Конспект зачетного урока по развитию устной речи 4 класс. Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Конспект зачетного урока
по развитию устной речи
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах
Задачи:
Образовательные – пополнять и закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах; уметь дифференцировать перелетных и зимующих птиц.
Коррекционно-развивающие – развивать мыслительные процессы; расширять словарный запас учащихся; развивать устную речь.
Воспитательные – воспитывать бережное отношение к птицам; эстетическое воспитание; воспитывать интерес к урокам развития речи.
Оборудование: картинки перелетных и зимующих птиц
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Все встали прямо, красиво, спинки выпрямили и тихонечко садитесь. Кто сегодня дежурный?
- Какое сегодня число? месяц? день недели? Какое время года? Какая сегодня погода? Какой это урок? Какой урок по счету?
- Посмотрите, все ли готово к уроку? У всех все есть?
- Тогда мы можем начинать наш урок.
2. Логопедическая работа
- Подуй на свечку - держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи (повторить 34 раза)
- Надуй шар - держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить 34 раза в медленном темпе)
3. Проверка домашнего задания
- Домашним заданием вам было составить предложение с заданными словами по образцу. Все справились с заданием?
- По очереди все будете зачитывать ваши предложения
- Итак, воробей, голубь, журавли, ворона, кукушка, сорока
4. Изучение нового материала
- Ребята, вы теперь уже знаете, что птицы, которые остаются зимовать в России или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими птицами. Мир птиц России очень красочный и разнообразный. В природе России птиц очень много. В лесу, на реке, в поле – кругом живут птицы. Посмотрите, каких только птиц нет, даже птицы России всевозможных цветов и оперений. Необычайное разнообразие красок и оттенков птиц России и мира! И каждая птичка красива по-своему, особенно. Описывать красоту птичьих нарядов можно не только одними красками, но еще и словом. Сейчас я почитаю стихотворения о птицах.
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки –
Синие ковбойки.
(М.Пляцковский)
- Зимующих птиц на территории России много. Есть птицы, которых мы можем наблюдать хоть каждый день, рядом со школой, около кормушек. Но есть птицы, которых увидеть - это необычайное везение – они обитают в основном в лесах. Это, к примеру, глухарь, тетерев, черный ворон, поползень, некоторые виды синиц, клест, сойка и многие другие птицы лесов.
- При наступлении осени можно наблюдать, как некоторые виды птиц собираются в стаи и улетают в теплые края. Такие птицы, которые каждый год перемещаются из мест гнездования в область зимовок и возвращаются обратно, называются перелетными. Многие птицы в летний период размножаются там, где больше корма и меньше хищников, а на зиму улетают в места с более теплым климатом.
- Ребята давайте назовем зимующих птиц (вывешиваются картинки на доску).
- А к перелетным кто относится? (вывешиваются картинки)
- Ребята откройте учебники на стр.106 и найдите картинку. Посмотрите на нее внимательно. И ответьте мне на вопросы.
- Куда дети повесили кормушку?
- Куда насыпали корм?
- Откуда вылетел воробей?
- Куда села синица?
5. Физминутка
- Все встанем и немного отдохнем.
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
6. Закрепление изученного материала
- Рассмотрим изображения птиц на рисунке в учебнике на стр. 108. Вас необходимо запомнить названия этих птиц: голубь, ворона, снегирь, ласточка, галка. Например, в лесу встречаются сова, кукушка, соловьи. А в поле можно увидеть жаворонков и грачей. Некоторые из этих птиц проводят зиму в наших краях. Как называются такие птицы?
- А другие улетают в теплые края, это?
- Перечислите названия перелетных птиц, которых вы знаете
- Перечислите названия зимующих птиц, которых вы знаете
- Как вы думаете, почему некоторым птицам зимой приходится улетать?
- А как проводят зиму птицы, остающиеся у нас?
7. Домашнее задание
- Домашним заданием вам будет написать небольшой рассказ о любой зимующей птице и нарисовать эту птичку.
8. Подведение итогов
- Вам понравился сегодня урок?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
- Что больше всего запомнилось?
- Урок окончен.
15