Социальный проект спортивно-оздоровительной направленности на тему: Здоровье детей в наших руках!


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Городская основная общеобразовательная школа
г. Калязина Тверской области



Выполнила:
Побегалова Анна Владимировна,
учитель физической культуры
Калязин, 2014г.
Оглавление
1. Актуальность темы…………………………………………………….3
2. Цель, задачи, гипотеза и новизна проекта……………………………4
3. Основные концептуальные положения проекта……………………..6
4. Принципы проекта……………………………………………………..6
5. Ресурсы проекта………………………………………………………..7
6. Основное содержание проекта………………………………………..7
7. Этапы реализации проекта……………………………………………..8
8. Ожидаемые результаты………………………………………………..11
9. Финансовый план проекта и его обоснование……………………….11
Список использованных источников……………………………………13
Приложения…………………………………………………………………
Здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ
1.Актуальность темы
Современное состояние  общества, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.
Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов.  Возросло также влияние таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти. По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье.
Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
В МОУ ГООШ 420 обучающихся. Данные медосмотра учащихся нашей школы говорят о том, что наши воспитанники подвержены следующим заболеваниям:
№ п/п заболевание количество
1 Хроническая анемия 1
2 Ожирение 11
3 Аномалия развития кистей рук 1
4 Пониженное питание 10
5 Повышенное питание 8
6 Эпилепсия 1
7 Нарушение осанки 16
8 ФСШ 21
9 Плоскостопие 26
10 Миопия 41
11 Сколиоз 24
12 ВСД 18
13 Тромбоцитоз 1
14 Наблюдение кардиолога 4
Факты говорят о том, что в школе, как и в стране,  наблюдается тенденция ухудшения физического здоровья подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза.
2.Цель, задачи, гипотеза и новизна проектаЦель проекта: популяризация и повышение ценности здорового образа жизни среди школьников и молодежи через вовлечение их в занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся.
2. Улучшать физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися во внеурочное время.
3. Отвлечь обучающихся от негативных явлений современной жизни.
4. Организовать  систематическую физкультурно-соревновательную активность детей.
5. Развивать материальную базу и создать условия для занятий физической культурой и спортом.
6. Снизить процент детей, занимающихся в подготовительной и специальной медицинской группах.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в МОУ ГООШ.
Предмет исследования - развитие физкультурно-оздоровительной работы в школе на современном этапе.
Гипотеза исследования:
мы полагаем, что физкультурно-оздоровительная работа будет эффективной при рациональном режиме двигательной деятельности школьников, если:
- существенно улучшить состояние здоровья детей;
- стимулировать психическое и физическое развитие детей;
- совершенствовать функциональные и двигательные возможности детей.
Новизна:
Разработана система развития физкультурно-оздоровительной деятельности в МОУ ГООШ, механизмы и организационно-педагогические условия ее реализации. Данный опыт может использоваться учителями физической культуры других ОУ.
3. Основные концептуальные положения проекта
Руководствуясь основными положениями Декларации Прав Ребенка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования, Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Тверской области», Программой воспитательной работы школы, мною разработан проект «Мы за здоровый образ жизни».
Основу реализации проекта составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
4. Принципы проекта
•научности и обоснованности,
•последовательности,
•возрастной и социокультурной адекватности,
•информационной безопасности и практической целесообразности.
Структура формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
1.Здоровьеберегающая инфраструктура.
2.Рациональная организация урочной и внеурочной деятельности учащихся.
3.Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
4.Реализация дополнительных образовательных программ.
5.Просветительская работа с родителями (законными представителями).
5. Ресурсы проекта
Кадровые: учителя физической культуры, замдиректора по ВР, медицинский работник, социальный педагог, классные руководители, кабинет здоровья.
Материально-финансовые: грамоты, мультимедиа, интернет, школьная библиотека, сладкие призы, канцтовары.
Организатор проекта: учителя по физической культуре
Участники проекта: учащиеся школы 1-9 класс, родители, коллектив школы
6. Основное содержание проекта
Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности:
Вовлечение школьников в общественную, спортивную, творческую жизнь. Проведение мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди школьников.
Повышение информационной осведомленности обучающихся о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм, токсикомания.
7. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап - включает в себя планирование, оповещение активов классов, разработка планов дел. Подбор информации, анкетирование по теме проекта.
2.Реализация проекта - включает в себя план основных мероприятий.
3. Рефлексия – включает в себя подведение итогов реализации проекта на общешкольном собрании Совета школы.
План основных мероприятий
План деятельности на 2014-2015 год.
Сроки Мероприятия Краткое содержание
Подготовительный этап
Сентябрь 2014 Анкетирование уч-ся
Анкетирование родителей
Мониторинг состояния здоровья учащихся Соблюдение режима дня, время для приготовления домашнего задания, занятость в секциях
Каким они видят счастливого ребенка, что для них значит здоровый образ жизни
Изучение медицинской документации, определение процента школьников основной и подготовительной группы здоровья
Основной этап
Октябрь
2014 Утренняя зарядка в начальной школе проводят старшеклассники
Товарищеские встречи по спортивным играм 1-9 классы Команды школ района по футболу, сетболу, баскетболу
Ноябрь
2014 «День здоровья» 1-9 классы
Видеопеременки о здоровье, игровые переменки для младших школьников
Декабрь
2014 Игра по станциям 5-9 классы. «Скорая на помощь» Обучение оказанию первой медицинской помощи в игровой форме
Спортивные соревнования 1-6 классы «Папа, мама, я –спортивная семья» ,подвижные игры, эстафеты, конкурсы
Январь
2015 Конкурс рисунков, стихов 1-7 кл. Тема-сохранение здоровья
Конкурс слоганов, анимационных роликов 8 – 9 классы Анти-реклама вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни ,показ роликов социальной рекламы
Февраль
2015 «Лыжня России», настольный теннис Учащиеся школы, а также родители
«Вредным привычкам скажем «нет» Выступление агитбригады
Март
2015 Повторное анкетирование уч-ся Сравнительный анализ с первичным анкетированием
Конкурс плакатов среди 7-9 классов Работа в группах «Быть здоровым хорошо, а больным нездорово»
Апрель
2015 «День спорта» Каждый класс на перемене показывает комплекс спортивных упражнений (оценивается позитивный настрой, синхронность, массовость)
Проведение бесед, игровые занятия, веселые физкультминутки Важность правильного питания, польза витаминов и минералов, проведение физкультминуток добровольцами в начальной школе в костюмах зверушек
Май - июнь
2015 Совместный выезд на природу с палатками Подведение итогов работы, награждение победителей, организация группами праздничных соревнований и конкурсов
Сентябрь 2015 «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!» проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой для начальной школы
Акция «Письмо больного организма своему владельцу» Письмо от одного из органов организма, измученного вредной привычкой своему владельцу (участвуют учащиеся 5-9 классов)
Заключительный этап
Октябрь-ноябрь 2015 Выпуск информационного сборника, показ анимационных роликов-победителей В сборник включаются лучшие статьи, листовки, плакаты, призывающие вести здоровый образ жизни, распространение сборника по школам района.
Декабрь 2015 Заключительное анкетирование уч-ся и родителей Подведение промежуточных итогов реализации проекта на общешкольном собрании
Механизм оценки результатов :
Результаты  проекта будут отслеживаться руководителем проекта ,классными руководителями, медицинским работником. Данные по проделанной работе, уровень двигательной активности учащихся, изменения личных качеств будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях. В конце учебного года будут подведены итоги.
Методы оценки эффективности :
Мониторинг документации,
Анкетирование,
Результативность участия в различных конкурсах
Отзывы учителей. родителей. учащихся
8. Ожидаемые результаты
Увеличение числа учащихся, занимающихся различными видами спорта, посещение секций
Позитивные изменения в отношении к своему здоровью, образу жизни
Вовлечение «проблемных» учащихся к участию в различных акциях
Участие в районных, городских, международных конкурсах и соревнованиях
Уменьшение заболеваний учащихся в школе, (мониторинг медицинской документации)
Вовлечение родителей в работу по реализации проекта
Увеличение тенденции отказа от табакокурения среди молодежи.
Повышение информационной осведомленности обучающихся школы о социально-значимых заболеваниях.
9.Финансовый план проекта и его обоснование
Оснащение предметно-развивающей среды Объем необходимых средств
Проектор и экран 30 000 руб. Имеется в школе
Спортивный инвентарь и оборудование 10 000 руб. Имеется в школе
Демонстрационный материал 1 000 руб. Имеется в школе
Грамоты и призы для конкурсов 2 000 руб. Приобретается по мере необходимости
Итого: 43 000 руб. -
Ресурсное обеспечение данного проекта предполагается за счет материально- технического оснащения школы: технические средства обучения (проектор и экран), спортивный инвентарь и оборудование, демонстрационный материал. Для реализации проекта финансовое обеспечение требует минимальных затрат.
Благополучателями проекта являются :
Дети
Семьи
Образовательное учреждение
Социум (жители Калязинского района)
РегионСписок использованных источниковБайбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни», М., Владос.
Бураков, С.М. Здоровье детей – общая забота [Текст]/ С.М. Бураков. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.15-20.
Белогуров С.Б., Популярно о наркотиках и наркомании - «Бином» М1992г
Дивин, Г.В. Формирование здорового образа жизни у школьников [Текст]/ Г.В. Дивин, Д.А. Изуткин. – М.: Просвещение, 1996. – 48с
Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г.
Ланана. А. П. «Роль здоровья в жизни человека».
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М.- 2002.-С. 90-99.
Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. - М.-1998. – 134
Похлебин В. П., Уроки здоровья - «Просвещение» М1992г.
Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство».
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207
Фомина, Ж.О. Береги здоровье! – М., 1996. – 35с.
Интернет ресурсы:
(http://www.rosforce.ru/zdorovie-rossii/, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#)
Приложение 1
1.Анкета для школьников "Здоровый образ жизни"
Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
- Иметь много денег.
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей.
- Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работу
- Быть красивым и привлекательным.
- Жить в счастливой семье
Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечиться у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение правил здорового образа жизни.
Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
- Утренняя зарядка
- Завтрак
- Обед
- Ужин
- Прогулка на свежем воздухе
- Занятия спортом
- Душ, ванна
- Сон не менее 8 часов
Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)
- Да, конечно.
- Забочусь недостаточно.
- Мало забочусь.
5.Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
- Не интересно.
6.Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?
В школе
От родителей
От друзей
Из книг и журналов
Из передач радио и телевидения
7.Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью.
- Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
- Спортивные секции.
2. Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
1. Каково состояние Вашего здоровья?
а) очень хорошее
б) хорошее
в) нормальное
г) плохое
2. Каково состояние здоровья Вашего ребенка?
а) хорошее
б)нормальное
в)плохое
3. Когда в последний раз проверяли состояние своего здоровья?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
г) более года назад
д) не помню
4. Когда в последний раз проверяли здоровье ребенка?
а) в этом месяце
б) в этом полугодии
в) в этом году
5. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а)постоянно
6) часто
в)очень редко
г) не занимается
7. Вы употребляете спиртные напитки?
а) не употребляю
б) очень редко
в)часто употребляю
8. Вы курите?
а) нет
б) очень редко
в) часто
г) бросил
9. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б)отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
10. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
11. Как Вы проводите свой отпуск?
а) на море
б)дома
в)в санатории
г) в деревне
д) когда ка
12. Как Ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют во дворе
в) смотрят телевизор
г) с друзьями
13. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
14. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с _
15. Вы ведете здоровый образ жизни?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
16. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) да
б) затрудняюсь ответить
17. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно
Приложение 2
«Весёлые старты»
1. «Челночный бег парами»
Команды выстраиваются в колонну по два (мальчик и девочка), держатся за руки. Перед каждой командой расставлены кубики на 5 разметках волейбольной площадки. По сигналу первая пара обегает кубик, стоящий на первой разметке и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Во время бега руки не расцеплять.
2. «Туристы»
Команды строятся в колонну по два (мальчик и девочка), держась за руки. У мальчика за спиной рюкзак с двумя волейбольными мячами. По сигналу первая пара проходит по двум скамейкам, стоящим параллельно друг другу, обегают контрольную отметку и так же возвращаются обратно. Рюкзак передается следующему мальчику для выполнения задания.
3. «Соревнования номеров»
Команды располагаются радиально по кругу, сидя верхом на скамейке, и каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Ведущий громко объявляет номер. Указанные номера вскакивают, обегают по кругу сидящих на скамейке и занимают свое место. Игрок, первым занявший свое место, приносит команде очко. Места определяются по наибольшей сумме набранных очков.
4. «Бег цепочкой»
Мальчики каждой команды стоят боком по направлению движения, взявшись за руки, а девочки образуют цепочку, держась за руки, стоя боком к команде.
По сигналу девочки, не разрывая цепочки рук, обегают змейкой стоящих мальчиков, обегают контрольную отметку и так же возвращаются обратно.
5. «Построить мост»
Команды выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первый игрок бежит до первой линии нападения волейбольной площадки и становится на «мост» (упор стоя согнувшись). После этого выбегает второй игрок команды и, пройдя ползком под «мостом», строит второй мост рядом с первым. Затем проползает под двумя мостами третий игрок и т. д. Последний игрок проползает под всеми мостами, командует «Встать!», все игроки поднимаются и бегом возвращаются к линии старта.
6. «Передай мяч сквозь обруч»
Команда становится в колонну по одному следующим образом: мальчик, девочка, мальчик, девочка и т. д. на расстоянии 2 м друг от друга. Девочки держат обручи над головой на вытянутых руках. У первого мальчика в руках баскетбольный мяч. По сигналу он начинает его передавать сквозь обруч, следующему игроку, последний мальчик, передав мяч сквозь обруч выбегает из колонны, ловит его и выполняет ведение вокруг флажка до своего места, затем берет мяч и начинает его передавать в обратном направлении. Последний мальчик (он был в начале эстафеты первым), получив мяч, ведет его за финишную черту.
7. «Пролезь сквозь мешок»
Команда выстраивается в колонну по одному на лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения судья держит мешок без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают флажок и возвращаются обратно с правой стороны.
8. «Веселая эстафета»
Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны мальчиков лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.
9. «Мяч в корзину»
Команды выстраиваются в одну колонну за линией старта. Первый игрок бежит до контрольной отметки первой линии нападения волейбольной площадки, берет мяч и бросает его в корзину, стоящую на расстоянии 6 м от контрольной отметки. После этого возвращается обратно и задание выполняет второй игрок и т. д. Команде для бросков дается 1 минута.
Учитывается количество попаданий за данное время.
10. «Построй пирамиду»
Команда в полном составе строит за одну минуту гимнастическую пирамиду.
11. «Комбинированная эстафета»
I этап – мальчик: продвижение подскоками, сидя на баскетбольном мяче.
II этап – девочка: бег с вращением обруча и прыжками через него.
III этап – мальчик и девочка: бег вдвоем в обруче.
IV этап – девочка: бег с обручем, катить его палкой, длина которой 25 см.
V этап – мальчик: прыжки на одной ноге, держа другую сзади за голеностопный сустав.
VI этап – две девочки: перешагивание через гимнастическую палку, которую они держат руками.
VII этап – два мальчика: бег вдвоем боком (спина к спине) приставными шагами.
В каждой эстафете команда занимает место (1, 2, 3, 4, 5) в порядке прихода на финиш. За выполнение заданий в эстафете с ошибками команде дается место на одно ниже.

Приложение 3
Игровые переменки для младших школьников
«Белые гуси и серый волк»
Данная игра тренирует опорно-двигательный аппарат и улучшает координацию движений ребенка, развивает физическую выносливость.
Количество участников: от 1 до 8–12 человек.
Описание игры
Для проведения этой игры на площадке на расстоянии 10–15 м друг от друга следует прочертить две линии — два «дома». При этом в одном из них находятся «гуси», а в другом — их «хозяин». Между «домами под горой» живет «волк» — водящий. Согласно правилам игры между «хозяином» и «гусями» должен состояться следующий разговор:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да.
— Так летите!
— Нам нельзя.
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
После этого разговора «гуси» стараются перебраться на сторону «хозяина» — «домой». При этом «волк» должен их ловить. Пойманный «гусь» становится «волком», то есть водящим.
Игру лучше проводить на свежем воздухе. Дети могут играть в нее самостоятельно.
«Подпрыгни и присядь»
Очень полезная игра, помогающая развить внимание и память. Ее можно проводить на свежем воздухе в любое время года.
Количество участников: от 5 до 15 человек.
Описание игры
Перед началом игры ведущий помогает детям выстроиться полукругом. Затем он начинает читать вслух заранее приготовленные предложения.
Участники должны внимательно слушать текст и сразу после завершения фразы правильно реагировать на него: если утверждение верное, хлопать в ладоши, если неверное — приседать. Если игрок ошибся, окружающие поправляют его.
Примерный список предложений для игры:
Ворона — это птица.
Зимой идет снег.
Трава красного цвета.
Рыба живет в лесу.
Днем светит солнце.
Летом река замерзает.
Осенью листья становятся желтыми
Собака — дикое животное.
Яблоки нельзя есть
Ночью темно.
«Нитка и иголка»
Увлекательная игра, которая может проводиться как на свежем воздухе, так и в помещении. Она развивает выносливость, ловкость, скорость реакции, а также увеличивает уровень двигательной активности.
Количество участников: от 5 до 14 человек.
Описание игры
Все участники игры должны построиться в колонну по принципу паровозика, то есть взять друг друга за талию. Таким образом, получается «нитка». Специально выбранный водящий становится впереди колонны и назначается «иголкой». Игра начинается с того, что «иголка» бежит, петляя из стороны в сторону, и тащит за собой всех остальных игроков — «нитку». Суть игры сводится к тому, что «иголка» должна разорвать или запутать «нитку».
«Пингвин»
Эта увлекательная игра может проводиться как на свежем воздухе, так и в просторном помещении. Она направлена на развитие координации движения, на улучшение работы вестибулярного аппарата.
Количество участников: от 5 до 12 человек.
Описание игры
При проведении игры все участники должны разделиться на две команды. Каждой команде следует вручить по одному маленькому мячу. Каждый участник, зажав мяч ногами (обычно между коленями), должен пронести его от старта до финиша и обратно. При этом, по условиям игры, он должен идти вразвалочку, подражая походке пингвина, и ни в коем случае не бежать и не прыгать.
Побеждает та команда, чьи игроки быстрее и точнее выполнят условия игры.
«Космонавты»
Эта игра проводится на свежем воздухе. Ее действие направлено на развитие двигательной активности детей.
Количество участников: от 5 до 12 человек.
Описание игры
Игру лучше проводить на ровной и достаточно просторной площадке, можно на поляне. По краям этой площадки нужно прочертить 8–10 треугольников — «ракетодромов». Внутри каждого из них необходимо нарисовать круги — «ракеты», но обязательно так, чтобы кругов было меньше, чем играющих. Потом все участники игры образуют круг в центре площадки. По команде ведущего они идут по кругу, взявшись за руки, приговаривая слова: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!». После этого все бегут к «ракетодрому» и занимают места в «ракетах». Тот, кто не успел занять место, выбывает из игры.
«Три шага»
Данная игра представляет собой вариант жмурок, но играющие за всю игру могут сделать только три шага. Игра способствует улучшению работы вестибулярного аппарата, вырабатывает умение ребенка сохранять равновесие и ориентироваться на местности. Так как это подвижная игра, она развивает опорно-двигательный аппарат ребенка, его ловкость, сообразительность, смекалку и сенсорное восприятие.
Количество участников: от 5 до 18 человек.
Описание игры
Для того чтобы играть в эту игру требуется, чтобы дети знали правила игры «Жмурки».
Выбирается водящий — «жмурка» — ему завязывают глаза, на счет «Раз-два-три» дети разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен поймать — «осалить» — хотя бы одного игрока. Если «жмурка» приблизится к предмету, о который он может удариться, его нужно предупредить криком «Огонь!». Но следует помнить, что нарушением правила является выкрикивание этого слова с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать. Также нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко. Пойманного игрока «жмурка» должен назвать, не снимая при этом повязки.
«Путаница»
Еще одна игра, которая очень нравится детям дошкольного и младшего школьного возраста. Эта игра тренирует гибкость ума и тела, тренирует опорно-двигательный аппарат и мускулатуру, а также позволяет организму быстрее адаптироваться к возрастающим физическим нагрузкам. Игра улучшает физические характеристики ребенка. Количество участников: от 4 до 12 человек.
Описание игры
Перед началом игры необходимо выбрать водящего. После этого он на время выходит или отворачивается, можно также завязать ему глаза плотной лентой или платком. Все остальные игроки образуют круг, взявшись за руки. После этого они стараются всячески «запутаться». Для этого можно перешагивать через руки, пролезать под чьими-либо сцепленными руками, но нарушением правил игры становится размыкание рук. Когда возвращается ведущий, игроки уже образовали запутанную «скульптуру». А ведущий должен распутать эту «путаницу». При этом участники игры не должны пострадать: вывихнуть или переломать конечности.
«Классы-путешествие»
Эта увлекательная игра проводится как на свежем воздухе, так и в помещении. Игру можно отнести к классу игр-стратегий. Дети любых возрастов охотно играют в такие игры. Она развивает мышление, память, логику, сообразительность, ловкость и повышает физическую выносливость, а также тренирует вестибулярный аппарат. Иногда эту игру рассматривают как вариант традиционных «классиков».
Количество участников: не ограничено.
Описание игры
Если игра проводится в помещении, то для проведения игры потребуется следующий инвентарь: бельевая веревка или какая-либо длинная лента (также можно использовать и толстую шерстяную нить), листы бумаги с номерами. Нужно также придумать план движения, то есть расположить классы не в их традиционном варианте, а на некотором расстоянии друг от друга. Далее следует разложить веревку и листы бумаги с номерами на ковре в соответствии с этим планом. В итоге получаются классики в виде дорожки. Согласно правилам игры нужно пройти по этой дорожке от первой до последней цифры (ребенок сам должен решить, насколько его путь окажется длинным). Право хода разыгрывается считалочкой, броском камешка или отгадыванием загадки. Усложнить задачу можно следующим образом: можно пройти обратно или только по четным или нечетным числам и т. п. Также можно провести соревнование на скорость. Нарушением правил считается заступ на веревку или нарушение счета.