Статья на тему: Особенности в организации подготовки и проведения уроков с активными методами познания в классах учащихся, страдающих ДЦП.


Особенности в организации подготовки и проведения уроков с активными методами познания в классах учащихся, страдающих ДЦП:
1. При проведении активных работ в условиях интерната класс делится нагруппы. При делении на группы учитываются уровни психо-физическихрасстройств учащихся, их интеллектуальные возможности. На основании этого разрабатываются способы и приёмы коррекции имеющихся недостатков.
В результате учитель добивается выполнение коррекционных планов, изучения необходимого учебного материала всеми учащимися.
2. Обучение должно быть организовано по принципу соответствия между возможностями школьника и требованиями программы. Для этого учитель использует карты наблюдений с анализом возможностей и их изменениями.
Задания должны быть выполнимы, способствовать коррекции недостатков, и строиться на постепенном наращивании сложности, а иногда и возвращении назад в силу ухудшений при заболевании.
3. Большинство детей обнаруживают затруднения в речевом общении, у них бедный словарный запас, поэтому для стимуляции речевой активности необходимо использование алгоритмов, в которых отражена последовательность мыслительных действий:
«Историческое событие (что?),
происходило во времени (когда?),
и пространстве (где?),
из-за конкретной причины (Почему?),
происходит следующим образом (как?)
и заканчивается конкретным результатом (к чему привело?)
или
«Данный период (событие, явление, факт)_______, это_____________________.
Происходило в период с_______ по_______ на территории (конкретно)_________,
или в конкретной социальной среде (среди казаков, крестьян, буржуазии, феодалов, интеллигенции...)______________________________________________,
или в конкретной отрасли деятельности людей (экономике, просвещении, религиозной, международной жизни….)____________________________________, главной причиной (мотивом) было то, что_________________________________. Это происходило при условиях, когда______________________________________. События разворачивались в направлении_______ и носили характер___________, основными движущими силами процесса были______________________________.
Основными результатами этого было то, что_____________________________.
Это отразилось (указать как)___________________________________________, на дальнейший ход событий_____________________________________________
и имело значение (указать какое)________________________________________
и т.п.
4. Большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, обобщение. Для этого при изучении большинства тем используется такой дидактический прием, как составление всевозможных обобщающих таблиц, для сопоставительного анализа, на пример:
Народные выступления в 16 веке на Украинских землях
Годы Причины
Территория Руководитель
Результат
Но в отличие от здоровых детей, где группа, заполнив таблицу, получает задание сделать выводы, наши ученики по группам получают задание заполнить небольшую часть таблицы, (т. к. в силу заболевания большинство учеников очень медлительны) и только после соединения усилий всего класса получается, заполнена вся таблица и можно перейти к аналитической части урока, или учитель в ходе объяснения на доске сам заполняет таблицу, а группы должны самостоятельно сделать выводы и обобщения и представить их результат.
5. В отличие от здоровых детей, дети, страдающие ДЦП быстро утомляются, при этом нарушается качество внимания, его концентрация и устойчивость. Учитывая это, необходимо: сохранять умеренный темпа урок, регулировать нагрузки во время урока, чередовать разные формы деятельности, проводить физпаузы и нервно-психологические разгрузки.
6. Одной из особенностей обучения аномальных школьников на уроках работы с картой является то, что у учащихся встречаются такие поражения рук, которые не позволяют им спокойно и уверенно работать с карандашом в тетради и на доске, правильно выполнять рисунки, ориентироваться по карте, соблюдать пропорции. Следует отметить, что степени физического и умственного отклонения у детей с детскими церебральными параличами не совпадают. Физическое поражение рук при полностью сохранном интеллекте только в незначительной степени затрудняет освоение такими учениками картографического материала.
Учитывая эти нарушения учителю необходимо: подробно и многократно объяснять картографический материал, а при проведении практических работ, соединять группы так, чтобы учащиеся не ощущали свой недостаток, так сильно, как если бы пришлось работать индивидуально. А так же из-за несформированности высших корковых функций, особенно пространственных представлений, у большинства учеников, страдающих ЦП проводить игры и упражнения направленные на развитие пространственных представлений.
7. Введение активных методов на уроке с больными детьми процесс медленный,
необходима длительная подготовка и обязательная рефлексия (деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний) - обсуждение результатов после каждого урока. Например:
- Удалось ли группе выполнить задание?
- Легко ли работать в группе?
- Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе?
- Что испытывает человек, которому не дают высказаться?
- Что помогало и что мешало общей работе?
- Какова нужна была помощь учителя?
- Что приобретаешь в совместной работе?
На начальном этапе главное не разбор содержательных ошибок, а ход взаимодействия группы, при оценке работы учитываются в первую очередь человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, вежливость, дружелюбие, приветливость.
8. В процессе работы в группах необходима значительная степень организующей и направляющей помощи учителя. ( На начальных этапах учитель становится членом группы и выполняет сначала роль лидера, в следующей игре – секретаря, далее – рядового обсуждающего – его цель не только рассказать, но и показать, что делает каждый член группы).
9. В оценке работы ученика необходимо учитывать личное отношение ребенка к учебе: старание, активность, прилежание.
10. Дети очень разнородны и по умственному и по физическому состоянию, у большинства нарушения двигательных функций рук, поэтому всем учащимся необходимы коррекционные меры по восстановлению и выработке навыков работы с картой.
11. Разница между учащимися класса и в умственном и в физическом развитии столь различна, что их совместное обучение затруднено. Добиться успехов в обучении таких учащихся помогает использование активных методов, особенно работа в группах, где в спокойной, непринужденной обстановке, ребята учатся дополнять недостатки друг друга и развивать то лучшее, что дала им природа.
12. Класс разбит условно на группы, которые формируются (в отличие от массовой в школы не спонтанно), с учетом психофизических возможностей и недостатков учеников.13. Распределение учащихся по группам на разных уроках не постоянно, главное сохранить равноценность замен. Для создания комфорта учитываются как симпатии учеников в данное время, так и примерное интеллектуальное и физическое равенство групп.
14. Группы получают задания дифференцированно с учетом сложности.
15. Такая подвижность учебного состава групп позволяет учителю максимально эффективно решать учебно-воспитательньные задачи на уроке.
Вывод:
Ныне существующие активные методики преподавания истории рассчитаны только на детей с нормально развитым интеллектом и без физических поражений.
Учет вышеперечисленных особенностей при использовании активных методик для обучения детей с ограниченными психо-физическим возможностями позволяет учителю максимально эффективно организовать работу на уроке, создать психологический комфорт условиях специальной школы-интерната. Эффективность работы очевидна: при ней сглаживаются недостатки каждого учащегося, учитель добивается, как правило, высокого процента усвоения материала, ученики осознают роль взаимопомощи в решении учебной проблемы, такая работа способствует переносу мотивации учебной деятельности из внешней (оценка) к внутренней (интерес самого ученика к истории). При работе с детьми, имеющими психофизические недостатки развития, необходимо основные усилия прикладывать к преодолению недостатков их познавательной деятельности и коррекции личностных качеств путем формирования жизненно необходимых практических навыков в процессе обучения истории.
Критерии сравнения пассивных и активных методов, коррекционная работа с детьми страдающими ДЦП.

п\пКритерии сравнения пассивные активные Коррекция нарушений у детей с ДЦП
1. Объем информации За короткий промежуток времени можно «пройти» большой объем Небольшой объем информации требует много времени Повышенная психическая истощаемость
при большом объеме нового материала
- необходимость создания спокойной, комфортной обстановки,
-дифференцирование нагрузки,
-избегание конфликтно-стрессовых ситуаций,
-нервно-психические разгрузки,
проведение физпауз2. Глубина изучения
(понимания) материала Как правило, ориентированы на уровень знания и понимания Ученики осваивают все уровни познания (знание, понимание, использование, анализ, оценка) Замедленность мыслительных процессов
- снижение темпа работы,
- обучение умению логически
рассуждать,
- использование игр,
- контроль уровня нагрузки
3. Процент усвоения Как правило, невысокКак правило, высокНарушение памяти
- разнообразное повторение основных понятий и определений,
- развитие наглядно-образной и
ассоциативной памяти
4. Контроль над процессом обучения Учитель хорошо контролирует объем изучения, время и ход обучения.
Результаты работы учеников предсказуемы Учитель может меньше контролировать объем изучения, время и ход обучения.
Результаты работы учеников менее предсказуемы Нарушение общей целенаправленной деятельности, нарушение восприятия
- проведение нервно-психологической подготовки
- создание комфортной обстановки,
- стимулирование и поддержка
инициативы,
- мотивация деятельности,
- чередование разных форм
деятельности,
- применение наглядности и ТСО,
- развитие творческого мышления.
5. Роль личности педагога Педагог выступает как «источник» знаний Педагог выступает, как лидер, организатор 6. Роль учеников Пассивная: ученики не принимают важных решений Активная: ученики принимают важные решения в процессе обучения 7. Источник мотивации обучения Внешний
(оценки) Внутренний
(интерес самого ученика) Слабая мотивация
-стимулирование и поддержка
инициативы,
-использование мнения коллектива,
как стимула в деятельности,
- применение наглядности и ТСО
IX. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабкина Н.Б.- Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у
старших школьников с задержкой психического развития.- Дефектология, 2002.
2. Баханов К.О. - Традиції та інновації в навчанні історії в школі. - Запоріжжя, 2002.
3. Гин А.- Приемы педагогичской техники. - Луганск, 2003.
4. Дефектология. Особенности психофизического развития учащихся специальных
школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Под ред. Т.А.Власовой - М.: "Педагогика", 1985.
5. Калижнюк Э.С. - Психические нарушения при детских церебральных
параличах.- Киев,1987.
6. Козявкин В.И. и др. Детские церебральные параличи. Медико-психологические
проблемы. - Львов, 1999.
7. Кулагина И.Ю. - О возможностях формирования учебной мотивации у детей сзадержкой психического развития - Дефектология 6,1982.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. - Не совсем обычный урок.- Воронеж, 2001.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. - Особенности усвоения исторического и
обществоведческого материала учащимися 6-8 классов вспомогательной школы. –
Дефектология 1,1986.
10. Моргулис И.С. - Некоторые вопрсы теории специального обучения.-
Дефектология 5,1989.
11. Мочкін Л.І., Гурко Т.С. - Нестандартні уроки з історії України. Методичнийпосібник.- Тернопіль, 2002.
12. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным
параличом. - Сб. научных трудов. Отв. ред. М.В.Ипполитова. - М.: изд. АПН, 1989.
13. Педсовет: идеи, методики, формы. Главный редактор: Лизинский В.М.-
М.: 2000.
14. Питання дефектології. Республіканський науково-методичний збірник. -
К, 1978.
15. Рубанский Е.С. - Индивидуальный подход в процессе обучения.
16. Синев В.Н., Капустин А.И. - Изучение причинно-следственных связей междуисторическими событиями в старших классах вспомогательной школы.
Дефектология 1,1976.
17. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с ДЦП. Сост.
Ипполитова М.В. - М.: "Просвещение", 1986.