Рабочая программа дополнительного образования. Кружок декоративно-прикладного творчества «Волшебные узоры»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Алупкинская санаторная школа-интернат»
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета ГБОУ «Алупкинская санаторная школа-интернат»
протокол № 1 от 28.08.2015г.
Согласовано
Заместитель директора
по воспитательной работе
от «___» _______ _____________ Зинченко Е.С.
«Утверждено»
Приказом и.о.директора ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат»
от 01.09.2015г.
№ 235
Смирнова А.Ю.
Рабочая программа
дополнительного образования.
Кружок декоративно-прикладного творчества
«Волшебные узоры»
Руководитель: Чирцова О.Г.
Алупка
2015г.
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Волшебные узоры» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа кружка «Волшебные узоры» соединяет воедино сведения о вязании и плетении в технике макраме. На занятиях в кружке ребята занимаются плетением. Работа с такими экологическими материалами, как шерсть, пряжа не только приятна, но и полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие. Ребята создают своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что подскажет фантазия! Ребята прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.
Образовательная программа кружка относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Волшебные узоры».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Волшебные узоры», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
При реализации программы используются различные методы:
-словесные - лекции, беседы, викторины;
-наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий ;
-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций декоративно-прикладного творчества народов России
Задачи:
- Выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;
- Прививать интерес к народному искусству, макраме, вязанию, побудить желание совершенствоваться в данных направлениях декоративно-прикладного творчества;
- Развивать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные изделия на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- Развивать образное восприятие окружающего пространства; развивать у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- Формировать общетрудовые и начальные профессиональные умения;
- Мотивировать к социальному выбору одной из профессий, связанных с декоративно-прикладным искусством.
-Научить детей основным техникам изготовления поделок;
- Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Работа кружка способствует:
- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;
- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;
- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;
- Умению обобщать свои жизненный представления с учетом возможных художественных средств;
- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Организационно-педагогические основы обучения.
Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:
- воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах;
- детям, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- педагогом создаются наиболее комфортные условия для детей на занятиях.
Ожидаемые результаты реализации программы.
- Формирование интереса к творческой деятельности;
- Выражение собственной индивидуальности;
- Развитие творческого, креативного мышления;
- Формирование умения решать художественно-творческие задачи;
Учебно-тематический план
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1.Вводное занятие.
1
1
-
2.Техника макраме. Основные узлы и их сочетания
19
2
17
3. Сувениры
24
4
20
4.Кашпо
14
2
12
5.плетение «феничек»
18
4
14
6. браслеты из цветных лент.
16
2
14
7.Кулоны с Бусинами. Мини макраме.
30
4
26
8.Прием «Кавандоли». Плетение закладок.
14
2
12
9.Сумочки для сотовых. Выбор узора
22
4
18
10.Плетение косметички .Изучение цветных узоров.
22
2
20
11.Картины с элементами макраме
30
2
28
12.Плетенные корзинки.
16
-
16
13.плетение цветов.
14
2
12
14.Пояса.разнообразие форм.
20
2
18
15. Плетение сумок в технике макраме
24
4
20
16.Панно для интерьера по выбору на основе изученного материала
20
-
20
Итоговое занятие
2
-
2
Всего часов:
306
38
268
Содержание программы.
1. Вводное занятие.(1ч) История развития макраме. Нити и другие материалы, пригодные для плетения. Приспособления и инструменты. Правила проведения и режим работы. Ознакомление с планом работы . Правила техники безопасности.
2.Техника макраме.(19) Основные узлы и их сочетания. 1.двойной плоский узел (ДПУ);
2. винт;
3. сетка из ДПУ;
4. косынка и ромб из ДПУ;
5. цепочка «елочка»;
6. «ягодка» на основе ДПУ
7. пике в тесьме из ДПУ;
8. тесьма (поясок) из чередующих цветных ДПУ;
9. бисерный (репсовый) узел;
10. брида горизонтальная и диагональная;
11. ромб из брид;
12. варианты заполнения ромба (плетение, сетка из ДПУ, окошка, бриды);
13. цветочек из брид;
14. сетка из брид;
15. фриволите;
16. двойная цепочка фриволите.
Способы навешивания нитей. Способы надставления нитей и расширение полотна.
Практические занятия. Освоение приемов плетения, оформление карточек с образцами.
3.Сувениры(24)
Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Зарисовка схем сувениров , «совенок», «щенок» ,«паук» , «черепаха» и др. Влияние толщины и качества нитей, а также плотности и четкости плетения на готовое изделии.
Практические занятия. Плетение и отделка изделия по выбору.
4.Кашпо(14)
Подбор нитей или шнура. Выбор узора и схемы кашпо. Краткая запись и зарисовка схем кашпо. Оформление современного интерьера изделиями макраме.
Практические занятия. Проработка схемы кашпо. Расчет нитей или шнура для выплетения необходимого размера кашпо. Плетение и окончательное оформление изделия.
5.Плетение «фенечек»(18) фенечки-современные браслеты, и использовать яркие насыщенные цвета и разнообразие узора. Изучение. Зарисовка схем.
Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы .Выполнение..
6.Браслеты из цветных лент(16) атласные ленты интересны в освоении новых приемов техники выполнения косичек из 6 и 8 нитей.
Практические занятия. Освоение приемов, выполнения.
7.Кулоны.Мини макраме(30)
Кулон – дополнение к современному костюму, средства выражения индивидуальности. Зарисовка различных вариантов схем кулонов.
Практические занятия. Подбор нитей и их расчет для выбранной схемы. Плетение кулона по выбранной схеме.
8.Закладка с орнаментом(14)
Вертикальный бисерный узел. Просмотр изделий макраме с орнаментом: Изучение приема плетения в технике «кавандоли». Общие сведения о цвете: цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой круг. Взаимодополнительные цвета. Теплые и холодные, хроматические и ахроматические цвета. Закономерности цветных гармоний. Зарисовка схем орнамента.
Практические занятия. Освоение приемов выполнения вертикального бисерного узла. Подготовка и расчет нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.
9.Сумочки для сотовых телефонов(22) Выполнение образцов плетения. Схемы. Зарисовки. Изучение плетения по кругу.
Практические занятия. Усвоение выполнения приемов «Листик», «Ромб», декоративного узла .
10.Плетение косметички(22) Цветные узоры. Разнообразие Рисунка. Изучение. Зарисовки.
Практические занятия. Выполнение работы по выбору рисунка. Индивидуальность выполнения.
11.Картины с элементами макраме(30) Выполнение работ «Осенний сад» «Цветы в вазе», « Стрекоза».Изучение новых приемов плетения.
Практические занятия. Выполнение работ. Коллективные работы.
12.Плетенные корзинки(16) Плетение объемных форм. Использование разнообразной структуры волокон.
Практические занятия. Выполнение изделий.
13.Плетение панно «этюд»(14) Макраме в современном интерьере. Изучение эскизов. Образцов. Выбор темы
Практические занятия. Выполнение выбранной работы.
14.Плетение сумок в технике макраме(24) изучение материала, выполненных готовых изделий .Составление схем. Подбор нитей.
Практические занятия. Выполнение выбранной работы. Расчет нитей самостоятельный
15.Панно для интерьера по выбору на основе изученного материала(20) Закрепление знаний в технике изученных приемов плетения. Выполнение собственных комбинаций узлов Макраме
Практические занятия. Выполнение выбранной работы. Расчет нитей самостоятельный. Выработка навыка
16.Итоговое занятие (2 часа) Подведение итогов работы, организация выставки работ.
Список литературы:
1. Краузе А. Макраме. - Ташкент: Ташкент, 1987.
2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат,1993.
3. Соколовская М. Макраме. - Минск: Полымя,1983.
4. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. – Минск: Хэлтон , 2000.
5. Донателла Чиотти. Макраме. Украшения из плетеных узелков.- Интернет.
6. Колокольцева С. Макраме для всех. - Смоленск: Русич, 1997.
7. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. -М.: ЭКСМО, 1997.
8. Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», - 1998.
9. Рябинина Г.В. Объемное макраме.- М.: издатель И.В. Балабанов,1997
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
иђЗаголовок 115