Усиление Освободительная борьба Казахского народа против джунгарской агрессии (8 класс)
Тема : Усиление Освободительная борьба Казахского народа против джунгарской агрессии
Цель урока: показать нарастание угрозы со стороны Джунгарии против казахского народа; раскрыть негативное значение родо-племенной розни; подвести учащихся к выводу о том, что именно благодаря усилиям народных масс, выдвинувших из своей среды крупных предводителей народного ополчения, была сохранена территориальная целостность Казахского ханства; продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы учащихся; развивать навыки оценки исторических событий, анализ содержания учебного материала, работа с картой; воспитать любовь к родине, развивать высокую гражданственность и патриотизм.
Метод проведения: системный подход.
Материалы и оборудование: карта “Казахские земли в XVII первой четверти XVIII в.”; портреты Абулхаир хана, Айтеке би, Толе би и Казыбек би.
План урока
I. В начале урока учащимся могут быть предложены следующие вопросы и задания:
1. Каковы предпосылки присоединения казахских земель к Российской империи?
2. Покажите на карте, с какими государствами развивалась торговля России через казахские степи и какие укрепленные пункты были построены в конце XVI и в XVII в., какую роль они играли?
3. Покажите на карте военно-опорные пункты, построенные Россией в Верхнем Прииртышье в первой четверти ХVIII в. Каково их значение?
4. Докажите, что в первой четверти ХVIII в. усилилось
действие центробежных сил казахского общества. К каким последствиям это привело?
5. Заслушиваем доклад об Абулхаир хане.
II. Изучение новой темы.
Изучение нового материала целесообразно начать с рассмотрения документа к § 12.
Даем 2 мин для того, чтобы ребята самостоятельно прочитали текст документа, ставим перед ними проблемные задания:
1. Почему Ч. Валиханов и А. Левшин дают характеристику первой четверти XVIII в. как ужасного, рокового периода в жизни казахского народа?
2. Что повлияло на усиление этих бедствий и агрессии Джунгарии?
3. Почему казахскому народу, несмотря на все усилия, не удалось отразить агрессию Джунгарии?
Проблемные задания записываются в таблицу в разделе “Исследования”.
Объяснение нового материала учителем с занесением в центральную часть таблицы основных положений темы. Учащиеся делают записи в тетрадях параллельно с учителем. При объяснении материала особое внимание необходимо уделить работе с настенной картой. Учитель не только показывает места основных сражений, но и отмечает их кружками цветной бумаги, прикрепляя иглами к карте. Это усиливает зрительное восприятие учащихся и облегчает запоминание.
III. Работа над проблемными заданиями.
Ответы на второе задание записываются в раздел "Влияющие факторы", ответы на третье задание в раздел “Проблемы".
IV. Работа над проблемами, выявленными в ходе урока.
Задается вопрос: подумайте, что необходимо было сделать для отражения агрессии? Обобщая ответы, учитель подводит ребят к выводу о необходимости консолидации всех сил казахского общества, так как сила любого народа в его единстве. Эта мысль не случайно внесена в Государственный гимн Республики Казахстан. Необходимость единения
народа доказана опытом не одного поколения наших предков.
Домашнее задание: § 12, рисунок к теме, анализ данных занести в тетрадь.
Дата ________ учитель: ___________________
Таблица № 2
Тема
Борьба казахского народа против
джунгарского нашествия
1
2
Основное
содержание
20 годы ХVIII в. усиление Джунгарии, угроза казахским землям и интересам России.
1710, 1715, 1717, 1718, 1719 гг. походы джунгарских войск в Казахское ханство, оккупация части Жетысу.
1710 г. первый курултай в районе Каракума.
1711 г. отпор врагу, джунгары отступили к востоку.
1713 г. провал похода джунгарских хунтайши.
1714 г. внезапное вторжение джунгар в Казахское
ханство.
1718 г. поражение казахского ополчения на р. Аягуз.
17231725 гг. Годы великого бедствия.
1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент.
1726 г. сражение на р. Буланты, победа казахских
объединенных войск.
Весна 1729 г. сражение в местности Анракай, разгром джунгар. Новый виток разногласий в среде аристократической верхушки.
Угроза порабощения казахского народа джунгарами.
Необходимость дать России юридическое основание для
открытого вмешательства в джунгаро-казахский конфликт.
Анализ
данных
1. Усиление агрессии против казахских земель в первой четверти ХVIII в.
2. Политическая обстановка в Казахском ханстве в
период джунгарского нашествия.
3. Освободительная борьба казахского народа против
джунгарской агрессии.
Влияющие
факторы
Первые плоды совместной борьбы не закреплены; набеги на казахские земли башкир, сибирских казаков, узбекских отрядов, каракалпаков;
1722 г. смерть цинского богдыхана Канси, затишье
на границе Джунгарии и Китая; народные массы выдвинули крупных предводителей ополчения; возложение командования объединенными войсками на Абулхаира; смерть Болат хана новый виток разногласий.
Проблемы
Родо-племенные распри, внутрифеодальные раздоры,политическая нестабильность в казахских жузах; превосходство джунгарской армии в вооружении и численности.
Исследования
Документ, работа с проблемными заданиями. доклады, рефераты.