Эссе Мои педагогические находки.

Эссе «Мои педагогические находки»
Учителя родного языка
МБОУ Починковской ООШ
Араслановой Марьям Яхиевны
Мой педагогический опыт преподавания родного – татарского – языка в школе составляет более 18 лет. За этот период времени я убедилась, что как бы ни менялись жизнь и мир вокруг нас, какие бы термины, передачи ни появлялись, как бы ни менялись взгляды детей, родной язык остается неизменным спутником в жизни каждого человека. Но на пороге двадцать первого века остро встала необходимость переосмысления педагогической деятельности: наряду с учебно-методической работой важную роль в работе учителя стали играть воспитательные смыслы и адаптация полученных знаний к повседневной жизни. Поэтому я, как учитель родного языка, определила в преподавательской деятельности несколько важных педагогических принципов: во-первых, это связь с историей народа – носителя языка, во-вторых, связь с культурой, в-третьих, развитие грамотного языка и культуры речи и, в-четвертых, создание среды межкультурной коммуникации.
Реализация всех этих принципов на уроках татарского языка в комплексе позволяет мне поддерживать постоянный интерес к предмету. Ведь еще К.Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...”. Я считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.
Реализуя первый принцип – связь с историей народа – носителя языка, я применяю элементы исследовательского метода и метода научного познания, развивающего обучения. Они позволяют мне не только вооружать учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и развивать интерес к языку, формировать навыки самостоятельного творческого поиска, а также даёт мне возможность добиваться высоких результатов. Так, например, на уроках татарского языка мы активно используем материал, представленный в школьном музее «Татарская изба». Ребята с большим интересом изучают быт своих предков, а на основе полученных знаний пишут такие сочинения-сравнения, как, например, «Моя кухня в прошлом и настоящем» или «Чем отличаются татарские и удмуртские лапти». Сочинения-описания мы пишем на такие темы, как «Одежда моей бабушки» или «Школьный рюкзак моих предков». Повествовательные работы ребята пишут на такие темы, как «Изделия из лыка» или «Береза в жизни людей».
Также популярен среди учеников конкурс исследовательских работ «История одного экспоната».
Я уверена, что человек способен уважать другой народ, когда сам владеет родным языком, знает свою культуру. Именно поэтому как второй важный принцип я определила связь с культурой народа. В рамках реализации этого принципа я на своих уроках применяю игровые и групповые методы обучения, которые основываются на изучении национальных традиций, обрядов, обычаев. Так, например, мы готовим и проводим детский сабантуй. Очень любят ребята театрализованные уроки «Карга боткасы», «Каз ™м‰се».
Третьим важным принципов обучения родному языку я, безусловно, считаю развитие в ученике стойкого желания учиться и грамотно изъясняться на родном языке. Но возникает вопрос: как добиться результата? Сегодня наши ученики настолько умны и требовательны, что их не привлекает «серая» литература и механическое выполнение заданий, пусть даже с множеством красочных иллюстраций.  Необходимо копать глубже, искать искорку в их глазах. Готовясь к своему очередному уроку, я стараюсь использовать информационные технологии и  элементы проблемного обучения. Ведь если ученики сами разобрались в правилах орфографии, они точно их не забудут. Например, ребята любят такую форму урока, где они выступают в роли учителя и объясняют правила правописания своим одноклассникам. Многие правила, мы объясняем на основе пословиц, поговорок, загадок или раскрываем с помощью ребусов, шарад.
Каждый ученик – уникальная личность со своими интересами и предпочтениями, но задача учителя – научить ребенка постоянно заниматься саморазвитием, чтобы в будущем он стал целеустремленной, отзывчивой, и самодостаточной личностью. Поэтому четвертым важным принципом я считаю развитие способности и готовности учащихся вступить в межкультурную коммуникацию. Этот принцип еще важен и потому, что в нашей школе наряду с татарами учатся и удмурты, и бесермяне, и русские. Для реализации этого принципа я расширяю урочную деятельность за счет создания среды практической коммуникации. Как подметил много лет назад великий Леонардо да Винчи: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Одним из способов межкультурного развития я считаю проектно-творческую деятельность учащихся. Например, проект «Радуга культур» знакомит детей с культурой разных национальностей, проживающих на территории республики. Проект «День открытых дверей» позволяет родителям учеников увидеть творческие способности своих детей в рамках родного языка. Традиционно проводится «День родных языков». Также дети активно представляют свои работы на татарском языке и на республиканском уровне в газете «ЯSарыш».
Таким образом, мой педагогический опыт убеждает, что следование тем четырем принципам, которые я описала выше, дают гораздо больший положительный эффект, чем все то, что преподносится в раскрытой и понятной форме. Во-первых, незаметно усваивается языковой материал, во –вторых, знание своих корней, своей культуры укрепляет национальное самосознание и толерантность. В – третьих, знания, полученные через активные формы деятельности на уроках, помогают понять окружающий мир, овладеть нормами поведения, но и «заготовить свой набор ключей» для различных жизненных ситуаций.  




15