Открытый урок по литературному чтению во 2 классе. Н.Г.Гарин — Михайловский Тема и Жучка



Акмолинская область
Жаркаинский район
г. Державинск
СШ имени Н.К. Крупской










Литературное чтение
2 класс

Н.Г. Гарин-Михайловский
«Тёма и Жучка»













Учитель: Михновец Л.А.









Литературное чтение 2 класс
Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Цели урока: способствовать развитию критического мышления, через анализ произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», вопросы Б. Блума, «синквейн», познакомить учащихся с творчеством Н.Г. Гарина –Михайловского, помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа «Тема и Жучка»; способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся; развивать умение высказывать своё мнение и отстаивать его; учить детей работать в группе; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг.
Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.
I. Организационный момент. Тема и цели урока.
( Учащиеся сидят по группам).

- Дети, сегодня мы работаем в группах. Посмотрите на ребят вашей группы, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Что вы почувствовали? (тепло, радость, хорошее настроение, рядом друзья)
- И вот так, в хорошем настроении, рядом с друзьями, мы проведём наш урок.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя, прочитаем его рассказ «Тема и Жучка», мы вместе определим главную мысль этого рассказа.

– Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.
По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты. Можно сказать, что это он соединил Челябинск с Европой и Азией, ведь именно он строил тяжелейший участок железной дороги от Уфы до Челябинска через хребты Уральских гор и дальше - в Сибирь. 120 лет назад - в 1892 году в Челябинск пришел первый поезд - в этом тоже немалая заслуга Н.Г. Гарина-Михайловского!
Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.
Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.
Самая знаменитая его книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести 1892 году вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков. В 2012 году - 120 лет изданию книги "Детство Тёмы"(впервые была опубликована в 1892 году)
Эта книга ("Детство Тёмы") не только воспоминания о собственном детстве, но и размышления о нравственном воспитании в семье. Писатель помнил своего жестокого отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда "пальцем не тронет своих детей". А их было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно.
Он очень хотел, чтобы дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками - для красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень любил делать подарки людям - знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был невероятно щедр - до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень хотел изменить, улучшить жизнь.
И писал книги: "Детство Тёмы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры". (Последняя осталась недописанной).
– Современники считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.
20 февраля 2012 года исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

Вызов.
- Рассказ называется «Тема и Жучка»
- Как вы думаете, о чем рассказ?

Мозговая атака.
- Что вы знаете о собаках?
(верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище, собака-поводырь, помогали во время войны, побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя человека, полноправные члены семьи, играют с детьми)

- Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.

Осмысление.
Прием «Направленное чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям).
Словарная работа
Ирод – царь, живший в древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился как мучитель и злодей.
Таким образом, имя собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой буквы. Иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня, прикрепленного к удилам и служит для того, чтобы править запряженной лошадью.

Не чаявших уже больше свидеться в этом мире – не надеялись, не думали, не ожидали больше увидеться в этом мире.

Чтение 1 части.
- С какого вопроса начинаются все события?
(«Няня, где Жучка?»)
- Что ответила ему няня?
(«И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод...»)
- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?
- Каким, словом называет няня этого человека? ( Ирод)- злодей, изверг, мучитель.
Тёма встречается со злом.
- Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)
Найдите в тексте подтверждение ваших слов.
( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни...»)
- Какие мысли «роем теснились в голове мальчика»
- Какие планы мелькали у него в голове?
- Что ему приснилось? (что Жучка все время обрывается)
- К какому решению пришел Тема?
- Какое необычное состояние Темы подчеркивает автор?
То, что Тема спит очень беспокойно, это говорит о том, что он болен.

Чтение 2 части.
- Как
·вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)
-Куда и с чем отправился Тема?
-Когда он позвал Жучку, что он услышал? (жалобный, протяжный стон)
- Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось)
- С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»)
- О чем он переживал, когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил)

Вопросы к анализу 3 части.
– Какое чувство пришлось испытать нашему герою?
- Страх.
-Какие мысли успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки)
- Какие чувства они испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись)
- Когда и где еще Тёма испытал страх?
- При спуске в колодец, в колодце и при подъеме из него.
- С их помощью автор доказывает, что Теме страшно в этом колодце.

- Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)
- «...подниматься труднее...» Почему?
– Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.
- «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы мало...»
- Какие трудности испытывал Тёма при подъеме из колодца?
- Не хватает воздуха и сил, а это главное, что нужно для подъема.
- Тяжелое положение Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине 6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца.
- Какие чувства закрадываются в душу Теме?
- «Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».
- Таким образом, мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?
- Сила воли и сила духа.
- Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.
(«Не надо бояться, .. Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»
Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю...»
- Как вы оцениваете его поступок?
- Как ведет себя Жучка, оказавшись на земле?
Теперь когда все сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за спасение.
- Если бы Жучка могла говорить, чтобы она сказала Теме?
- Как вы думаете, что будет дальше?
– Итак, мы добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком и он лежит в бреду.
Учитель зачитывает последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему».
– Какое чувство вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»?
-С чем сравнивается жизнь Темы?
( Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.)
– Как вы думаете, останется ли живым Тёма?
- Да.
- Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия.
- Горячая, любящая душа.
- Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?







Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения.
– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.
Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке
Составьте словесный портрет каждого.

Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.

Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая.

Работа над пословицами
- А теперь пришло время вспомнить пословицы.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.
Друг познается в беде.
Собака – друг человека.
- Какая из них подходит к рассказу?
- Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме?
У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным.
И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.
- Можно сказать, что Тема настоящий друг?

Рефлексия. (письменная)
Составим синквейн
1 группа составит на тему
Тёма.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, спасает.
Друг познается в беде.
Дружба.

2 группа составит на тему
Жучка.
Игривая, ласковая.
Благодарит, любит, верит.
Собака – друг человека.
Доверие.

3 группа составит на тему
Друзья.
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, выручат.
Никогда не подведут товарища.
Дружба.

4 группа на тему -
Дружба
Сильная, сплоченная.
Дружить, выручать, не предавать.
Никогда не оставлять друга в беде.
Верность.

Рефлексия устная.
Как бы вы поступили на месте Темы?
Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?
О чем вы бы хотели спросить Тему, когда он поправится?
О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока?
Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?
Что особенно было интересно?
Как бы вы оценили себя?
Кто был самым активным?

Оценки.
Домашнее задание. Чтобы узнать, какое чувство у вас осталось после прочитанного, напишите мини- рассказ, пользуясь такими словами: «Я считаю, что Тема совершил подвиг потому что, »















15