Урок по окружающему миру Кто такие насекомые(1 класс)
Технологическая карта урока
Тема раздела:
№ п/п
Параметр
Описание
Учебный предмет, класс
УМК «Школа России»
Окружающий мир
1 класс
Тема занятия/урока
Кто такие насекомые?
Цель
Знакомство с понятием «насекомые»
Задачи
Предметные: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.
Надпредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно -деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
(Личностные и метапредметные результаты)
Усвоить, что насекомые -это животные, у которых шесть ног, научиться приводить примеры насекомых
Основные понятия:
-насекомое,
-усики, голова, хоботок, грудь, ноги, крылья, брюшко.
6.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
7.
Оборудование и материалы
мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация «Кто такие насекомые?»; фотографии насекомых и других животных; смайлики; приложение 1.
Этап урока (занятия)
Цель - результат
Деятельность педагога
Деятельность
ученика
(воспитанника)
Формы работы, приёмы
Мотивация
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Предлагает прочитать высказывания со слайда:
Ученье везде найдет свое примененье.
Где есть желание найдется путь.
Маленькие удачи-путь к большой победе.
После прочтения предлагает ответить на вопросы. Можем ли назвать эти предложения высказываниями. Почему? Как вы понимаете их смысл?
Какое больше всего понравилось почему?
Дети читают высказывния со слайда.
Высказывают свое мнение, выслушивают собеседника, приводят аргументы, признают возможность
существования
различных точек зрения и права каждого иметь
свою.
Л:Мотивационная основа к учебной деятельности
К:Уметь сотрудничать с другими людьми
Актуализация знаний
выявить знания детей по изученной ранее теме «Лиственные и хвойные растения».
Блиц-опрос «Закончи предложения»:
На прошлом уроке мы изучали
Они называются так потому, что.
Деревья, у которых листовая пластинка называются
Хвойное дерево, сбрасывающее хвоинки осенью называется
Молодцы.
хвойные растения.
у них листья иголками
лиственными
лиственница
Умение отвечать на поставленные вопросы.
Введение в тему
Физминутка.
мобилизация, настрой на работу, выявить знания детей о том, кого они считают животными, реализация двигательной активности.
Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие.
Встаньте около своих мест. Мы отправляемся в царство животных. Ваша задача разгадать фотографии-загадки: если на фото животное – делаете прыжок, если это не животное – хлопок. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.
Похвалить тех, кто не ошибался. Если были хлопки, учитель сообщает ребятам, что все, кого они видели – животные.
Ребятам демонстрируется слайд-шоу «Животные». При появлении каждого фото, дети делают прыжок.
Распознавание объектов.
Открытие нового (знания , способа действия)
самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление особенностей насекомых.
Откройте учебник на странице 20. В верхней части листа животные. Назовите их. Положите фишку на насекомое. Кого выбрали? Почему? (Если дети уверены, то кладут фишку с изображением Мудрой Черепахи, а если сомневаются – с изображением Вопросика)
Давайте рассмотрим насекомое. Рассмотрите бабочку.
Какие части тела вы наблюдаете у насекомых?
Что необычного вы заметили?
Сколько их?
Проверьте, правильно ли вы выбрали насекомое. Есть ли у него главный признак – 6 ног.
Кто был уверен в своём ответе сразу? Почему сомневались? Давайте вернёмся к картинкам. Есть ли среди них лишнее? Почему?
Кладут фишку на насекомое, объясняют выбор.
С помощью «бумажной лупы» ребята рассматривают части насекомого.
Дети перечисляют. Всё что называет кто-то из ребят, все остальные находят на рисунке с помощью «лупы».
Много ног.
6.
Ответы детей.
Паук. У него 8 лап.
Выявление существенных признаков.
Умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений.
Применения изученного.
Практическая работа учащихся.
рассказать о жизни насекомых на примере бабочки по картинкам, учить правильно строить предложения, дополнять рассказ товарища.
На протяжении своей недолгой жизни насекомым часто приходится менять своё обличие. Они проходят несколько этапов развития. Вы можете наблюдать это на примере бабочки. Расскажите об этом.
(При необходимости учитель дополняет ответы детей.)
С помощью иллюстраций, дети рассказывают о жизни бабочки. Дополняют друг друга.
Умение строить речевое высказывание в устной речи.
рассказать о пользе насекомых, умение вести учебный диалог.
Мы узнали, что насекомых очень много. А для чего они нужны? Какую пользу приносят?
Варианты ответов детей: для красоты, опыляют растения
(без опыления насекомых цветок не превратится в плод), санитары, корм для птиц
Умение выражать мысли, строить суждения на основе жизненного опыта.
учить из серии картинок выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.
Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как их можно беречь? Перед вами иллюстрации. Надо выбрать те картинки, где дети неправильно ведут себя в природе. Как исправить поступки ребят?
(После рассказа ребёнка, учитель щёлкает по этой картинке и появляется стихотворение-проверка. Повторный щелчок убирает
стих. )
Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение?
Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано.
Всё, что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее. Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину. Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа
Дети выбирают нужные картинки и объясняют, как это вредит насекомым, рассказывают о том, что надо исправить.
Дети высказывают свои мысли.
Извлечение информации из иллюстрации.
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным
контроль знаний по теме, учить пользоваться дополнительной литературой, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
проверить усвоение материала.
Предлагаю вам отгадать кроссворд, который поможет вспомнить разных насекомых, а, может быть, узнать новых. Отгадывать можно в любом порядке. А вот кому выпадет честь угадать слово решит мяч-жребий.
(При нажатии на любую цифру появляется картинка-загадка. При повторном нажатии картинка исчезает и появляется слово. Если ребёнок не знает слово, ему могут помочь ребята. Если класс не знает ответ, то поможет дать ответ учебник или Атлас-определитель (лежит на каждой парте 1 на двоих; учитель заранее на нужной страничке приклеил закладку).
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 10. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
Обменяйтесь тестом с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).
Возьмите свой тест. У кого есть вопросы по тесту?
При необходимости пользуются учебником или атласом-определителем. Дети, умеющие читать, могут проявить свои возможности.
Работают в тестовых тетрадях.
(Кто такие насекомые?)
Взаимопроверка.
Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.
Умение отгадывать кроссворд.
Умение пользоваться дополнительной литературой.
Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.
Подведения итогов
подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику, заполнение части таблицы
Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые?
Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают.)
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Итоговая рефлексия
(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)
Задание на дом
(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)
вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
Оцените свою работу на уроке смайликом. Отметьте, понравился ли вам урок. Если да, то весёлый смайлик, если нет, то печальный.
Работа детей со шкалами самооценки. Несколько ребят проговаривают для всех.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельность
15