Календарно – тематическое планирование элективного курса по обществознанию «Проблемы современного общества» 10 класс


Календарно – тематическое планирование
элективного курса
по обществознанию
«Проблемы современного общества»
10 класс
Составитель программы
Артёмова Юлия Сергеевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Калуги
2014
Пояснительная записка
Жизнь общества многообразна и сложна. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельности человека. Разобраться в этом многообразии помогает учащимся весь комплекс социально-гуманитарных дисциплин. Элективный курс занимает в решении данной задачи ведущую роль, обеспечивая целостное и всестороннее представление об общественной жизни. Курс направлен на создание условий для отработки способов учебно-познавательной деятельности, заложенных в учебной программе, и на выработку умений применять знания на практике через создание квази-практических ситуаций, с помощью которых прослеживается детерминирующее влияние общества через различные социальные общности, социальные институты на мировоззрение, мироощущение и «Я» - концепцию учащихся.
Элективный курс по обществознанию «Проблемы современного общества» знакомит с инструментом познания, конструирования социальной действительности и рефлексии собственного социального опыта. Он поможет достичь понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций, расширить горизонты индивидуального социального опыта и занять учащимися в будущем активную социальную позицию.
Курс рассчитан на 34 часа.
Целью курса является формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных, экономических, политико-правовых и духовных сферах общества.
Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:
освоение системы знаний, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной, экономической, политико-правовой и духовной сфер;
развитие познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
развитие способности устанавливать связи между фактами, ситуациями личной жизни людей и широкими общественными тенденциями и структурами;
стимулировать применение учащимися методов самостоятельного познания, конструирования социальной реальности и рефлексии собственного социального опыта.
Такая трактовка цели и задач курса определяет соответствующую методику обучения, основными принципами которой являются следующие:
персонификация обучения посредством опоры на имеющийся у учащихся жизненный опыт и обыденное социальное мышление, обращение к субъектному опыту как условию реализации рефлексивного потенциала обществоведческого знания;
совместное конструирование и моделирование учебного процесса, которое предполагает построение учебного процесса в форме диалога, своеобразного «коммуникативного дискурса».
Важное место в предлагаемом элективном курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.
В процессе изучения элективного курса по обществознанию «Проблемы современного общества» учащиеся X класса должны уметь:
№ Тема Количество часов
1 Введение Актуальность, цели и задачи курса. Подходы к определению структуры общества. (1 ч)
2-3 Проблемы социальной сферы общества. «Семья в современном обществе» (2 ч)
4-5 Контент - анализ публикаций результатов социологических опросов по теме
«Демографическая структура общества». (2 ч)
6 Рейтинг как метод исследования молодежи в современном обществе.
Определение рейтинга молодежных субкультур. (1 ч)
7 Урок обобщения. Социальная культура современного человека. (1 ч)
8 Человек в мире экономических отношений. Человек в экономике. (1 ч)
9 Как разместить сбережения? (1 ч)
10 Это сладкое слово «собственность» (1 ч)
12 Современная экономическая система: тенденции развития. Постиндустриальная экономика.
Развитие сферы услуг. (2 ч)
13 По каким законам живет рынок? (1 ч)
14 Как регулировать экономику? (1 ч)
15-16 Практикум. Анализируем сложившуюся ситуацию. Мировой экономический кризис и
преобразования структуры современной экономики. Мировая экономика и
международное разделение труда. Свободная торговля и Протекционизм. (2 ч)
17 Практикум. Мировая экономика и международное разделение труда. (1 ч)
18 Практикум. Свободная торговля и Протекционизм. (1 ч)
19 В мире политики права. Роль политики в обществе. (1 ч)
20 Как соотносятся государство, политика, общество? (1 ч)
21 По каким законам живет демократия? (1 ч)
22-23 Многоликий партийный мир Основные политические идеологии современности:
либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, коммунизм, фашизм,
социал-демократия. Формирование идеологических предпочтений современности.
(2 ч)
24 Мораль и право – друг за друга или друг против друга? От морали к закону.
Отражение норм морали в законах древности и современном законодательстве. (1 ч)
25 Современный политический лидер: штрихи к портрету. Эффективный политический лидер.
Особенности мышления и деятельность PR-технологий.
Современные тенденции в развитии политического лидерства. (1 ч)
26 Занятие – практикум. Политика – дело каждого? (1 ч)
27-28 Занятие обобщения. Правовая и политическая культура. (2 ч)
29 В поисках духовности. Можно ли научить добродетели? (1 ч)
30-31 Современные тенденции развития образования. Значение образования для самореализации. (2 ч)
32 Гуманизация и гуманитаризация современного образования. (1 ч)
33 Вызовы современности и философия. (1 ч)
34 Повторение по теме «В поисках духовности». (1 ч)
•характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
•объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов и подсистем общества;
•развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
•объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
•осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), критически оценивать достоверность полученной информации;•переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
•владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
•применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.