Календарно – тематическое планирование элективного курса по истории «Роль личности в истории» 11 класс
тематическое
планирование
элективного курса по истории
«Роль личности в истории»
11 класс
Составитель программы
Артёмова Юлия Сергеевна,
учитель историии обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Калуги
2014
Пояснительная записка
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время - время возрождения России.
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 2007. – 512 с., ил.
История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 2007. – 496 с., ил.
Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: А-К.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: Л-Я.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
Энциклопедия. История России 862-1917. Электронное пособие. – М.: «Интерактивный мир», КОМИНФО.
Формы организации учебного процесса:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
семинары;
практические работы;
«мозговой штурм»;
викторины.
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы организации учебного процесса направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
умение выдвинуть гипотезу;
умение делать обобщения;
умение систематизировать материал;
умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
сравнивать исторические события и исторических деятелей;
излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы
учебного времени
Примечание
1-2
Роль личности в историческом процессе
2
3-4
Что такое реформа? Формы общественного развития
2
Практическое занятие
5-6
Российское реформаторство
2
Лекция
7-8
Реформы и реформаторы
2
Семинар
9-10
Первые отечественные реформаторы и их преобразования
2
Лекция
11-12
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович.
2
Лекция
13-14
Иван III
2
Лекция
15-16
Иван Грозный
2
Лекция
17-18
Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный
1
Практическое занятие
19
Петр I. Исторический портрет
1
Лекция
20-21
Реформы Петра I
1
Лекция
22
Петр I: тиран или...
1
Практическое занятие
23-25
Эпоха дворцовых переворотов
3
Лекция
26-27
Преобразования эпохи дворцовых переворотов
2
Практическое занятие
28
Александр 1
1
Лекция
29
Николай 1
1
Лекция
30-31
Александр II: великие реформы
2
Лекция
32.
Великие реформы
1
Практическое занятие
33
Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин
1
Семинар
34
Итоговое занятие
1
Защита рефератов
4. Содержание элективного курса
Раздел 1. Роль личности в историческом процессе. (1 час)
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Раздел 2. Российское реформаторство (2 часа)
Лекция «Российское реформаторство».
Семинар «Реформы и реформаторы».
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Раздел 3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования
(2 часа)
Практическое занятие «Что такое реформа?».
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
Раздел 4. Иван Грозный (2 часа)
Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»
Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Раздел 5. Петр I (2 часа)
Практическое занятие «Петр I: тиран или...».
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Раздел 6. Александр II: великие реформы (2 часа)
Практическое занятие «Великие реформы».
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Раздел 7. Последний реформатор Российской империи (2 часа)
Лекция «П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».
Личность П.А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П.А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П.А. Столыпина.
Викторина: Интеллектуальный лабиринт (2 часа)
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков.
Итоговое занятие (2 часа)
Защита рефератов.
5. Формы и средства контроля
Тест к разделу «Петр I»
1) Окончательное оформление абсолютизма в России связывают с именем:
а) Ивана IV; в) Екатерины II;
б) Петра I; г) Алексея Михайловича.
2) Годы - 1700, 1709, 1721 - относятся к событиям:
а) Северной войны; в) городских восстаний;
б) церковного раскола; г) русско-турецких войн.
3) Какое(ие) из перечисленных событий произошло(и) раньше всех других:
а) Азовские походы;
б) окончание Северной войны;
в) Полтавская битва;
г) поражение русских войск под Нарвой.
4) Установи соответствие между событиями и датами:
а) учреждение Сената; 1) 1722 г.;
б) принятие Табеля о рангах; 2) 1711 г.;
в) учреждение Святейшего Синода; 3) 1703 г.;
г) основание Санкт-Петербурга. 4) 1714г.;
5) 1725 г.
5) Ништадтский мирный договор (1721) Россия подписала:а) со Швецией; в) с Турцией;
б) с Польшей; г) с Англией.
6) Введенная Петром I воинская повинность - это...
а) рекрутская повинность;
б) всеобщая воинская обязанность;
в) стрелецкая обязанность;
г) ямская повинность.
7) О ком идет речь в тексте? Перед каким событием эти слова были сказаны?
«Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за _____, но за государство, ____ врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь... А поведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Тест к разделу «Александр II: великие реформы»
1) Установи соответствие между названиями реформ и датами их проведения:
а) реформа государственного управления; 1) 1861 г.;
б) отмена крепостного права; 2) 1870 г.;
в) военная реформа; 3) 1864 г.;
г) судебная, земская, школьная. 4) 1872 г.;
5) 1874 г.
2) Отмена статей Парижского договора связана с именами:
а) Александра I, А. А. Аракчеева;
б) Александра II, А. М. Горчакова;
в) Александра III, К. П. Победоносцева;
г) Николая I, А. X. Бенкендорфа.
3) С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие:
а) кабальные холопы;
б) вольноотпущенные крестьяне;
в) временнообязанные крестьяне;
г) посессионные крестьяне.
4) Понятию «отрезки» соответствует определение:
а) в России в начале XX в. земельный участок, выделенный крестьянину взамен отводившихся ему ранее общинных земель, располагавшихся в разных местах;
б) участки земли, отделенные от находившихся в пользовании крестьян наделов в ходе крестьянской реформы 1861 г. и переданные помещикам;
в) сельское поселение, состоящее чаще всего из одного двора.
5) Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите имя императора, о смерти которого в нем рассказано:
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва... Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей. - Государь убит! - крикнул он».
Темы рефератов к итоговому занятию
Роль личности в историческом процессе
Первые русские реформаторы: княгиня Ольга
Первые русские реформаторы: Владимир Святославович
Иван Грозный: человек и правитель
Иван Грозный и его преобразования.
Петр I: человек и правитель
Личность Александра II
Значение реформ Александра II.
П.А. Столыпин - последний реформатор Российской империи
Аграрная реформа П.А. Столыпина
6. Учебно-методическое обеспечение
1. Аверх, А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисимов, Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Антонова, Т.С., Харитонова, А.Л., Данилов, А.А., Косулина, Л.Г. История России: ХХ века. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2004.
4. Валишевский, К. Иван Грозный. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 432 с.: ил.
5. Все предметы школьной программы в схемах и таблицах: История.- М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
6. Всемирная история: Энциклопедия / Под общей ред. В.М. Макаревича, И.И. Соколовой, Г.Г. Макаревича и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 672 с.: ил.
7. Вурста, Н. И., Саяпин, В.В. Репетитор по истории России. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007. – 576 с.
8. Головатенко, А. История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты.- М.: Школа-Пресс, 1994. – 240 с.
9. Захарова, Л.Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.
10. Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века: Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2002. – 928 с.
11. Имена из отечественной истории. Кн. 1 / Сост. А.П. Прохоров. М.: Школа-Пресс, 1992. - 80 с.
12. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А. А. Данилов, Л. В, Жукова и др. – М.: Дрофа, 2005. – 592 с.
13. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. – сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 2005.- 528 с.
14. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева, А.А. Чернобаева.- М.: Высш. шк., 2001.- 479 с.
15. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 1. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 512 с., ил.
16. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1997. – 496 с., ил.
17. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 656 с.
18. История России XX века: Пособие для учителя / А.О. Чубарьян, Е. И. Пивовар, А.В. Пыжиков и др.; Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2007. – 352 с.
19. Кириллов, В.В. История России: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 661 с.
20. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. – М., 1991.
21. Кобрин, В.Б. Иван Грозный. - М., 1989.
22. Кучерук, И. В. Технология игрового обучения истории в школе (на материале истории Отечества). – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 68 с.
23. Литвак, Б.Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.
24. Лютых, А.А., Скобелкин, О.В., Тонких, В.А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.
25. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М., 1998. – 592 с.
26. Павленко, Н.И. Петр Великий. - М., 1990.
27. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб.: Азбука, 1999. - 368 с.
28. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. – 272 с.
29. Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в. Мультимедийное пособие. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий».
30. Чернова, М. Н. История. Внеклассные мероприятия (5-11 классы) - Айрис-Пресс, 2007. – 240 с.
31. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: А-К.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
32. Шикман, А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кни.: Л-Я.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 2007.- 448 с.
33. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. ХVIII-ХIХ вв. - М.: Образование, 2003. – 640 с.
34. Энциклопедия. История России 862-1917. Электронное пособие. – М.: «Интерактивный мир», КОМИНФО.
13PAGE 15
13PAGE 141015
15