Конспект интегрированного урока по окружающему миру и ИЗО в 1 классе.Тема: Кто такие рыбы? УМК Школа России


Комбинированный урок
Предмет: окружающий мир и ИЗО.
Класс:1
Тема урока: Кто такие рыбы? УМК "Школа России".
Цель: познакомить с общими признаками внешним строением и разнообразием рыб; закрепить знания посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательная – создать условия учащимся для распознавания отличительных признаков рыб; способствовать умению распознавать речных и морских рыб;
Развивающая – развивать познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, точно выражать свои мысли, умения изображать рыб по полученным впечатлениям.Воспитательная - прививать любовь и бережное отношение к природе, интерес к природе своего края.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к доске «Smart Board», учебник, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А.Плешаков в 2-х частях. 1кл., плакат с изображением подводного мира без рыбок, альбом, краски.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Этап урока
(Цель этапа) Деятельность учителя
(Методы и приемы) Действия учащихся Формирование УУД
I.Орг. момент.
Цели:
-позитивное приветствие;
-организация направленного внимания на уроке Приветствие. Проверка готовности к уроку
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
-Сегодня мы проведем необычный урок: урок окружающего мира и ИЗО.
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания, проявляя свое творчество в изобразительной деятельности. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок
Личностные УУД:
принятие позиции школьника, положительное отношение к процессу учения
II. Актуализация знаний
Цели:
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
III.Самоопределение к деятельности
Цели:
-организовать формулирование темы урока учащимися;
-постановка цели и задач урока детьми с помощью учителя
IV. «Открытие нового знания»
Цели:
-решение учебных задач и обсуждение путей решения
-зафиксировать новые знания в речи
-обсуждение затруднений
-подведение к определению нового признака рыб.
Беседа.
- Я предлагаю вам вспомнить, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке? (слайд 2)
- Что нового вы узнали о насекомых?
2. Проверка знаний. (слайд 3)
      - А  Мудрая  Черепаха приготовила вам вопросы для проверки. Если вы согласны, то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – то встаём из-за парты.
         1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка? Муха – это насекомое?
У насекомого 8 ног? Божья коровка спасает растения от тли? Паук – это насекомое? Гнездо осы похоже на большой шар? У бабочки 6 крыльев? Стрекоза это насекомое?
Показ на слайде 4 Стрекоза.
-Скажите, а сейчас мы можем встретить насекомых на улице? А почему?
-Положите руки на стол, опустите на них голову, закройте глаза. Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке среди множества насекомых.
Стрекоза полетела,у реки остановилась,
Над водою закружилась.    
-Как вы думаете, что она там увидела?   
- Тогда отгадаем загадку, которую приготовила нам Мудрая Черепашка:
В воде они живут
Нет клюва, а клюют. (Рыба)        (слайд 5)           - Предположите, о чём или о ком пойдет речь на уроке. А что вы знаете о рыбах? (слайд 6)
Постановка перед детьми учебных задач.
- Сегодня на уроке узнаем, каких животных называют рыбами. Научимся приводить примеры речных и морских рыб, а также попробуем изобразить рыбок.
- Героями, каких сказок являлись рыбы?
- Где могут жить рыбы?
- В любой ли воде могут жить рыбы?
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть?(слайд 7)
- Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
3. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
1. Работа с учебником (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
- Муравьишка  Вопросик заглянул в водоем и увидел там вот такую рыбу. (Слайд 8)
- Кто знает, как называется эта рыба?
- Кто догадался, почему эта рыба называется красноперка?
-Изучите по рисунку в учебнике строение этой рыбы. Найдите указанные части у других рыб, изображенных в учебнике.
2. Первичное закрепление знаний.
- Для чего нужен хвост? Плавники? (слайд 9-12)
- Зачем рыбе нужны жабры?
(Плавники и хвост помогают рыбам плавать.) (Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Вода выходит наружу через жаберные щели.) - Так  могут ли рыбы жить на суше? Что необходимо им для жизни. Молодцы!
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
( Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде.)(слайд 13)
3. Исследовательская,   практическая работа.
Загадка.
- Муравьишка приготовил загадку:
                                И у мамы, и у деток
                                Вся одежда из монеток.   (Рыбы).
- Какое ключевое слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки- чешуйки).
- Значит тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Слайд 14)
- Отличительный признак рыб - чешуя. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
- Давайте попробуем изобразить правильное расположение чешуек. (показ на доске)
-Итак, подведем предварительный итог (слайд 15)
-рыбы живут в воде,
-имеют хвост и плавники, плавательный пузырь
-тело покрыто чешуёй.
- А теперь давайте нарисуем красивых рыбок
Демонстрация выполнения работы  (слайд16)(Объяснительно-иллюстративный метод.)
- С чего мы будем начинать работу? 
Сначала обведем контуры рыбы. Какой формы может быть туловище рыбы?Теперь отделим линией голову, обозначим глаза. Рядом с нижним контуром головы проведем короткую линию рта. Нарисуем грудные плавники. Они могут быть различные по форме (длинные, короткие, волнистые, в форме треугольника и т. д.) От середины спины вверх идет слегка изгибающий контур спинного плавника. Сзади рисуем большой хвостовой плавник. Он также может быть различный по форме. Изобразим чешуйки. Выполним работу в цвете. (Репродуктивный метод, направленный на закрепление и формирование графических навыков работы.)
- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это.
4. Работа по учебнику в парах с.35
(Частично- поисковый метод)
- Рассмотрите рыб на картинке справа. Положите ладошку на рисунок. Эти рыбы живут в море. - Как бы вы их назвали и почему?  Т.е. моря и океаны- их среда обитания.(Слайд 18)
- Рассмотрите рыб на картинке слева. Положите ладошку на этот рисунок. Эти рыбы живут в реках и озёрах. Как бы вы их назвали?  Т.е. пресные водоёмы - их среда обитания. (Слайд 19)
5. Игра «Поймай рыбку».(слайд 20-25) Загадки на слайдах. Включаются в мыслительную деятельность
(Насекомое-это животное, у которого 6 ног.)
Отвечают на вопросы учителя
нет, т.к. сейчас на улице холодно)
Выполняют движения
.
Предположения учащихся
Высказывания учащихся записываются на доске
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин
(В воде, в речке, в озере, в море.)
Вывод делают дети: 
Наблюдают, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы учителя
(красноперка)
(красные плавники похожие на перышки).
Работа с учебником в парах (исследование строения рыб, определение функций частей тела)
Отвечают на вопросы учителя

(Нет) ? (Они дышат кислородом, растворённым в воде)
Высказывания учащихся
Предположения детей
Дети рисуют на листочках правильное расположение чешуек. Делают вывод - чешуйки в шахматном порядке).
Применяют свои графические навыки в рисовании рыб, соблюдая этапы последовательного рисования
Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём»- плакат с изображением водоема) (морские)
(речные) Коммуникативные УУД:
понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Регулятивные УУД:
Способность к самооценке на основе критериев успешности
Коммуникативные УУД:
-умение активно участвовать в диалоге, грамотно и правильно отвечать на вопросы
- договариваться приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)
Познавательные УУД:
-извлечение необходимой информации в учебнике , анализируют, выделяют главное
Регулятивные УУД:
Уметь работать по коллективно составленному плану
Познавательные УУД:
- развитие графических навыков
Личностные УУД:
-проявляют интерес к новому учебному материалу
Познавательные УУД:
Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке
IVФизминуткаЦели:
-снятие умственного и физического напряжения. Физкультминутка  «Рыболов».
Рыболов, рыболов, покажи свой улов!
Я поймал леща большого и налима – вот такого!
Двух горбатых, полосатых окуней и двух линей,
Щуку, карпа, судака…А в ведерке два малька. Выполняют движения VII. Закрепление
Цели:
-проговаривание нового знания.
IX. Обобщение и систематизация знаний
Цели:
-включение нового знания в систему знаний (Фронтальная беседа) (слайд26-27)
-Посмотрите на доску, какое это озеро?
-Какие рыбы обитают в нашем озере? (слайд 28)
-Как называется речка, которая вытекает из озера? -А какие там обитают рыбы?
-В нашем озере, речке вода соленая или пресная?- Давайте попробуем описать любую рыбу нашего озера по плану на доске. (слайд 29)
Фронтальный опрос. Методика «Дополни предложение» (слайд 30)
Рыбы- это…
- животные, которые живут в воде
- двигаются при помощи плавников и хвоста
- дышат с помощью жабр
- тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Это наше озеро Теньгинское.
(Окунь, карась, линь, щука (Теньгушка)
(пресная)
Дополняют предложения
Коммуникативные УУД:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
-уметь вносить необходимые коррективы
X. Рефлексия
Цели:
-отследить удовлетворенность ребенка своей работой на уроке - Какие задачи перед собой ставили? Обращение к записям на доске.
-Удалось ли достичь поставленной цели ?- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке: золотую (жёлтую) рыбку
если вы хорошо запомнили названия рыб.
Если вы допускали ошибки на уроке, но потом исправили их, то зелёную. А если на уроке вам было трудно, не запомнили названия, то красную. Проговаривают новые знания, дают оценку своей работы Познавательные УУД (логические):
Регулятивные УУД:
Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)
Личностные УУД:
Осознание обучающимся степени усвоения нового материала;
Регулятивные УУД:
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
XI. Итог урока
Цели:
-осознание обучающимися своей учебной деятельности -Что нового узнали о классе животных?
-Я желаю вам, чтобы Золотая рыбка исполнила три ваших желания. Но только 3 иначе все получится как в известной нам сказке. Спасибо за урок. Урок окончен.
Подводят итог работы на уроке, высказывают свои впечатления от урока Регулятивные УУД: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.