Тема «Зимующие птицы нашего края»


Тема «Зимующие птицы»
Цели занятия:
1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
3.Развивать мелкую моторику рук.
4. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов.
5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
6. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение в природе на прогулке, изготовление шаблонов птиц, чтение стихов о птицах.
Оборудование: картинки птиц, снежинки, елка, семечки, ягоды, сало, шишки, шаблоны птиц для аппликации, клейстер, кисточки.
Ход.
1 На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Снежинка везде летает, много видела, много знает. Она познакомит нас с птицами, которые на зиму в тёплые края не улетают, их называют зимующими; расскажет про них. Прослушайте стихотворение и назовите из стихотворения «снежные» слова. Будьте внимательны!
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Ребята, какие снежные слова вы запомнили?
- Снег, снежные, снегурки, снеговик…
- А кто запомнил, какая птица упоминалась в стихотворении?
-Правильно, снегирь. Обращаю ваше внимание, ребята, что снегирь, птица кочующая, но зимует она у нас.
- Молодцы, все снежные слова вспомнили.
2 -Ребята, посмотрите, у меня на доске картинки птиц, но произошла путаница, и зимующие птицы перемешались с перелетными, давайте с вами назовем зимующих птиц, и отметим их снежинкой.
- Отмечаем птиц: клест, воробей, снегирь, сорока, ворона, кукушка, синица, дятел.
А почему мы не отметим снежинкой ласточку и журавля?
-Правильно, потому что ласточка и журавель птицы перелетные. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
3 -Игра «Разрезные картинки»
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю собрать птиц, и назвать, у кого какая получилась.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
А сейчас давайте проведем физкультминутку.
4 Физкультминутка.
Снегом засыпаны лес и поля,Спит под сугробом крепко земля.Ищут, ищут птицы, Чем бы прокормиться.
Мы кормушку смастерим
И насыплем корма им.
5 А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
6 Какой праздник мы с вами недавно отметили?
Правильно, новый год, а сегодня, я украсила елочку для птиц.
-На елке висят гирлянда из сала, рябина, хлеб.
-Какую птицу мы посадим к рябине?
- Правильно снегиря.
А какую птичку мы посадим к хлебу?
- Правильно, воробья, сороку.
А кто любит сало, какая птица?
Правильно, синица.
Ребята, а вот в эту кормушку, давайте насыплем семечки и повесим на участке.(Кормушка сделана из коробки).
-7 А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение З.Александровой
«Новая столовая»
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёв -Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье.
-Молодец, ребята, каких птиц мы услышали?
-Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей. Всех вспомнили.
-8 Отгадайте загадки
Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это - … (снегири)
Правильно, снегири.
Послушайте еще:
Прилетели, сели, Песенку пропели,Две подружки, две сестрички ,По прозванию - ... .(Синички).
Молодцы, отгадали загадки, а сейчас я вам предлагаю закончить птиц, и сделать им грудки, если красную, получится снегирь, а если желтую получится, кто? Правильно синичка.
-А перед тем как начать работу, давайте разомнем наши пальчики.
9Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой  палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
10 Напоминаю вам, что сначала мы режем нитку, затем аккуратно намазываем работу клеем, и потом приклеиваем нитки. Работаем аккуратно.
Во время выполнения работы звучит музыка голоса птиц.
По окончанию ребята вешают птиц на елку, защепляя прищепкой.
-Посмотрите, какие красивые птицы у вас получились, молодцы.
-Ребята, посмотрите, а птички для вас приготовили подарки. Достаю коробку под елкой и угощаю детей.