Урок по окружающему миру на тему Кто такие рыбы? 
Тема: Кто такие рыбы?
Цель: познакомить учащихся с признаками  и  с особенностями строения рыб.
Задачи:   1) закрепить  знания о насекомых;
                  2) развивать  познавательные способности;
              3) расширять кругозор детей;
                 4) учить видеть красоту окружающего мира.
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Актуализация знаний
-  А вот и наши друзья – Муравьишка и Черепаха. Муравьишка просит назвать его друзей. А для этого нужно отгадать кроссворд.
1. В воде родится,
А воды боится. (Стрекоза.)
2. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы.)
3. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
4. На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник.)
– Как назвать друзей Муравьишки одним словом?
 -  Кто такие насекомые?
– Какое слово в кроссворде выделено другим цветом?
 - Муравьишка живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Объясните ему.  При ответе опирайтесь на следующие вопросы: 
 - Где они живут?  
 - Чем дышат? 
 - Как плавают? 
 - Чем покрыто их тело?
ІІІ. Сообщение темы урока
 - При ответах у вас возникли затруднения. Значит, мы с вами не всё знаем о рыбах. 
 - Итак,  тема нашего урока ….
-  Учебная задача ….
-  А что мы будем развивать на уроке?
ІV. Знакомство со строением рыбы
 -  А теперь познакомимся со строением рыбы. 
-  Чем покрыто тело рыбы? 
-  Прочитайте сообщения в учебнике на с. 22.
– По какому признаку мы узнаём рыб?
V. Физкультминутка 
VI. Знакомство с разнообразием рыб
 -  Как вы думаете, где могут жить рыбы?
– Значит, как можно назвать рыб, которые живут в реке?
  -  А в море?
 – Давайте сделаем вывод: - по какому еще признаку мы определяем, что это рыба?
VII. Работа в тетради на печатной основе
  -  Узнайте рыб по силуэтам.
VIII. Работа с атласом-определителем
 -  Откройте атлас-определитель на с. 164–167. С его помощью мы будем определять названия рыб и получим информацию о месте их обитания.
– Какие еще бывают рыбы?
IX. Рефлексия
- Выберите и продолжите любое предложение:
Сегодня на уроке я  узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
X. Подведение итогов урока 
  - Давайте расскажем нашему Муравьишке, как отличить рыб от других животных.
– А Мудрая Черепаха хочет знать: что нового и интересного вы узнали?
– Молодцы! 
- Спасибо вам за урок!