Конспект урока по математике на тему Арифметические действия с обыкновенными дробями ( 6 класс) 
Тема: Арифметические действия с обыкновенными дробями.
 Цель: систематизировать и обобщить изученный материал, развивать вычислительные навыки, логическое мышление, познавательную активность учащихся, контроль и оценка знаний, умений, навыков.
 Ход урока:
1. Организационный момент.
 Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
    1) Расшифруйте слова (анаграммы):
     солич, мамус, зарстонь, тильлесич, сачтоне.
    2) Какое слово пропущено? Обоснуйте свой ответ.
    3) Исходя из слов, полученных при расшифровке,  подумайте какая тема нашего урока и запишите ее в  тетрадь.
     Сообщение темы и  цели урока.
    4)Найдите ошибку в вычислениях:
              1) 2 49  9=22;
              2) 123 ·3=59 ;              3)  23 +15 = 38 ; 
              4) 249 ꞉ 1 29 =2 29;
              5) 125 · 57 =4925 = 12425 ;             6) 312 ꞉2 = 74 = 1310.
Если в решении допущена ошибка, то ученику надо не только ее указать, но и сформулировать соответствующее правило.
3. Работа в тетрадях. 
Выполнить вычисления.
1)  356· 1723;
2) 123· 225;
3) 212  712;
4) 3411꞉ 411;
5) (х-278) + 356 =423 .
4.Физкультминутка.
      Учащиеся выходят из-за парт, встают между рядами.
      Упражнение 1.
Если названа правильная дробь - присесть. Если неправильная дробь   - руки в сторону.   
 
         57 ;  94 ; 1811; 920;  615; 2728; 1571; 1429 .
  
      Упражнение 2.
 Если дробь сократимая  – хлопок в ладоши. Если несократимая – руки      
 на плечи.
          37 ;  927 ;  1836 ;  920 ;  715 ; 2528 ;   464 ;  1251000 ; 3648 .
     Упражнение 3.
Потереть сильно ладони рук (чтобы они стали горячими) и  плотно приложить к закрытым глазам на несколько секунд.
 5. Немного истории.
         Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Умение выполнять действия с дробями в Древнем Риме воспринималась как чудо. Люди, знающие дроби, пользовались особым почетом и уважением. Римляне пользовались двенадцатеричными  дробями, т.е. знаменатель таких дробей  всегда был равен  двенадцати.  Всего применялось 18 дробей.
         А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.          У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике “ Арифметика” Л. Ф. Магницкий.  
         
 6. Работа в тетрадях.
            Ребята, давайте представим себя учениками школы Древнего Рима и выполним следующее задание:
  1.Сложить  триенс и секстанс.     
  2 .Умножить  бес на сескунцию.
       13 + 16 =12;   23 · 18 = 112.
7. Самостоятельная работа.
1 вариант 2 вариант
1) 38 · 2; 1) 715 · 40;
2) 127· 114; 2) 135· 334;
3) 823  413; 3) 478  1114;
4) 5317  4734; 4) 6512  2122;
5) 256 + х = 512 . 5) 4415 - у = 223 .
Собрать работы. Прокомментировать решение.
1 вариант 2 вариант
1.    341.   18232.  1142.    6
3.    2 3.   7184.  1 3134.   217305.   2235.   135
 8. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
         Завершить урок высказыванием древнегреческого  математика Фалеса:
                    Что быстрее всего?            Ум!
                    Что мудрее всего?              Время!
                    Что приятнее всего?          Достичь желаемого!
     Сегодня на уроке мы достигли желаемого и это очень приятно и здорово!