Проектирование современного урока математики в условиях с требованиями ФГОС ООО

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования




Проектная работа

«Проектирование современного урока математики
в условиях реализации ФГОС ООО »


Выполнили : Светчикова Ирина Владимировна учитель физики и математики МБОУ школа № 32 и
Садыкова Рената Ринатовна учитель физики и математики МБОУ школа № 65



Научный руководитель: Ахметшина Г.Х. старший преподаватель
отдела общего образования
ПМ ЦПК и ППРО ИТ КФУ


Казань – 2016
Содержание: стр.
Постановка проблемы...3
Цель проекта..4
Задачи проекта...4
Целевая группа проекта4
Срок реализации проекта..4
Место реализации проекта4
Этапы реализации проекта5
Введение...5
Что представляет собой технологическая карта5
Новые подходы к деятельности педагога, работающих по ФГОС...5
Технологическая карта урока как современная форма планирования урока...6.
Этапы работы над технологической картой.8
Заключение......... .8
Ресурсы 8
Ожидаемые результаты реализации проекта ..8
Литература...
Список использованной литературы..10
Список электронных адресов..11

Проектный продукт : Технологическая карта по математике 5 кл ,
по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число» (Приложение №1 прилагается.)





Постановка проблемы:
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми ученики должны овладеть к концу обучения. Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД) которые делятся на познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения  УУД требуют абсолютно новой деятельности учителя реализующего новый стандарт. В современном образовании особое внимание ставится на обеспечение становления личности ученика, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки задач на всех уроках теперь будут выглядеть по иному.
На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять пройденный обучающимися опыт для получения новых знаний. А именно: научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к.:
- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;
- в послешкольной жизни – получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, строительство, и т. д;
- изучение математики способствует эстетическому воспитанию учащихся , пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока. Так как же построить урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования  Федерального государственного образовательного стандарта?
Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его табличное выражение, а именно : Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Цель:  Изучить вопросы проектирования современного урока физики и разработки технологической карты урока.
Задачи проекта:
Определить: что представляет собой технологическая карта урока.
Определить новые подходы к деятельности педагога , работающих по ФГОС.
Изучить основные направления и проблемы при составлении технологических карт урока в учебном процессе.
Обосновать , что технологическая карта - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Описать структуру составления технологической карты.

Целевая группа проекта: учащиеся 5 х классов
Срок реализации проекта: 2015-2016 уч гг.
Место реализации проекта: МБОУ школы № 32 и № 65
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (февраль 2016 г.)
2. Основной (март 2016 г.)
3. Заключительный (март 2016 г. – апрель 2016 г.)

Введение:
Немного добваьте, пожалуйста, материал об уроках в условиях реализации системно-деятельностного подхода, т.е. в условиях реализации ФГОС
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебного процесса в начальной и средней школе , а так же возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального и среднего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно , спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более  тщательном планировании всех  этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Повышение качества образования происходит за счет того, что:
учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
обеспечиваются условия для применения ЗУН в практической деятельности.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности.
При этом ученик не столь внимательно слушает учителя,  сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учеников вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
необходимость описания всего процесса деятельности;
указание операций, их составных частей.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:
Возможности технологической карты:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть учащемуся свои слабые и сильные стороны.
Этапы работы над технологической картой:
 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Заключение:

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:
Структура технологической карты.
1-й этап. “Самоопределение к деятельности . Организационный момент”. Деятельность учителя: включение учащихся в деловой ритм. Приветствие учителем учащихся. Деятельность учеников : подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. 
Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учеников: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учеников, создает проблемную ситуацию. Деятельность учеников: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учеников: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учеников: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учеников : самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учеников : осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ресурсы:
Список использованной литературы

Нормативные документы
Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71 - 74.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя:
Н. Я . Виленкин, В. И. . С. Чесноков, С.И . Шварцбурд, учебник 5 класса для общеобразовательных учреждений – М .; Мнемозина 2012.
А. П. Попова Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина; - М .; Мнемозина 2014.
А. С. Чесноков, К. И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Мнемозина, 2010.
В. И. Жохов. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы - М. Мнемозина, 2009.
В. И. Жохов. Математический тренажер. 5 класс: пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2009.
Компакт-диски:
Математика 5 класс. Тренажер к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. Компакт – диск. Разработка – Волгоград,: Учитель, 2009. Изготовлено – Екатеринбург, ООО «Уральский электронный завод», лицензия: ВАФ № 77-15.
Математика 5-11 классы. Практикум. Компакт – диск. Разработка – М,: Дрофа, 2011.

Интернет – Ресурсы
http://www.festival.1sentember.ru Фестиваль методических идей
( Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащегося. Волявко Н.Н. и Храмцова Н.С.)
http://www.matematika-na.ru - Решение математических задач 5-6 классы.
http://eidos.ru/ - Дистанционное образование: курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, интернет-журнал "Эйдос".
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание технологической карты урока математики в 5 классе
по теме « Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

Приложение 1 ( прилагается):
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме:
« УМНОЖЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ НА НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» .

Технологическую карту урока прикрепите, пожалуйста, здесь.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15