Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по окружающему миру в 1 классе на тему «Кто такие птицы?»
Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку окружающего мира в 1 классе на тему «Кто такие птицы?», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.
Актуальность.
Современный ФГОС НОО обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект разработки технологической карты урока окружающего мира «Кто такие птицы?» на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности.
Считаем, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования. Умение определить место и значение птиц в окружающем мире показывает обучающимся, как важно знать место изучаемого объекта, применять полученные знания в ежедневной жизни. Тема «Кто такие птицы?» представляет определенную сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Основная часть.
а)Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала (технологической карты и дидактических материалов) к уроку окружающего мира в 1 классе на тему: «Кто такие птицы?», направленного на систематизацию знаний обучающихся, совершенствование проектировочных компетенций и навыков работы в группе.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1 класс Часть 1.
Разработать технологическую карту урока по теме «Кто такие птицы?»
4. Разработать дидактический материал для проведения урока.
Цель урока: знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция - Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- рабочая тетрадь к учебнику;
- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудизапись с голосами птиц, с песней "Кто такие птицы?";
- электронное приложение к учебнику;
- дидактический материал - карты с изображением пресноводных и морских рыб, карточки для рефлексии с изображением солнышка, тучки.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать у детей представление о птицах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; познакомить с голосами птиц, наблюдать за сезонной миграцией птиц
Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 66 часов в год. (33 уч.нед.)
Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Кто такие рыбы?» и последующим материалом «Кто такие звери?».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на создание готовности к уроку и эмоционального настроя.
Формируются УУД - Коммуникативные:
осознанно формируют умение слушать и слышать.
Задание 2. Повторение изученного
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания.
Задание 3. Постановка цели урока, формулирование темы урока.
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Актуализация знаний
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 5: Получение новых знаний. Практическая работа учащихся.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 6. Применение изученных знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 7. Контроль и самоконтроль полученных и усвоенных знаний.
Формируются УУД – Регулятивные: реализуют алгоритм выполнения самостоятельных заданий, осуществляют пошаговый контроль своих действий;
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Задание 8. Коррекция знаний. Нахождение проблемы. Нахождение пути выхода.
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания, уважать мнение собеседника.
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД; коммуникативные - КУУД; регулятивные – РУУД;личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока
Этапы урока и вид деятельности
Содержание деятельности учителя
Методы и приемы работы
Содержание деятельности учащихся
Формируемые УУД
Организационный, мотивация к учебной деятельности
Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала
-Здравствуйте, ребята, сели.
Хорошо закроем двери.
Шум оставим за дверями
И урок начнем мы с вами.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Личностные: стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника;
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
Актуализация знаний
а). Проводит беседу с учащимися
-кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?
- Кто узнал, есть, ли рыбы, тело которых не покрыто чешуей?
-отгадайте загадку
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (сом)
б). раздает перфокарты с названиями рыб.
-закрасьте кружочки: речные рыбы -зеленым цветом, морские рыбы -синим цветом.
Презентация
Слайд № 1
Слайд № 2
Работа с картами с изображением пресноводных и морских рыб
Отвечают на вопросы учителя, рассказывают об исследовательской работе дома.
Отгадывают загадку.
Работают с перфокартами.
Познавательные:
умение выделять существенную информацию из изученного материала, умение осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Коммуникативные:
строить понятные для собеседника высказывания;
Регулятивные:
Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять высказанные мнения.
Самоопределение к деятельности
Прослушайте песню моего нового знакомого. ( песня из мультфильма «Кто ж такие птички?» «Надо в дорогу» слова Б. Заходера, музыка А.Журбина)
Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию темы и целей урока,
Назовите признаки, по которым мой знакомый определил, что он птица?
Наблюдение
Слайд № 3
Слушают песню, выделяют из неё признаки птиц(летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)
Выдвигают предположения, обосновывают их, приводят примеры (например, насекомые тоже летают)
Познавательные:
умение выделять существенную информацию из текста песни; умение выдвигать предположение и его аргументировать.
Коммуникативные:
Умение слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; умение строить взаимодействие с одноклассниками и учителем;
Формулирование темы урока, постановка целей.
Организует диалог с учащимися.
- Предположите, о ком будем говорить на уроке?
- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника.
-Что необходимо нам научиться делать?
- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
Слайд № 4
Работа по учебнику стр. 36
Отвечая на вопросы, учащиеся стараются самостоятельно сформулировать тему урока, поставить перед собой цели.
-Будем говорить о группе животных – птицах. Научимся отличать птиц от других групп животных, научимся выделять существенные признаки птиц.
Регулятивные:
умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя, а впоследствии самостоятельно.
Этап изучения нового материала
-Рассмотрите верхний рисунок на стр. 36. Каких животных вы узнали?
- Что общего у всех этих животных?
-Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам?
-Но ведь курица летает плохо, а её ученые (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать- не самый главный признак птиц? Тогда что?
-Рассмотрите других птиц на стр. 37. Найдите общий признак всех птиц.
- Так, каких же животных мы будем называть птицами?
-Рассмотрите части тела на стр. 36 на примере голубя
-Найдите указанные части тела у дятла, совы, синицы.
-Что общего у всех этих птиц?
Наблюдение, создание проблемно-поисковой ситуации
Работа по учебнику стр. 36
использование
электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс»
слайд № 5
Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации животных
отвечают на вопросы.
Дети пытаются определить ,какое животное является птицей. ( курица) . Обосновывают свой ответ
Ребята определяют части тела сначала голубя, потом других птиц
У всех птиц тело покрыто перьями.
Познавательные:
анализировать изображение животных
с целью выделения
существенных признаков; умение анализировать
мыслительные
операции, обобщить
материал, сделать выводы.
Регулятивные:
умение принимать и
сохранять учебную
задачу.
Физминутка
Картинная пауза: птицы - машем руками - летим, рыбы – плывем
Учитель показывает картинки с изображением птиц и рыб (приложение 1)
Учащиеся выполняют действия.
Продолжение работы по теме урока
Организует практическую работу по исследованию строения перьев птиц.
У вас на столах лежат перья. (перья голубя). Рассмотрите их внимательно, изучите внешний вид, строение.
-Чем различаются эти перья?
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
-А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.
-Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.
-Что случится, если подует ветерок?
-Отрежьте ножницами кончик пера. Что вы видите внутри?
Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
-Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?
-Какой вывод из этого следует?
- Сделайте общий вывод.
-Давайте зарисуем перо в рабочих тетрадях. (стр 25)
-У вас на столах лежат разные по размеру перья. Подумайте, для чего нужны птицам большие перья?
А маленькие перышки?
Перья бывают разной величины. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта. Более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его. Самые мягкие, пушистые перья ( пуховые) согревают птицу.
Есть птицы с декоративными перьями. Например, у павлина. У некоторых птиц разноцветные птицы.( попугай, колибри)
Яркое оперение у самцов. Самки имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
Практическая работа
Слайд № 6
Слайд № 7
Учащиеся рассматривают перо, делают выводы. (работа в парах). Рассматривают цвет, форму, размер.
Учащиеся делают выводы:
(если подует ветерок, перо полетит, потому что оно легкое)
(ничего, оно внутри пустое)
(нет, вода скатилась капельками)
(перья защищают птицу от воды и сырости)
Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Регулятивные:
Умение
самостоятельно организовывать свое рабочее место во время практической работы в соответствии с целью выполнения заданий
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.
Познавательные:
Умение осуществлять
выбор, сравнивать,
классифицировать,
выделяя
существенные
признаки
Закрепление изученного материала.
Отгадайте, о какой птице идет речь. Послушайте их голоса.
Ночь, как смола, черным-черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает (сова)
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (воробей)
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Чёрненькая шапочкаИ полоска шарфика.(синица)
Угадайте, что за птичка-Тёмненькая невеличка?Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два конца.
(ласточка)
Учащиеся отгадывают загадки, слушают голоса птиц
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
Рефлексия учебной деятельности.
-Кто такие птицы?
-Назовите основной признак птиц?
-Приведите примеры птиц.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
Личностные:
Освоение личностного смысла обучения;
Познавательные: желание узнавать больше об окружающем мире
15