Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Ударение».




Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по русскому языку в 1 классе на тему «Ударение»


Гатауллина Рамзия Рафиковна, учитель начальных классов,
МБОУ «Татаро-английская гимназия №16»













Аннотация.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Ударение», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК «Школа России», с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО .
Актуальность.
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию нового урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о русском языке, на овладение культурной устной и письменной речи, воспитание позитивного отношения к родному слову.
Данная тема урока русского языка имеет большое значение в содержании образования. Умение постановки правильного ударения в словах показывает обучающимся, как трудно и важно знать, где ставится ударение, чтобы слово произносилось правильно. Тема «Ударение» представляет особую сложность в содержании образования, она является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с другими темами.
Основная часть.
а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку русского языка в 1 классе на тему: «Ударение», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Русский язык» 1 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.;
Разработать дидактический материал для проведения урока.

Цель урока: формирование представления о правильной постановке ударения в словах.
Задачи урока: организовать работу по осуществлению совместной деятельности;
способствовать овладению умением определять место ударения в слове;
развивать внимание, наблюдательность, память.
б) Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:
Методика преподавания – частично-поисковая. На изучение данной темы отводится 1 час.
в) Ресурсы:
- книгопечатная продукция - учебнику «Русский язык» 1 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.;
- рабочая тетрадь к учебнику;
- ИКТ - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- электронное приложение к учебнику;
- дидактический материал - схемы – модели слов к игре «Кто правильно поставит ударение?», смайлики.

Планируемые результаты.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы постановки ударения в слове, различать ударные и безударные слоги;
получат возможность научиться: наблюдать изменение значения слова в зависимости от постановки ударения; работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 99 часов в год. (33 уч.нед.)
Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом «Деление слов на слоги» и последующим материалом «Ударные и безударные слоги».
Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Стихотворение на постановку учебной задачи.
Формируются УУД - Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке ударения в словах;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Задание 2. Определение места ударения в словах.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 3. Работа с правилом по учебнику.
Формируются УУД - Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: осмысление, восприятие, умение, ориентироваться в тексте, находить нужное.
Задание 4: Подбор слов к схемам.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 5: Упражнение в нахождении слов к соответствующим схемам.
Формируются УУД - Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 6. Составление алгоритма по определению ударения в слове.
Формируются УУД – Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий,
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг - друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 7. Беседа по вопросам.
Формируются УУД – Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из задания;
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: уважать мнение собеседника

Задание 8. Постановка ударения в словах.
Формируются УУД – Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД – Личностные- высказывать свою точку зрения; Регулятивные – самооценка.

Тип урока – решение частных задач.
Условные обозначения УУД.
Предметные – Пр.УУД
Метапредметные познавательные - ПУУД;
Метапредметные коммуникативные - КУУД;
Метапредметные регулятивные – РУУД;
Личностные – ЛУУД.





Технологическая карта урока по теме «Ударение»
N
п/п

Этап урока
и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность
обучающихся
Форма организации
учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.
Орг.момент
Мотивационный этап
Мотивация познавательной деятельности





Актуализация знаний, постановка проблемной задачи
Учебник с.39 упр.1, сти-хотворение








Слова на доске

Слайд 1.
Чтение стихотворения, анализ, формулировка вывода.








Наблюдение, анализ, объяснение лексического значения слов.

Коллективная









Фронтальная

Парами
Задание 1. Чтение стихотворения А.Шабаева, с целью постановки учебной задачи.
- Определите, о каком невидимке-молотке говорится в нём?
Вывод- сегодня на уроке мы будем говорить об ударении.
Задание 2. Определение места ударения в словах.
- Прочитайте слова «кружки», «замок», «хлопок».
- Определите лексическое значение слов.
- Порассуждайте, что такое ударение?
Вывод- у каждого слова в зависимости от места ударения разное лексическое значение

ПУУД








ПУУД
РУУД
КУУД


2.
Операционно-исполнительский этап

Планирование














Самостоятельная работа


















Моделирование

Учебник с.39






Учебник с.39,
упр.2
Слайд 2.



Учебник с.40
Слайд 3.




Рабочая тетрадь с.20, упр.8


Учебник с.40,
упр.3,4
Слайд 4.




Учебник с.136 (о.с.)






Рабочая тетрадь с.21, упр.9-11
Чтение сведений об ударных и безударных слогах.





Соотношение схем слов со словами. Взаимопроверка.











Выполнение задания на постановку ударения в словах.



Анализ, взаимопроверка.













Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.


Коллективная






Фронтальная












Фронтальная




Парами













Фронтальная





Индивид.р. Парами




Задание 3. Работа с правилом по учебнику.
- На какие вопросы нашли ответы?
Вывод – ударение-это выделение в слове голосом одного из слогов.
Задание 4. Подбор слов к схемам.
- Подберите к схемам слова.
– Почему в последней схеме ударение не ставится?
- Проверьте себя по учебнику.
Вывод – знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.
Задание 5. Упражнение в правильной постановке ударения в словах.
- Как верно выделить ударный слог?
- Как ещё можно найти в слове ударный слог?
- Как не сделать ошибку при постановке ударения?
Вывод – чтобы верно выделить ударный слог, слово нужно произнести целиком с интонацией обращения или вопросительной интонацией, можно найти информацию в орфоэпическом словаре учебника.

Задание 6. Составление алгоритма по определению ударения в слове.
- Что нужно сделать, чтобы правильно поставить ударение?
- Запишите слова, поставьте ударение, проверьте у себя, затем друг у друга.
Вывод – ударение ставится только в одном слоге в зависимости от его значения.
РУУД
ПУУД



РУУД
КУУД

ПУУД

ЛУУД



ПУУД
РУУД
КУУД











Пр. УУД
ПУУД
РУУД
КУУД
ЛУУД


3.
Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия














Оценивание




Раздаточный материал













Смайлики на каждого уч. Слайд 5.



Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.














Самопроверка









Коллективная


Фронтальная















Индивид.р.



Индивид.р.
Задание 7. Беседа по вопросам.
- Что такое ударение?
- Какую роль выполняет оно в слове?
- Как правильно определить место ударного слога?
- Какой словарь помогает верно произносить слова?
-Чему нужно учиться на следующем уроке?
Вывод - на следующем уроке нужно тщательно поработать с орфоэпическим словарём, чтобы учиться правильно произносить слова.

Задание 8. Постановка ударения в словах.
- Разделите слова на слоги.
- Поставьте в них ударение?
Вывод- нужно быть внимательными.
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
- Обведите тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала.
Вывод- оценивание смайликами работы на уроке, понимания темы.

ПУУД
РУУД
КУУД













РУУД
ЛУУД




РУУД
ЛУУД




Заключение.
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования – в первую очередь, в «Законе Российской Федерации об образовании», «Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», - ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику начальной школы третьего необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении уроков русского языка в 1 классе.










Объект 5Объект 515