Урок внеклассного чтения в 4 классе Туве Янссон Муми-тролль и другие


Технологическая карта урока
ТЕМА «Знакомство с Муми-семейством» Т. Янссон
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование ноутбук (компьютер), проектор, презентация, текст произведения
Цель ознакомить учащихся с повестью-сказкой финской сказочницы и художницы Туве Янссон; учить самостоятельно находить в тексте слова, в которых автор употребляет для характеристики и описания персонажей; учить выражать свое отношение к прочитанному; развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона и темпа; учить делить текст на части и подбирать к ним заголовки; формировать у учащихся ответственность за свои поступки, навыки самооценки; воспитывать уважение к родителям, желание прийти на помощь, когда ее кто-то нуждается
Задачи Формировать умение бегло читать вслух и про себя, выразительно читать по роялям, производить пересказ и строить высказывание с опорой на иллюстрацию;
Создать условия для положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, принятия и сохранения учебных задач.
Планируемые результаты Предметные: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, формирование навыка чтения в процессе изучения сказки Туве Янссон, вызвать интерес к содержанию и героям повести – сказки.
Метапредметные: ориентироваться на развороте книги, находить ответы на вопросы в тексте, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, развиваем умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные: развивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения; активизировать познавательную деятельность учащихся, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные умения Формировать навыки продуктивного чтения, умение самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту, отвечать на них (вести «диалог с автором»), умение строить устное высказывание с опорой на иллюстрацию произведения.
Этап
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты:
личностные метапредметныепредметные
Орг.
момент
Приветствие учителя.
Знакомство учащихся с листом достижений, в которые по каждому этапу урока учащиеся будут заносить результаты своей деятельности.
Проецирование слайда (№2) презентации с критериями оценивания
Зеленый кружок – успешно справлюсь с
заданием. Я молодец!
я волнуюсь, потому что жду от урока новых открытий и переживаю – справлюсь ли я.

Мне тревожно, я переживаю, что не справлюсь с работой.
Слайд №3
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять
И внимательно читать. Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку по плану и выбирают кружок соответствующего цвета, прикрепляют к данному этапу урока в лист достижений.



Формирование мотивации к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Формирование регулятивных УУД, овладение приёмом, используемым при работе с любым предметным материалом. осознание значимости чтения для дальнейшего обучения.
Актуализация знаний обучающихся Работа над текстом сти-хотворения Б. Заходера
Учитель формулирует задание:
- Прочитайте выразительно стихотворение по очереди в парах и оцените работу своего одноклассника по алгоритму, выбрав кружок соответствующего цвета.
В моей Вообразилии,
В моей ВообразилииБолтают с вами запросто
Настурции и Лилии;
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
Ура, Вообразилия,
Моя Вообразилия!
У всех, кому захочется,
Там вырастают крылья;
И каждый обязательно
Становится кудесником,
Будь он твоим ровесником
Или моим ровесником!..
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии -
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою ВообразилиюПопасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, -
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
Алгоритм оценивания речевой разминки:
Прочитал стихотворение выразительно?
да – успешно справился с заданием - зеленый кружок,
да, но были незначительные ошибки в работе - желтый кружок,
нет - не справился с заданием. Нужна помощь! - красный кружок.
Анализ работы класса на данном этапе: Как вы оценили работу? Над чем следует продолжить работу? (отвечают 2-3 человека).
Читают задание про себя, советуются с учителем в случае необходимости.
Читают выразительно и оценивают работу одноклассника
Подводят итог, у кого лучше получилось выразительное чтение, какие критерии выразительного чтения были нарушены. Развитие дикции учащихся.
Формирование умения объективно оценивать учебные достижения своего одноклассника. Учебное взаимодействие в паре.
Выполнение анализа причин учебного успеха или неуспеха, нахождение способа выхода из этой ситуации.
Развитие умения выразительно читать, отработка навыков артикуляции через технику скороговорки.
Постановка целей урока Учитель предлагает учащимся сформулировать вопросы к тексту стихотворения Б.Заходера, возникшие во время чтения.
Прогнозирование темы произведения.
Формулирование темы урока.
Знакомство с автором и названием сказки.
Частичное использование технологии критического чтения: учитель акцентирует внимание на названии главы «Муми-тролль и комета» и предлагает сжато смоделировать о ком будет сказка.
Формулирование целей урока:(слайд 5 )
Познакомиться с муми-семейством и автором произведения
Продолжить работу над продуктивным чтением текста. Формулируют вопросы к тексту стихотворения.
Делают предположение, что на уроке пойдет речь о воображаемых героях, о необходимости развивать воображение.
Знакомятся с автором произведений о Муми-тролляхИзучают иллюстрации, прогнозируют содержание сказки.
Формулируют цели урока. Развивать умение слушать одноклассников и понимать их точку зрения, учитывать разные мнения.
Активизировать познавательную деятельность учащихся. Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Создание ситуации для формирования навыков построения логического рассуждения, умозаключения и выводов (связь содержания иллюстрации и возможного содержания текста) Обучение построению речевых высказываний в устной форме.

ФизминуткаУчитель проговаривает вместе с учениками текст физминутки, показывает движения. «Колокольчики».
В прятки пальчики играют (сжимать, разжимать пальцы рук)
И головки убирают (открывать, закрывать глаза),
Словно синие цветки,
Распускают лепестки (руки поднять вверх и пальцы сводить веером).
Наверху качаются (наклоны рук вправо-влево),
Низко накланяются (наклоны вперед-назад).
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой (кивают головой). Формирование понимания важности здорового образа жизни.
Выполнение действий по образцу. Развитие памяти через запоминание текста наизусть, его выразительное декламирование.
Работа с текстом
Рассказ учителя о писательнице Туве Янссон и знакомство с её героями муми-семейством с привлечением презентативного материала. (слайды 7-12)
Консультация учителя по форме работы учащихся с текстом 1 части.
Учитель проецирует на слайд критерии оценивания «хитрых» вопросов (слайд 13):
Зеленый кружок – ответил на 3 «хитрых» вопроса точно, без обращения к тексту. Я молодец!
Желтый кружок – ответил на 3 «хитрых» вопроса, но делал это с помощью текста сказки.
Красный кружок – не смог поставить ответить на «хитрые» вопросы даже с помощью текста. Нужна помощь!
Организация анализа работы класса на данном этапе: Как справлялись одноклассники с работой над текстом произведения? Над чем следует продолжить работу?

Учитель выявляет первичное восприятие текста, формулируя вопросы.
– Какими вам показались жители Муми-дола?
– Что больше всего удивило в тексте 1 главы «Муми-тролль и комета»?
Учащиеся работают с текстом:
1) самостоятельное прочтение
части учащимися;
2) устное формулирование 3 «хитрых» вопросов для одноклассника по содержанию 1 части (место в тексте ученик отмечает с помощью символа «?» карандашом)
3) работа в паре: учащиеся по очереди задают друг другу «хитрые» вопросы и оценивают точность ответа одноклассника.
4) учащиеся соотносят ответы одноклассников с критериями, помещенными на слайде, отмечают их в листе достижений.
Если учащийся справился со своим заданием быстрее соседа по парте, он записывает «хитрый» вопрос для всего класса.
Если есть резервное время, учащиеся, которые успели записать «хитрые» вопросы для класса, задают их и оценивают ответы (отвечают 2-3 человека).
Понимание ценности уважения к иному мнению, истории и культуре других стран.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности.
Формирование умения пользоваться планом в ходе самооценки;
решать проблемы поискового характера;
анализ, построение причинно-следственной связи поступков героев с условиями из жизни, умение самостоятельно делать выводы.
Дальнейшее формирование навыка чтения про себя со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного,
формулирования вопросов по прочитанному тексту («диалог с автором»);
взаимоконтроль умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; строить речевые высказывания в устной форме;
Рефлексия уроч-ной деятельности Учитель проецирует на слайд план деятельности на уроке(слайд 15):
Знакомство с Туве Янссон и её героями.
Работа с текстом произведения
( 1 главы)
Подведение итогов своей работы на уроке.
Учитель помогает сформулировать цель этапа: подведение учащимися итогов своей работы на уроке.
Учитель предлагает критерии самооценки, с помощью которых учащийся диагностирует свой уровень знаний:
4 зелёных кружка или 3 зелёных, 1 желтый – высокий уровень знаний
2 зелёных, 2 желтых или 1 зелёный, 3 желтых – средний уровень знаний.
4 желтых или 2 жёлтых, 2 красных – низкий уровень
3 или 4 красных – критический уровень.
Учащиеся подводят итоги своей работы на каждом этапе урока, анализируя символы в листе достижений.
Соотносят результаты этапов урока с критериями самооценки урочной деятельности, определяют свой уровень усвоенных знаний.
Анализируют причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, самостоятельно или с помощью одноклассников и учителя намечают план преодоления своих недочетов (пробелов в знаниях) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
Формирование нравственных ценностей: силы воли, целеустремленности в преодолении неудач, взаимопомощи. Анализ и рефлексия своей деятельности на уроке.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Построение речевого высказывания.
Информация о домашнем задании Базовое задание для всех: самостоятельное прочтение книг Т. Янссон.
Индивидуальное:
Проект «Наша страна Вообразилия»
Записывают домашнее задание, вникают в смысл домашнего задания, консультируются с учителем.
Группа учащихся, показавших высокий уровень знаний, выходит на проект в малой группе: фотоколлаж «Наша страна Вообразилия»,
для осуществления которого потребуются все рисунки одноклассников.
Участники проекта определяются со своей ролью: Главный редактор, дизайнер проекта, творческий консультант. осознавать необходимость нового знания;
учиться отбирать информацию
Учиться осуществлять проектную деятельность в группе: определять свою роль в общем деле, понимать личную ответственность за результат группы.
принимать и сохранять учебную задачу
Создание алгоритма групповой деятельности
Выход на деятельностный способ работы с материалом Продолжить работу над продуктивным чтением и разными видами пресказаМежпредметная интеграция (литер. чтение + навыки с уроков трудового обучения и изобр. искусства)