Классный час «Этот удивительный этикет» 6 класс


Аннотация
Классный час
«Этот удивительный этикет»
6 класс
Мы, учителя, являемся непосредственными свидетелями манер общения подрастающего поколения. А эти манеры часто оставляют желать лучшего. Во многих современных семьях сложились неблагоприятные условия для воспитания, поэтому некоторые дети просто не знают, как правильно вести себя в той или иной ситуации, как общаться, чтобы другим было приятно проводить с ними время.
Я не раз была свидетелями того, что «рейтинг» того или иного ребенка зависит от наличия у него сотового телефона или компьютера. Поэтому необходимо предостеречь детей от поспешных выводов, научить видеть в каждом человеке личность. Умение правильно оценить личностные качества другого человека, продемонстрировать собственную воспитанность дает ученику возможность быть признанным в коллективе и выстроить собственную тактику общения. Основы этого должны закладываться в школе.
Представленный мной материал помогает формированию у учащихся умения оценивать человека не по внешнему виду, а по его духовному (внутреннему) содержанию. Участвующие в этом классном часе ребята не просто слушатели — они читают отрывки из книг, обсуждают их, переживают ту или иную ситуацию вместе с героями рассказов. В конце классного часа каждому ученику дается памятка о правилах культурного общения. Все это позволяет решить важные вопросы привития этической культуры на понятном ребятам языке.
Форма проведения мероприятия: диалог с элементами игры.
Цель: формирование представления о значении общения, о правилах культурного общения.
Задачи:
помочь учащимся понять ценность общения;
раскрыть содержание понятия «общение»;
познакомить с правилами культурного общения
Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки для работы в группах с описанием жизненных ситуаций; карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», «-», «=»; три шоколадки: первая - с хорошей, яркой этикеткой; вторая - с бледной, некачественной этикеткой; третья - с красивой этикеткой, внутри которой пластилиновый шоколад.Ход классного часа
Отрывок из книги Б.В. Бушелевой «Поговорим о воспитанности» (читает заранее подготовленный ученик).
«Однажды Марк Твен рассказал такую историю о себе: «...Я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Я тоже был одним из гостей. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я механически стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, - в этот момент в меня словно попала молния: галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды
людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я, сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».
Учитель: Да, было время, когда недопустимо было появляться в обществе без галстука. Я просила вас поговорить с родителями, бабушками и дедушками и выяснить, какие правила этикета прошлых столетий ушли, и мы не придерживаемся их в XXI веке.
Ученики: - ношение париков;
- приседания, поклоны, реверансы при приветствии;
- мужчины не могли сидеть, если рядом стояла женщина и т. д.
Учитель: Эти правила ушли, но остались другие. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Эпиграфом к классному часу возьмем слова Д. Леббока:

Действительно, для того, чтобы нас уважали в коллективе (школьном, рабочем, в кругу друзей), очень важно то, как мы относимся к окружающим.
В рассказе, который вы услышали вначале, прозвучало слово «этикет». Я просила вас посмотреть в словарях, что оно означает.
Ученики: ЭТИКЕТ - установленный порядок поведения где-либо.
Учитель: Перед классным часом мы проводили анкету. В ней участвовало 28 учащихся нашего класса и учителя. По итогам анкетирования было выявлено, что в чем-то ваши представления о воспитанности и представления взрослых совпадают, а в чем-то отличаются. Может быть, во время анкетирования вы не всех вспомнили, но может быть и такое, что ребята, которые попали в один список и не попали в другой, при взрослых проявляют свои положительные качества, а в кругу сверстников о них забывают; или наоборот - в кругу друзей мы более внимательны и общительны, чем со взрослыми. Те, кто вошел в один список и не вошел в другой, - вам есть о чем подумать. А тем, кто не обнаружил своей фамилии ни в одном списке,- вам всерьез надо задуматься о своем поведении.
На вопрос анкеты «По каким качествам вы судите об уровне воспитанности человека?» вы ответили:
внешний вид;
манера разговаривать и слушать других;
готовность прийти на помощь;
не лезет в чужие разговоры и дела.
Эти и другие качества являются нашей визитной карточкой, своеобразной этикеткой нас самих.
Есть ли что-то общее между словами этикет и этикетка? Этикетку все видели, все знают: на спичечной коробке, на газированной воде, на одежде в магазине яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает о предмете. Этикетка словно маленький представитель вещи. И
от того, как нам понравится этот «полномочный посол», во многом зависит и отношение к его «хозяину» - самой вещи.
А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус к одежде и т. д. тоже являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
Послушаем рассказ о двух людях, а потом поделимся своими мыслями и впечатлениями.
РАССКАЗ 1
(Отрывок из книги Е.А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»)
«Однажды задержались мы всей семьей в аэропорту. Ждали самолета. И присоединился к нам попутчик, мужчина средних лет. В руке дипломат, сам спортивного телосложения. Аккуратный костюм отлично сидел на нем. Познакомились. Разговаривая с моим мужем, он хватал его за пуговицу на пиджаке, кричал ему в самое ухо, будто имел дело с глухим. А нашего сынишку новый знакомый подкидывал высоко в воздух и, полюбовавшись его испугом, задавал один и тот же вопрос: «Ты кого больше любишь: мамку или папку?» Мы поспешили с ним расстаться. Нам не захотелось продолжать знакомство. Я не говорю, что этот человек плохой. Вполне вероятно, что он отличный специалист и умеет замечательно работать. Не исключено, что у него есть огромная овчарка или маленькая кудрявая болонка и он трогательно заботится о лохматом друге. Познакомившись с ним поближе, мы узнали бы об этих прекрасных качествах проникнуться к нему уважением, подружиться на многие годы. Но нам не захотелось узнавать его поближе, потому что общаться с ним неприятно из-за его плохих манер.» РАССКАЗ 2
(Из жизни соседей)
« У мужа одной моей знакомой по правой половине лица проходит шрам, передвигается он, слегка прихрамывая. Людям, не знакомым с ним, хочется побыстрее отвести от него взгляд. Но для знающих его людей, это один из красивейших людей на земле. Они знают, что он прекрасный муж и заботливый отец. Многие мальчишки во дворе завидуют Сашке — его сыну, когда тот вместе с отцом возвращается счастливый с рыбалки, или они вместе идут на школьный стадион погонять мяч, или поют под гитару, собравшись всей семьей. А шрам и хромота у него оттого, что вытаскивал из горящей машины друга и его семью, когда они на нескольких машинах поехали отдохнуть на Байкал.»- С каким из мужчин вам захотелось бы общаться? В каком рассказе за красивой этикеткой прячется «некачественный товар», а где этикетка оставляет желать лучшего и не соответствует высокому качеству внутреннего содержания?
Идет обсуждение, беседа, дискуссия.
В том-то и разница между этикеткой и этикетом, что этикетка - это, в конце концов, что-то внешнее. Можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему.
Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых ситуациях. У вас на столах лежат карточки, на которых описаны истории из жизни. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят и дайте свою оценку их поведению.
СИТУАЦИЯ №1
Класс собрался на экскурсию, из школы надо выйти в 11 часов. Ребята собрались. На часах 11.05. Надо идти, но нет Иры и Володи. Все смотрят по
сторонам. Вот бежит Ира: «Здравствуйте, ребята. Извините за опоздание. Мама немного задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку одну». Все двинулись в путь. Из-за угла появился Володя: «Ну, что - собрались? Идемте, а то опоздаем», - сказал он. «Где ты был, - спросили ребята, - мы тебя ждем». На что Володя ответил: «Видик досматривал». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» - «Знаю, но так получилось».
-Кто из школьников проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?
Учитель: Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано, т. к. вы теряете свое время. Но и не опаздывай - цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальным.
СИТУАЦИЯ №2
Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее рядом, поднимается девочка.
Садитесь, пожалуйста!
Ну что ты... Спасибо... Не надо.
Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.
- Все ли правильно было в поведении этой девочки?
Учитель: Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одно из них -тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность не одно и тоже. Вежливость у девочки есть, а тактичность отсутствует. Правила этикета не позволяют говорить женщине и даже намекать о ее возрасте, сколько бы ей ни было лет: 25,45 или 85.
СИТУАЦИЯ №3
В лагере Олега направили в пятую палату. А там уже трое других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Олег в окно.
Нет, не нравятся ему эти типы. Вон тот, рыжий, наверняка ябеда. А длинный драться будет. Но ничего, есть один приемчик в запасе - мигом отвяжутся. И вообще они какие-то подозрительные, надо сгущенку подальше спрятать.
А Сергея определили в седьмую палату.
- Привет, ребята! А меня сюда направили. Я - Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Посмотрите, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо: книги, ножик, фонарик - берите, я их сверху положу.
Обсуждение ситуации с детьми: с кем из героев они хотели бы оказаться в одной палате, почему?
Учитель: К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. С подобными мыслями трудно быть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

-Чувствуете разницу? Те, кто заражен недоверием и злостью, скорее всего сами такими и являются. Великий педагог А.С. Макаренко говорил, что к
людям надо подходить с оптимистической гипотезой. Оптимист - человек, который верит в хорошее. А оптимистическая гипотеза - это предположение о том, что мы живем среди хороших людей. Именно с этой позиции и нужно строить свои отношения с людьми.
Далее участникам предлагаются на подносе шоколадки:
-152400125095Красивая этикетка и настоящая шоколадка внутри
00Красивая этикетка и настоящая шоколадка внутри
4191000125095Некрасивая этикетка и настоящая шоколадка внутри
00Некрасивая этикетка и настоящая шоколадка внутри
1981200125095Красивая этикетка и пластилиновая шоколадка внутри
00Красивая этикетка и пластилиновая шоколадка внутри

Дети должны выбрать одну из них и развернуть.
Учитель: Разверните упаковки, посмотрите на их содержимое. Поделитесь своими чувствами.
Ученики, выбравшие красивую упаковку с пластилином внутри: обманулись, поверили красивой этикетке, не узнав содержимого. Обидно.
Учитель: Какой урок в отношениях с людьми вы извлекли, глядя на свою «шоколадку»?
Ученики: За красивой внешностью может скрываться внутренняя пустота. Когда съедают шоколад, этикетку выбрасывают и в памяти остается только внутреннее содержание.
Учитель: Кто из героев наших сегодняшних рассказов похож на вашу «шоколадку»?
Ученики: Человек в аэропорту, девочка в трамвае.
Ученики, выбравшие некрасивую этикетку с натуральным шоколадом внутри: сначала мы были недовольны выбором, но потом, увидев, что шоколад настоящий, обрадовались.
Учитель: Какой урок вы извлекли?
Ученики: Не делать поспешных выводов о человеке с первого взгляда. Непривлекательные внешние данные могут скрывать богатый внутренний мир.
Учитель: Кто из героев символизирует вашу шоколадку?
Ученики: Человек со шрамом, Марк Твен.
Ученики, которые выбрали красивую этикетку с натуральным шоколадом: приятно, что ожидания не обманулись - этикетка соответствует качеству товара.
Учитель: Какой урок вы извлекли?
Ученики: Идеально, когда поведение человека, его дела и слова соответствуют нормам поведения.
Учитель: Кто из героев похож на вашу шоколадку?
Ученики: Сергей в лагере, Ира на экскурсии.
Учитель: У вас на столах лежат карточки со словами:
76200102870воспитанность
00воспитанность
762000948690+
00+
2971800102870выполнение правил этикета
00выполнение правил этикета
3733800948690=
00=
2286000948690-
00-
1600200102870этикетка
00этикетка
4495800102870знание этикета
00знание этикета

- Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикетки.
Ребята составляют формулы, подводя тем самым итог классного часа.
304800147955знание этикета
00знание этикета
3048000147955выполнение правил этикета
00выполнение правил этикета
22860001012825воспитанность
00воспитанность
4419600147955=
00=
1752600147955+
00+


30480010795знание этикета
00знание этикета
304800010795выполнение правил этикета
00выполнение правил этикета
2362200746125этикетка
00этикетка
441960010795=
00=
175260010795-
00-

Вывод: Воспитанность заключается в знаниях правил этикета и в их выполнении. Но если человек знает правила этикета, но не выполняет их, он создает только видимость воспитанности, надевает на себя красивую этикетку.
Учитель: Воспитанность и хорошие манеры - не только этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда нечестный человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет дверь, пропустит вперед. Но нельзя бесконечно притворяться. Рано или поздно он устанет притворяться, снимет маску, и все увидят его настоящее лицо: злое и неприятное. Я желаю вам быть людьми воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось хорошее впечатление о вас. В качестве помощника я хотела бы всем вам раздать памятку «Правила культурного общения». Удачи вам!
Памятка «Правила культурного общения»
1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Благодарю», «Разрешите войти» и др. 2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. На улице, дома, вшколе, транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания.
5. Умей выслушать товарища, не перебивая.
6. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
7. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
8. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
9. Подними и вежливо подай обороненный кем-то предмет.
10. Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
11. Умей признать, что был неправ.
12. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.
Список литературы
1.Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности» - Москва: Просвещение, 1988. 
2.Гамзатов Расул. Советская поэзия. - Москва: Художественная литература, 1977.
3.Крашенинникова Е.А. «Шаг навстречу» - Москва: Просвещение, 1988.
4.Львова С.И. Позвольте пригласить вас… или речевой этикет. –
Москва: Дрофа, 2006.
5.Макаренко А.С. О воспитании - Москва: Издательство политической литературы, 1990 .
6.Соколова О.А. Мир общения. – СПб.: Каро, 2003.
7.Современный этикет. – Москва: Эсмо-пресс, 2000.
8.Этикет. Путешествия, бизнес, праздники, быт: сборник /Авт.-сост. В.В. Иванова. – Москва: Дом, 2001.