Урок окружающего мира в 1 классе на тему: Кто такие рыбы? 
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Раздел курса: «Что и кто?»
Тема урока: Кто такие рыбы?
Цели: познакомить что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; с общими признаками и разнообразием рыб; учить описывать рыб по плану, приводить примеры речных и морских рыб.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать рыб среди других животных; описывать рыб по плану; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет.
Оборудование: компьютер, кроссворд, картинки с изображением рыб; у учащихся — монетки, цветные карандаши.
Ход урока
Включение в учебную деятельность
Актуализация знаний
1. Беседа
Муравьишка встречает нас веселым стихотворением.
−  Мотылек, мотылек,
Сядь поближе на цветок.
−  Я не сяду на цветок:
У тебя в руке сачок.
−  Мотылек, мотылек,
Я тебя ловить не стану,
Подойду поближе, гляну,
Посчитаю, сколько ног 
У тебя, мотылек.
−  Я и сам могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять...
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
И. Йованович-Змай
−  Сколько же ног у мотылька? Как мы ответили на вопрос о том, кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)
Кроссворд «Насекомые»  1 2 3 4 5 6 7 ы 8 На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка 
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня... (оса).
Летит — гудит,
Сядет - молчит. (Шмель.)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
 Целый день летает,
      Всем надоедает;
      Ночь настанет,
      Тогда перестанет. (Муха.)
Без работы, хоть убей,
Жить не может... (муравей).
Какое слово получилось в выделенном столбце? (Насекомые.)
Самоопределение к деятельности
Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоему. Там тоже можно увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой. «Кого же могла увидеть стрекоза?» — подумал Муравьишка. И Мудрая Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
−  Отгадайте ее и вы.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают. (Рыбы.)
(слайд 1.)
−  Кто такие рыбы? (Ответы детей.)
−  Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
−  Предположите, о чем или о ком пойдет речь на уроке. (Орыбах.)
−  Прочитайте тему урока на с. 34 учебника. (Кто такие рыбы 7)
−  Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Работа по теме урока
Игра «Кто больше»− Вспомните, каких рыб вы знаете.
(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия рыб. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.)
Молодцы! Столько рыб назвали!
Работа по учебнику−  А как можно отличить рыб от других животных? (Ответы детей.)
А еще о рыбах есть такие загадки.
В воде они живут,
Нет клюва, а клюют.
У родителей и деток 
Вся одежда из монеток.
−  О каких признаках рыб в них говорится? (Живут в воде, есть чешуя.)
Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 34 и познакомиться со строением рыбы.
(Работу можно провести в парах. Один ученик читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы. Затем дети меняются ролями.)
−  Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.) (слайд 2)
Моделирование−  Рассмотрите рисунок справа на с. 34. и слайд  на компьютере.
Так при увеличении выглядит чешуя рыб.
−  Используя монеты, постройте модель «одежды» рыб.
Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли 
В теплой, голубой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику−  Рассмотрите рисунки на с. 35. Какую новую информацию о рыбах вы узнали? (Рыбы бывают речные и морские.)
−  Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.) (слайд 3)
−  Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.) (слайд 4)
−  Какие рыбы изображены на левом рисунке, на правом рисунке? Попробуйте догадаться. Посоветуйтесь с соседом по парте.
−  Откройте с. 90. Проверьте свои предположения.
−  Попробуйте рассказать об одной из рыб по плану на с. 35. (Работа в парах.)
Пример рассказа
Щука - речная рыба, бывает больших и средних размеров. Тело удлиненное, стреловидное, с большой головой и широкой пастью. Окраска туловища пятнистая, темные полосы располагаются поперек тела.
(Заслушиваются три-четыре рассказа о разных рыбах.)
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 24).−  Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?
−  Выполните задание.
(Проверка.)
−  На какие группы вы разделили всех рыб?
−  Назовите речных рыб. Почему их называют речными?
−  Назовите морских рыб. Почему их называют морскими? №2 (с. 24).
−  А сейчас нам предстоит научиться рисовать рыбку. Рассмотрите порядок выполнения рисунка. Выполните задание.
Рефлексия
(На доске крупное изображение рыбы. Один ученик выходит к доске. Учитель называет части рыбы, ученик их показывает. Затем учитель показывает части рыбы, а учащиеся называют их.)
−  Отгадайте загадки.
На дне один
Лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Драчун и забияка Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень схож с речным окунем. Впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.
Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука - одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает 1,5 м, а вес - 35 кг.
Живу глубоко,
Плыву легко,
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы — отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3,5-4 тыс. кг. Еще больше китовая акула, ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями мелких рыб и совершенно безопасны для человека.
−  Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока
−  Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют рыбами? (Рыбы - это водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуей.)
−  Приведите примеры речных рыб.
−  Приведите примеры морских рыб.
−  По какому плану мы описывали рыбу?
−  Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)
Рекомендации для занятий дома
Узнать у взрослых или из других источников, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей.
Если дома есть аквариум, узнать с помощью атласа-определителя рыбок, которые живут в нем, и описать по плану на с. 35 учебника. Попросить родителей почитать об этих рыбках.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4