Конспект урока по математике на тему Арифметические действия с обыкновенными дробями ( 6 класс)


Тема: Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Цель: систематизировать и обобщить изученный материал, развивать вычислительные навыки, логическое мышление, познавательную активность учащихся, контроль и оценка знаний, умений, навыков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
1) Расшифруйте слова (анаграммы):
солич, мамус, зарстонь, тильлесич, сачтоне.
2) Какое слово пропущено? Обоснуйте свой ответ.
3) Исходя из слов, полученных при расшифровке, подумайте какая тема нашего урока и запишите ее в тетрадь.
Сообщение темы и цели урока.
4)Найдите ошибку в вычислениях:
1) 2 49 9=22;
2) 123 ·3=59 ; 3) 23 +15 = 38 ;
4) 249 ꞉ 1 29 =2 29;
5) 125 · 57 =4925 = 12425 ; 6) 312 ꞉2 = 74 = 1310.
Если в решении допущена ошибка, то ученику надо не только ее указать, но и сформулировать соответствующее правило.
3. Работа в тетрадях.
Выполнить вычисления.
1) 356· 1723;
2) 123· 225;
3) 212 712;
4) 3411꞉ 411;
5) (х-278) + 356 =423 .
4.Физкультминутка.
Учащиеся выходят из-за парт, встают между рядами.
Упражнение 1.
Если названа правильная дробь - присесть. Если неправильная дробь - руки в сторону.

57 ; 94 ; 1811; 920; 615; 2728; 1571; 1429 .

Упражнение 2.
Если дробь сократимая – хлопок в ладоши. Если несократимая – руки
на плечи.
37 ; 927 ; 1836 ; 920 ; 715 ; 2528 ; 464 ; 1251000 ; 3648 .
Упражнение 3.
Потереть сильно ладони рук (чтобы они стали горячими) и плотно приложить к закрытым глазам на несколько секунд.
5. Немного истории.
Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Умение выполнять действия с дробями в Древнем Риме воспринималась как чудо. Люди, знающие дроби, пользовались особым почетом и уважением. Римляне пользовались двенадцатеричными дробями, т.е. знаменатель таких дробей всегда был равен двенадцати. Всего применялось 18 дробей.
А у немцев сохранилась такая поговорка “Попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение. У многих народов дроби называли ломаными числами. Этим названием пользуется и автор первого русского учебника по математике “ Арифметика” Л. Ф. Магницкий.

6. Работа в тетрадях.
Ребята, давайте представим себя учениками школы Древнего Рима и выполним следующее задание:
1.Сложить триенс и секстанс.
2 .Умножить бес на сескунцию.
13 + 16 =12; 23 · 18 = 112.
7. Самостоятельная работа.

1 вариант 2 вариант
1) 38 · 2; 1) 715 · 40;
2) 127· 114; 2) 135· 334;
3) 823 413; 3) 478 1114;
4) 5317 4734; 4) 6512 2122;
5) 256 + х = 512 . 5) 4415 - у = 223 .
Собрать работы. Прокомментировать решение.
1 вариант 2 вариант
1. 341. 18232. 1142. 6
3. 2 3. 7184. 1 3134. 217305. 2235. 135
8. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
Завершить урок высказыванием древнегреческого математика Фалеса:
Что быстрее всего? Ум!
Что мудрее всего? Время!
Что приятнее всего? Достичь желаемого!
Сегодня на уроке мы достигли желаемого и это очень приятно и здорово!