Разработка урока по окружающему миру Зимующие птицы


Конспект урока по предмету «окружающий мир, развитие речи и предметные уроки» для детей с умеренной умственной отсталостью - в 5-В классе.
на тему: «Зимующие птицы.»       Подготовила учитель СКО
Кузнецова Н.В.
Цель: уточнение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:- Расширять объём знаний детей по теме «Зимующие птицы».
- Формировать умение различать птиц по внешнему виду, находить их на картинках, уметь  называть и описывать с помощью учителя.
- Тренировать зрительно-двигательную координацию путём повторения графических действий (штриховка рисунка);
Коррекционно-развивающие:
- коррегировать и развивать устную связную речи по темам «Зима», «Зимующие птицы»
- Развивать мышление, внимание и память.
- Развивать слуховое восприятие.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учёбе, самостоятельность.
 - Воспитывать нравственные качества: доброту, заботливое отношение к зимующим птицам.
- Воспитывать умение работать в команде.
Здоровьесберегающие цели:
смена видов деятельности во время урока;
соблюдение правильности осанки во время урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный.
Приемы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, работа по индивидуальным картам, взаимоконтроль.
Оборудование: картинки – изображения птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, лебедь, ,сорока), индивидуальные картинки «времена года» , карточки названия птиц, картинки-знаки «признаки зимы».
Ход урока.
Оргмомент. 1мин.
Здравствуйте. Оглянитесь, посмотрите, сколько к нам на урок приехало гостей из других школ, которые хотят увидеть как вы работаете на уроке. Давайте покажем, что мы с вами умеем.
-Встаньте прямо, подтянитесь и друг другу улыбнитесь.
У вас хорошее настроение.
Садитесь. Ноги вместе, спинка прямая,
Локти у края.
Наш урок - урок секретов
Сто вопросов - сто ответов
Отвечай по одному и научишься всему.
Активизация субъективного опыта детей.  3 мин.
- Ребята отвечайте поскорей,
 какое сейчас время года? (зима)
- какой зимний месяц у нас в гостях? (февраль)
- давайте с вами вспомним признаки зимы и попробуем изобразить зиму Д\и «Волшебный мешочек» (учащиеся поочередно достают из мешочка картинку с изображением, называют их и вывешивают на магнитной доске)
(солнце светит, но не греет, лежит снег, холодно, голые деревья, ночь длиннее дня, прилетели зимующие птицы, дует ветер, люди одеты тепло, гололед.) (полоски из бумаги для сравнения дня и ночи)
Инд.работа с Алёшей, Д\и «Зима» в конце игры показать картинку с изображением зимы.
Сообщение цели и темы урока. 8мин.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей
Ну-ка, ребята,  вспомни скорей
Как называются птицы все эти! (зимующие)
- закончи предложение: если птицы остаются с нами зимовать, то такие птицы называются ….
  Значит сегодня на уроке , мы с вами будем говорить о зимующих птицах .
Узнаем, как различаются птицы по внешнему виду, будем находить их на картинках, называть и описывать.                              
- Сейчас мы с вами будем узнавать птиц по описанию.(слайд)
Д\и«Узнай по описанию». ( вывешивание картинок на доску).
Непоседа, невеличка, с жёлтым пузиком та птичка. Любит сало и пшениц. Кто узнал её? ... (синица)
Маленький, серенький, шустрый, быстрый, ты чирикай веселей мой хороший (воробей);
Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях. Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт. И гнездится он на крыше наш любимый …  (голубь сизый);
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая, верещунья - белобока, а зовут её… (сорока);
Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.Кто она?(Ворона)
- Ребята, как одним словом назвать эти картинки? Кто это? (это птицы)
- Давайте повторим, каких зимующих птиц мы с вами знаем?
Релаксация «Голоса птиц».
- А вы хотите услышать голоса зимующих птиц? (сядьте удобнее, можно положить голову на руки, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу)
Упражнение на коррекцию памяти (иллюстрации).5мин
Д\И «фотограф»
- Представьте, что вы фотографы и у вас в руках фотоаппарат, вам надо сейчас сфотографировать по порядку птиц, которых я называю. Запомнили? Теперь я убираю фотографии, а вы на столе выкладываете картинки птиц в том порядке, в котором мы их фотографировали
1 - разложить по порядку птиц на память (открываю картинку, дети соотносят правильные ответыПроверяем. Самый лучший фотограф это…..
                     Физкультминутка. «Синица».2мин
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку
Почесала клювом грудку.
И с дорожки улетела,
на  плетень тихонько села.
Д\и «Накорми птиц». 5 мин.
- Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. (картинка кормушки). Кормушка – столовая для птиц.
Сегодня я вам покажу семена, которыми можно кормить птиц.   Это семена от тыквы и кусочки сала несолёного. Их ест синица.
Это гречневая крупа. её ест снегирь.
Это семена подсолнуха. её ест голубь.
Это пшенная крупа. Её ест воробей.
Это хлебные крошки. Их едят все птицы.
Это перловая крупа. Их ест сорока.
-Теперь вы знаете, чем можно накормить птиц когда им голодно.
V. Практическая работа. 5 мин.
1. – ребята я предлагаю вам разукрасить птичку,1 ряд - синичку, 2 ряд - снегиря .(Дети показывают свои работы, прикрепляют к ветке, сравнивают работы, оценивают словами «отлично», «хорошо»)
Показываю слайд – вопросы.
Итог урока.
-Давайте повторим….
-Как называются эти птицы ? (зимующие)
-почему их называют – зимующими? (остаются на зиму)
VII. Рефлексия деятельности.
- ребята, если вам понравился сегодняшний урок и у вас хорошее настроение прикрепите на доску улыбающегося смайлика.
- если урок вам понравился, но вы не всё поняли, у вас есть вопросы, прикрепите грустного смайлика.
    - молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными
     друзьями для всех птиц.
VIII. Домашнее задание.
Ребята. Считается, что февраль самый голодный месяц для птиц. Вам нужно помочь птицам выжить, поэтому по возможности накормите птиц.
Дополнительно по описанию птиц.