Урок по литературному чтению. Внеклассное чтение. Туве Янссон Дитя — невидимка
Класс: 3 «Б»
Учитель: Нужная А.А.Предмет: Литературное чтение
Тема: «Внеклассное чтение. Туве Янсон. Дитя-невидимка»
Цель: Познакомить с творчеством Туве Янсона и произведением «Дитя-невидимка».
Задачи:
Отрабатывать навыки правильного чтения, умение работать с текстом и находить в нём ответы;
Развивать устную речь учащихся, обогащать и активизировать словарный запас;
Воспитать интерес к уроку чтения, любовь к сказке.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Хрестоматия» 3 класс, презентация.
Ход урока.
Этапы Содержание Примечания
Орг. Момент Здравствуйте ребята! Садитесь.
На уроке будь старательным,Будь спокойным и внимательным.Всё пиши, не отставая,Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,Чтобы было всё понятно.Если хочешь отвечать Надо руку поднимать.
Проверка домашнего задания.
Сообщение темы и целей урока - Я знаю, что вы хорошие путешественники, и вы побывали уже во многих сказках.
С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
Кем был Синдбаб?
Понравился ли вам главный герой сказки? Чем именно?
Почему его так тянуло в чужие страны?
Что случилось с кораблём в неведомом море?
Почему Синдбабу удалось спастись?
Докажите, что Синдбаб любил свою родину и хотел вернуться домой. Что ему помешало?
Представьте, что вам нужно снять фильм о Синдбабе-мореходе. Какие эпизоды ты выберешь? Каким должен быть герой твоего фильма?
- Мы повторили с вами Арабскую сказку «Синдбаб-мореход», и теперь нам нужно дальше отправляться в путешествие по сказкам и рассказам.
- Но для начала скажите, как вы понимаете слово «невидимка»?
- Что это такое? Какие слова-ассоциации возникают у вас к этому слову? Послушайте стихотворение Татьяны Варламовой.
«Невидимка»
Я дома за шкафом нашел витаминку Наверно, ее потерял домовой.
Я съел витаминки всего половинку, Но что приключилось! Что было со мной!
Я стал невидимкой! Какая удача! Я в школу пришел, опоздав на полдня, Списал на контрольной у Стаса задачу, Но даже никто не взглянул на меня!И вздумалось мне пошутить над друзьями— У Маши в кармане я спрятал весь мел, Две двойки поставил в тетрадке у Вани И дернуть за волосы Дашу успел!
А дальше все было, как в триллере жутком: Кирпич обнаружил в портфеле Кирилл. Умора! .. Ой! Ой! Что за глупые шутки?! Да кто же мне кнопку на стул подложил?!
- О чем это стихотворение? В чем была польза от невидимости и было ли это хорошо?
- Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Туве Янсон «Дитя-невидимка», а так же познакомимся с автором, который написал этот замечательный рассказ.
Ответы детей.
Подготовка к восприятию произведения Обратите внимание на доску, вы видите выдающегося поэта Туве Яснсон. Сейчас мы поподробней познакомимся с ней и с её творчеством.
-У вас на столах у каждого лежат карточки, с портретом и биографией Т.Янсона. Ваша задача прочитать биографию, и подробней познакомиться.
Карточка:
Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в творческой семье, в Гельсинфорсе. Ее отец был скульптором, мать – художником-графиком. Туве Янссон писала на шведском языке и сама иллюстрировала свои книги.
Муми-тролли принесли Туве Янссон множество литературных наград.
Книги о муми-троллях переведены на двадцать языков
В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома – дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и теплая постель.
Другой важный мотив творчества Туве Янссон – это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир.
Вопросы по биографии:
- Когда родилась Туве Янсон?
- Кем были родители Туве Яснсон?
- Какое произведение принесло огромную популярность Т.Янсон?
- Какой наиболее важный мотив лежит во всех произведениях Туве Янсон?
- Она написала такие книги как: «Шляпа Волшебника», «Всё о Муми-троллях», «Волшебная зима», «Комета прилетает», « В конце ноября», «Опасное лето», « Папа и море», «Город Солнца», а так же «Дитя-неведимка» с которым сегодня мы и познакомимся.
Знакомство с творчеством Т.Янсон. Показ портрета.
Словарная работа
Прежде чем мы с вами начнём читать это произведение, давайте познакомимся со словами, которые вызывают затруднения.
Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина – продукта перегонки нефти
Мясорубка – механическое приспособление для измельчения мяса
Подол – нижний край платья
Ирония – употребление слова в смысле обратном буквальному.
Реверанс – почтительный дамский поклон
Изумлённая – чувство неожиданности
Презентация
Чтение и анализ содержания Открываем учебники на странице 166, и внимательно следим за мной.
Тёмным дождливым вечером, …….. до лекарства для Нинни.
- Чем занималась семья тёмным дождливым вечером?
- Какие грибы набрала Мю?
- Почему тётка отдала Нинни Туу-тикки?
- Как появилась Туу-тикки?
- Как познакомила Туу-тикки с Нинни семью?
- Почему Нинни невидима?
- С помощью чего можно было увидеть Нинни?
Перед тем как мы начнём читать, давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Начинаем читать по цепочке.
Со слов Колокольчик …….. до: широкую ленту для волос.
Вопросы 2 части :- Как началось утро у семьи?
- Почему у Нинни проявилось очертание ножек?
- Чем Мю обидела Нинни?
- После чего у Нинни появилось очертание её тоненьких ноек?
- Чем занималась мама вечером?
Сейчас самостоятельно читаем 3 часть.
На следующий день …….. до: сказала мама.
Вопросы 3 части:
- Что малышка Мю считала главным недостатком Нинни?
- Что увидела Нинни впервые?
- Какие с ней произошли чудеса?
Работа в группах
Итог урока
Сейчас мы с вами разделимся на 4 команды.
1 команда – Белые
2 команда – Синие3команда – Зелёные
4команда – Красные
Каждая команда получает задание со своим цветом, ответить на вопросы, обсуждаются ответы внутри группы. Далее по истечению времени команды отвечают на вопросы. На выполнение даётся 4минуты.
БЕЛЫЕ:
- О чем произведение?
- Кто главные герои?
- Что с ними произошло?
СИНИЕ:
- Что грустного случилось с героями?
- Почему это произошло?
- Кто в этом виноват?
ЗЕЛЁНЫЕ:
- Что хорошего случилось?
- Кто смог сделать Нинни счастливой?
- Какие чувства вы испытывали когда читали рассказ?
КРАСНЫЕ:
- Чей поступок вам понравился? Почему?
- Смогли ли вы испытать чувство радости за кого-то из героев?
- Чем могло закончиться произведение?
- Итак, группы приготовились, 1 группы ваши ответ, 2 группа ваши ответы, 3 группа ваши ответы и 4 группа ваши ответы. Молодцы ребята, вы замечательно справились с заданием.
Оценивание
Оценки за урок получают … .Домашнее задание
- Нарисуйте на листе А4, как вы видите Нинни.