предложения Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.
Контрольная работа № 4 по теме « Однородные члены предложения»
Замок
Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.
Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.
Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:
— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!
(126 слов) (По М. де Сервантесу.)
Грамматическое задание
1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.
2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 (1 вариант);
С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные...4 (2 вариант).
Контрольная работа № 5 по теме « Обособленные члены предложения»
Сосновый бор!
Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.
Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.
Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.
(155 слов) (По В.А. Солоухину.)
Грамматическое задание:
1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац – 1 вариант; 3 абзац – 2 вариант.
2. Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.
2 вариант – Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.
3. Выпишите разные типы осложнений из текста.
Контрольная работа № 6 по теме « Слова, грамматически не связанные с членами предложения»
Добрая волчица
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.
(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)
Грамматическое задание
Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.
Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
3. Выполните синтаксический разбор предложения:
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант);
Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).