Урок по окружающему миру для 1 класса «Кто такие насекомые?» 
Тема: «Кто такие насекомые?»
Цель: Расширить знания учащихся о разнообразии насекомых и рыб.
Задачи:
Образовательные: 
познакомить учащихся с признаками насекомых;  познакомить с признаками и разнообразием рыб.
Развивающие: 
развивать основы мыслительной деятельности, умения сравнивать, обобщать; формировать способность рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные: 
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. 
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: 
компьютер
проектор
мультимедийная презентация
интерактивный тест
Плешаков А. А. Окружающий  мир.1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику  для 1 класса Мир вокруг  нас.
 Ход урока
Орг. момент.Мы пришли сюда…( учиться)
Не лениться, а …(трудиться).
Работать как …(старательно),
А слушать как …( внимательно).
Если хочешь отвечать
Руку не забудь …(поднять).  ( учитель сажает детей)
           Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят?
 Все ль готовы слушать? 
Пожелаем всем удачи - 
За работу, в добрый час! 
Актуализация опорных знаний (слайд 1)-   Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке, именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.  Кто же они? Догадайтесь! В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.  Теперь снова сели красиво. 
-  Кто сможет назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Пчелы, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы)
-  Как, одним словом мы можем их назвать? (Насекомые) 
-  О ком же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых) 
- Как по–другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)  
- Почему всех их называют насекомыми? (Ответы детей) 
-  Сегодня мы должны научиться узнавать, какое из животных – насекомое. 
III. Изучение нового материала.(учебник с.32) 
1. - Игра «Отгадай насекомое» От цветка к цветку летает, Утомится – отдыхает (бабочка) 
Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь Тут уж вволю нажжужжусь (жук) 
С ветки на тропинку С травки на былинку Прыгает пружинка Зелёная спинка (кузнечик) 
Не змея, а жалит (оса) 
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик (стрекоза) 
Не птица, а с крыльями Над цветком летает,Медок собирает (пчела) 
-  Насекомые -  маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере. 
-  Сказка «Спор животных».
 Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… 
 - Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны.
Определение признаков насекомых 
- Какое насекомое изображено у вас на картинке? (муравей)
- Сосчитайте  сколько у него ног? (6)
1 признак : «6 ног»
- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания
- Так чем же отличаются насекомые, от других  животных?( наличием 6 ног)
2 признак
- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.
- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки,усики…)
3314700180340Выставляются таблички.
«голова»
«грудь»
«брюшко»
 «глаза»
«ноги»
«усики»
«крылья»
- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)
 Физкультминутка.
Минута релаксации.
Какое самое красивое насекомое? (Бабочка).
Превратимся в бабочек, машите "крылышками" и кружитесь.
Звенят ручьи в июне,Ласкает солнце нас.В лесок мы прилетелиИ здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим.Красив на них узор!Мы кружимся, порхаем.Какой кругом простор!
Душистыми цветами,Леса встречают нас.И кажется, что с намиВесь лес танцует вальс!
3. 
Питание насекомых (показать бабочку) Слайд)- А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
- У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение  имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые)
- Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
          -  Комары  хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь 
-  Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка 
- Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)
3 признак насекомых (наличие усиков)
- А  чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
-  А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
- Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
- Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).
4 признак (наличие двух пар крыльев)
- Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног, две пары , есть усики, строение тела другое)
- Что помогает их передвижению?(крылья)
- У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) 
- Сколько их?(пара) У животных какой группы тоже есть крылья? вопрос,чем еще отличаются насекомые от других групп животных?
- Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка)
Появляется табличка «две пары крыльев»
- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые». (6 ног, 2 пары крыльев, усики, голова, груд, брюшко).
(по учебнику с 32)
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. 
- Что вы можете сказать? (Их по шесть)  
- Обратите внимание на правую страницу (стр. 33).
-  Каких насекомых вы видите? (Ответы детей)
-   Сосчитайте ножки у насекомых. (Дети считают и убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног)
- Как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет?
 Какой самый главный  вывод нужно сделать? (Насекомые – это животные, у которых 6 ног) 
Физкультминутка “Делай, как я!” 
Утром стрекоза проснулась,
 Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась, 
Два – изящно покружилась,
 Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела. 
Над водою закружилась
И тихонько приземлилась.
V. Беседа по охране насекомых.4339590-262890Укажи цифрами порядок событий. 
Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).
(Ответы: 1,3,4,2)
-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)
33909015875
( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города,  вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)
IV Итог урока.
 Продолжите предложение
 «Я узнал», ( новое о насекомых)
«Я повторил», ( группы животных)
«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)
«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)