Урок по развитию речи Зимующие птицы: синица
ГБОУ РМЭ «Октябрьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Урок развития речи по теме
«Зимующие птицы: синица»
Выполнила:
учитель Шакирова И.В.
Задачи:
- дать представление о синице, отработка умения вести диалог в вопросно-ответной форме, развитие умения составлять повествовательный рассказ по картине;
- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, коррекция слухового восприятия на основе упражнений в запоминании, коррекция мышления на основе упражнений в классификаций:
- воспитание базовых эмоций личности.
Ход урока:
Организационный момент
Каждый день: всегда, везде,
На уроках и в игре
Четко, смело говорим
И тихонечко сидим.
Повторение
а) Упражнение в запоминании.
Посмотрите на доску. Вы видите дерево, на которое слетелись разные птицы. Назовите их. Обратите внимание на то, что птицы пронумерованы. Запомните их.
Перечислите птиц. Кто был изображен под номером 5, 4, 1, 3, 6, 2?
б) Отгадывание загадок.
Выберите птиц, о которых вы прочитаете.
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар и кричат: «Кар-кар-кар!»
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это ....
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок - получается прыжок.
Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины.
Что за плотник острым долотом
Строитдомсоднимокном?
в) Лексическое упражнение
Подберите слова- действия к нашим птицам.
г) Упражнение на логическое мышление: «Исключение лишнего предмета».
Которую из этих птиц, мы не можем встретить зимой? Почему?
Какими мы называем остальных птиц? Почему?
Изучение нового материала.
а) Постановка проблемы.
У меня картинки разлетелись на части, их надо сложить.
Какая птица получилась?
Кто из вас знает эту птицу?
Давайте попробуем описать ее.
б) Демонстрация изображения синицы, ее рассмотрение. Анализ строения. Учитель показывает указкой часть тела, ученик называет и описывает ее.
в) Упражнение в моделировании.
Послушайте внимательно стихотворение, которое я вам прочитаю, и постарайтесь его запомнить.
Птица - синица летает проворно
В желтенькой кофточке, шапочке черной,
Плащик зелененький носит синица,
Черненький галстук на грудке у птицы.
Перед учениками ставится задача: собрать слова в предложения, как это было в стихотворении, придумать к нему заголовок и объяснить его.
Физкультминутка на развитие внимания.
-Повторите цепочку движений и слов.
Учитель поднимает, опускает, вытягивает вперед, разводит в стороны, ставит руки на пояс, сопровождая свои действия произнесением слов: сорока, ворона, синица, воробей, снегирь. ( 3-5 раз, изменяя порядок движений и набор слов).
Продолжение этапа изучения.
Послушайте внимательно выступления своих товарищей. Подготовленный заранее текст рассказывают 4 ученика.
Синица - самая веселая зимняя птица. Во дворе, в саду, в лесу то и дело звенит ее смешная и радостная песня. Синица с утра и до вечера перелетает с дерева на дерево в поисках жучков, мух и других вредных насекомых.
У синицы зоркие глаза и острый клювик. Поэтому она умеет находить насекомых даже в мелких трещинах. Она ни минуты не бывает спокойной. За сутки она может съесть столько, сколько весит сама - около 20 грамм.
Это - очень подвижная птица. Когда появляются птенцы, синицы так стараются накормить их, что за день могут 400 раз слетать за кормом.
Синица - многодетная мать. За лето она дважды высиживает по 10 - 12 яиц. И тогда к концу лета в одной синичьей семейке насчитывается 22 - 24 птицы.
б) Упражнение в подборе слов характерных для синицы.
Из всех слов, выберите только те, которые подходят для синицы:
Зимующаякрасногрудая
Перелетнаясноровистая
Лениваядеревянная
Труженицакаркающая
Проворнаяюркая
в) Словарная работа.
Пояснение смысла выбранных слов.
Юркая - подвижная.
Сноровистая — ловкая, проворная.
Труженица —работящая.
г) Игра «Что? Где? Когда?» по картине «Помощь зимующим птицам».
К доске выходят два ученика. Один из них задает вопросы по картине,
другой на эти вопросы отвечает.
Например:
Какое время года изображено?
Что повесили люди на деревья?
Зачем?
Какие птицы прилетели?
Чем кормят птиц зимой?
д) Демонстрация кормушек.
Посмотрите, какими разнообразными могут быть кормушки.
Учитель проводит беседу по картине, на которой изображены разные виды кормушек.
Работа со стихотворением З.Александровой.
На каждой парте - стихотворение с иллюстрациями птиц.
Дети читают и выполняют задания:
Озаглавьте стихотворение.
Какую смысловую ошибку допустил автор?
Запишите по памяти, какая птица, в какой день прилетела.
Домашнее задание.
Наблюдение за зимующими птицами.
Итог урока.