Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения


Критерий VI. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Показатели Учебный год
2012/13 2013/14 2014/15
6.1. Использование Учителем электронных образовательных ресурсов, электронных учебников
(Приложение 1) Презентация Power Point-
55 % Презентация Power Point-
65 % Презентация Power Point-
70 %
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru15 % Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru20 % Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru25 %
ФЦИОР http://fcior.edu.ru10 % ФЦИОР http://fcior.edu.ru15 % ФЦИОР http://fcior.edu.ru20 %
Раздел College.ru по физике http://college.ru/fizika/15 % Раздел College.ru по физике http://college.ru/fizika/18 % Раздел College.ru по физике http://college.ru/fizika/20 %
Коллекция университета в Колорадо http://phet.colorado.edu15 % Коллекция университета в Колорадо http://phet.colorado.edu17 % Коллекция университета в Колорадо http://phet.colorado.edu18 %
Программа Живая Физика
10 % Программа Живая Физика
15 % Программа Живая Физика
15 %
Физические конструкторы программы «Crocodile Clips»
5 % Физические конструкторы программы «Crocodile Clips»
6 % Физические конструкторы программы «Crocodile Clips»
6 %
Моделирования физических задач в среде Microsoft Excel5 % Моделирования физических задач в среде Microsoft Excel5 % Моделирования физических задач в среде Microsoft Excel5 %
Web-квесты3 % Web-квесты3 % Web-квесты3 %
1С: образование, "Открытая физика"
10 % 1С: образование, "Открытая физика"
15 % 1С: образование, "Открытая физика"
15 %
Виртуальные лабораторные работы по физике
20 % Виртуальные лабораторные работы по физике
25 % Виртуальные лабораторные работы по физике
25 %
«Библиотека электронных пособий: ФИЗИКА. 7-11 класс»
10 % «Библиотека электронных пособий: ФИЗИКА. 7-11 класс»
15 % «Библиотека электронных пособий: ФИЗИКА. 7-11 класс»
15 %
Программа My Test30 % Программа My Test35 % Программа My Test40 %
Открытые модульные системы (ОМС)
10 % Открытые модульные системы (ОМС)
10 % Открытые модульные системы (ОМС)
15 %
onlain-тестирование (для подготовки к ГИА, ЭГЭ)
30 % onlain-тестирование (для подготовки к ГИА, ЭГЭ)
35 % onlain-тестирование (для подготовки к ГИА, ЭГЭ)
40 %
6.2. Разработка ЭОР (Приложение 2) Презентация Power Point по
7 классу - 100% Презентация Power Point по
7 классу - 100% Презентация Power Point по
7 классу - 100%
8 классу - 100% 8 классу - 100% 8 классу - 100%
8 классу - 100% 8 классу - 100% 8 классу - 100%
9 классу - 100% 9 классу - 100% 9 классу - 100%
10 классу - 100% 10 классу - 100% 10 классу - 100%
11 классу - 100% 11 классу - 100% 11 классу - 100%
тесты в программе My Testтесты в программе My Testтесты в программе My Test6.3. Использование электронного обучения (Приложение 3) «Репетитор 1 С», «Открытая физика I», «Живая физика». «Репетитор 1 С», «Открытая физика I», «Живая физика». «Репетитор 1 С», «Открытая физика I», «Живая физика».
6.4. Разнообразие использованных Учителем образовательных технологий и диагностическое обоснование их применения и результативности (Приложение 4) Проблемное обучение Проблемное обучение Проблемное обучение
Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения. Технология разноуровневого обучения.
Технология проектного обучения Технология проектного обучения Технология проектного обучения
Технология исследовательской направленности Технология исследовательской направленности Технология исследовательской направленности
Информационно-коммуникационные технологии Информационно-коммуникационные технологии Информационно-коммуникационные технологии
Технология обучения сотрудничества Технология обучения сотрудничества Технология обучения сотрудничества
Приложение 1
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю цель – развитие индивидуальных способностей учащихся путем создания эффективной системы обучения и воспитания. Считаю необходимым добиваться того, чтобы мои ученики овладели исследовательскими, проектными, информационно-коммуникативными умениями. Сформировать эти умения, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью применения новых методов и элементов различных современных образовательных технологий.
В настоящее время в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету активно внедряю два направления компьютеризации обучения. Первое направление включает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами, овладение компьютерной грамотностью. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемленная часть багажа современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которая дает школа подрастающему поколению.
Второе направление – компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
В зависимости от дидактических целей, специфики темы и формы урока можно выделить такие виды компьютерных программ:

В своей работе, применяю элементы информационного – коммуникационных технологий, позволяющих выйти за рамки учебника и разнообразить учебную и внеурочную деятельность по предмету.
1.Учебные программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, приближенного к программированному обучению с разветвленной программой.
2.Программы – тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, также для самоподготовки обучающихся. Использование этих программ подразумевает, что теоретический материал учащимися уже освоен.
3.Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и тестовыми.
4.Демонстрационные программы – это материалы, предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. Разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). К этому типу можно отнести и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и использование для творческой работы учащихся.
5.Имитационные и моделирующие программы предназначены для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
6.Информационно- справочные материалы необходимы для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам ИНТЕРНЕТА.
7.Мультимедиа – учебники – это комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ. Это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе ряд новых функций , среди которых:
информационная (обеспечение усвоения нового материала);
мотивационная (ярко, необычно представленный материал способствует повышению интереса к предмету);
контролирующая (в разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний в различной форме и разного уровня сложности с нормами оценок);
корректирующая (я как педагог имею возможность отслеживать результаты учащихся , осуществлять обратную связь корректировать свою деятельность с учеником учитывая индивидуальные возможности учащегося).
Использование компьютерных технологий позволяет мне:
дифференцировать и индивидуализировать обучение;
повысит заинтересованность учащихся в изучении предмета;
представить информацию, опираясь на слуховое и зрительное восприятие ребенка, через качественный видео- и аудиоряд в привлекательном для учащихся виде;
увеличить эмоциональную составляющую урока и мероприятия;
сравнительно быстро проводить проверку знаний при полной объективности, обеспечить обратную связь;
свободно пользоваться (через интернет) любой библиотекой. Периодическими изданиями всего мира, т.е. иметь доступ к неограниченной информации, осуществлять быстрый поиск нужной информации;
повысить темп и плотность урока;
сделать обучение и воспитание более творческими;
разнообразить воспитательную работу, сделать проводимые мероприятия более зрелищными, эффективными;
повышать свое профессиональное мастерство.
Активное использование информационно – коммуникационных технологий позволило мне расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. Свой опыт представила на городском заочном конкурсе «Урок нового поколения с поддержкой ИКТ», являюсь «Учителем цифрового века», который применяет в работе современные информационные технологии.
Большую роль в активизации использования новых педагогических технологий сыграли выступления на педагогических советах, методических мостах, на научно-практических конференциях педагогических и руководящих работников по темам «Совершенствование качества образования в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования», «Использование ИКТ на уроках физики», участие во Всероссийской педагогической видеоконференции по темам «Философия экзамена и педагогические технологии», «Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства», опубликован опыт работы в сборнике научных трудов Международной заочной научно- практической конференции по теме «Информационные технологии в школе».
Способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:
компьютерное моделирование;
компьютерные демонстрации;
лабораторно – компьютерный практикум;
решение задач в электронной таблице Excel;
компьютерное тестирование.
Компьютерные демонстрации
Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику. Другим немаловажным обстоятельством является то, что существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, видеопроектора, или комплекса - компьютер плюс телевизор, чтобы начать работать по этой технологии.
Компьютерное моделирование
Компьютерное моделирование является мощным научным направлением, которое разрабатывается уже десятки лет. Применение этой компьютерной технологии на уроке, имеет большое будущее, так как компьютерное моделирование является мощным инструментом познания мира. Применяется как индивидуальная, так и групповая форма создания компьютерных моделей учащимися.
Компьютерное тестирование
В учебном процессе тестирование в той или иной форме использую давно. В традиционной форме тестирование - это чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что в ближайшем будущем, возможно, он станет основным элементом контроля уровня знаний учащихся.
Компьютерный практикум
Эта технология более трудоемка для учителя и требует специальной подготовки. Необходимо наличие компьютерного класса и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль ученика, этот вид занятий необычайно эффективен для его творческого развития. Компьютер здесь рассматривается как средство для решения тех или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, я не отказываюсь и от традиционной формы проведения лабораторной работы. Например, пока одна подгруппа выполняет практикум с использованием виртуальной лаборатории, другая делает такой же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем можно подгруппы поменять местами.
Решение задач в Microsoft Excel
Программа Microsoft Excel очень эффективна в плане экономии учебного времени (быстрота расчетов), а также удобна для графического представления физических процессов, для анализа и сравнения полученных графиков. Такая методика повышает познавательный интерес учащихся, так как, даже те дети, которые не любят решать задачи, в данном случае охотно откликаются на предложенные варианты использования Excel на уроках физики, что в конечном итоге повышает результативность обучения.
Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Компьютеры на уроках физики, прежде всего, позволяют выдвинуть на первый план экспериментальную, исследовательскую деятельность учащихся. Замечательным средством для организации подобной деятельности являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет мне создавать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений и открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию уроков. Следует отметить, что под компьютерными моделями понимаются компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Наибольший интерес у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности.
Приведу в качестве примера несколько видов такой деятельности, опробованные на практике:
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой в 9 классе по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту из коллекции java-апплетов, расположенных по адресу http://www.ngsir.netfirms.com. С помощью этой модели можно детально рассмотреть влияние начального угла бросания на дальность полета тела и последовательно решить ряд задач на данную тему. При начальной высоте платформы равной нулю (т.е. движение тела начинается с поверхности Земли), максимальная дальность полета обеспечивается, как хорошо известно, при угле бросания равном 45. Сложнее определить угол, при котором обеспечивается максимальная дальность полета, в случае, когда начальная координата тела по оси OY отлична от нуля. Использование компьютерной модели помогает учащимся определить, что в такой ситуации искомый угол зависит от высоты платформы, с которой производится бросок тела, и от его начальной скорости. Итогом работы становится вывод формулы, определяющей угол максимальной дальности полета. Я так же предлагаю учащимся самостоятельно решить в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность последующей самостоятельной проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели.

Рис.1 Компьютерная модель для изучения движения тела, брошенного под углом к горизонту из коллекции http://www.ngsir.netfirms.com
Для модели, приведенной на рис.1, задачи которые я предлагаю решить учащимся:
«Установить высоту платформы 0 м и угол бросания 30 к горизонту. Рассчитать начальную скорость тела, при которой дальность полета составит 221 м».
«Установить начальную скорость тела, равную 40 м/с. Определить угол полета тела, при котором дальность полета окажется в 4 раза больше максимальной высоты подъема».
«Рассчитать, при каких углах бросания дальность полета тела, брошенного со скоростью 30 м/с, окажется равной 60 м».
Урок компьютерных лабораторных работ в 10 классе «Определение начальной скорости и ускорения тела, скользящего по наклонной плоскости». Компьютерные модели позволяют проводить «мобильные» лабораторные работы, временные затраты на выполнение которых сводятся к минимуму. Естественно, что такие лабораторные работы не должны заменять обычные работы с использованием реальных, а не виртуальных приборов и измерительных инструментов. Как показывает практика, даже хорошо успевающие учащиеся теряются, когда перед ними ставится задача практического использования полученных знаний. На рис.2 показана компьютерная модель, с помощью которой можно определить начальную скорость и ускорение тела, скользящего по наклонной плоскости.

Рис.2 Компьютерная модель движения тела по наклонной плоскости.
Урок-исследование в 11 классе по теме «Фотоэффект». Учащимся предлагается самостоятельно провести исследование зависимости фототока от частоты падающего света, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» или коллекция по адресу http://phet.colorado.edu университета в Колорадо позволяет буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Я в этом случае являюсь лишь помощником в творческом овладении знаниями.

Рис.3 Модель для изучения фотоэффекта из коллекции университета Колорадо http://phet.colorado.edu
Отдельное место занимают физические конструкторы. С помощью физических конструкторов можно моделировать те или иные физические явления самостоятельно, задавая параметры этой модели.
Так, компьютерная проектная среда Живая Физика предоставляет возможности для интерактивного моделирования движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. В комплект входит сборник компьютерных экспериментов в формате Живая Физика (виртуальная физическая лаборатория) по различным темам ("Закон сохранения энергии", "Закон сохранения импульса" и т.п.).
Программа Живая Физика позволяет изучать школьный ,усваивать основные физические концепции и сделать более наглядными абстрактные идеи и теоретические построения (такие как, например, напряженность электростатического или магнитного поля). При этом нет необходимости использовать сложное в налаживании, громоздкое, дорогостоящее, а иногда даже опасное оборудование.

Рис.4. Модель, разработанная в программе «Живая физика».
Так же на уроках физики я использую физические конструкторы программы «Crocodile Clips». «Crocodile Clips» является очень красивым и удобным конструктором для сборки электрических цепей. С помощью этого конструктора мои учащиеся с удовольствием решают различного рода задачи на составление и расчет цепей постоянного тока.

Рис.5 Электрическая цепь, собранная с помощью программы Crocodile ClipsДля эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием компьютерных моделей готовлю индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности.
Эти материалы могут содержать следующие виды заданий:
1.Ознакомительное задание. (Назначение модели, управление экспериментом, задания и вопросы по управлению моделью).
2.Компьютерные эксперименты. (Провести простые эксперименты по данной модели по предложенному плану, вопросы к ним и результаты измерений).
3.Экспериментальное задание. (Спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов).
4.Тестовые задания. (Выбрать правильный ответ, используя модель)
5.Исследовательское задание. (Провести эксперимент, доказывающий некоторую предложенную закономерность, или опровергающий её; самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом).
6. Творческое задание. (Придумать задачу, решить её, поставить эксперимент для проверки полученных ответов).
Существуют большие возможности моделирования физических задач в среде Microsoft Excel. Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую, но этого и не требуется. Не секрет, что учащиеся с огромным удовольствием и старанием выполняют практические, экспериментальные и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами. Так, в 9 классе при изучении математического маятника, сначала выполняем лабораторную работу «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины», а затем проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Разность значений, полученных при реальном и компьютерном эксперименте, позволяет говорить о погрешностях измерения не как об отвлечённых математических величинах, а как об обязательном факторе проведения реального компьютерного эксперимента.
В компьютерной модели «Превращение энергии при колебаниях» (тема, рассматриваемая в 9 и 10 классах) графически показано соотношение между потенциальной и кинетической энергией в любой момент времени. В компьютерном эксперименте можно изменять массу тела, совершающего колебательные движения, жёсткость и полную энергию системы. И здесь опять открываются широкие возможности по совершенствованию структуры урока: возможность проведения урока с классами разных ступеней обучения.
В 10 классе при изучении темы «Изопроцессы» компьютерные модели позволяют моделировать процессы сжатия и расширения идеального газа при фиксированном значении одного из параметров: давления, температуры, объёма. При этом на графике, приведённом рядом с анимационной моделью процесса, наблюдается изменение двух остальных параметров и, следовательно, внешнего вида самого графика. Тут же выводится энергетическая диаграмма, и учащиеся могут видеть, как изменяются количество теплоты, произведённая работа и внутренняя энергия данного процесса. Идёт практическая проверка первого закона термодинамики. Данные модели изопроцессов я также использую при проведении зачётов после завершения темы.
При решении расчётных задач, особенно в старших классах, практикую применение Microsoft Excel. Использование электронных таблиц позволяет отвлечься от рутинных расчётов, даёт возможность обрабатывать большое количество данных, строить графики и диаграммы для глубокого понимания процесса анализировать суть явлений. Например, при изучении темы «Гравитационные явления» в 9 классе при решении задач предлагаю школьникам, используя возможности программы Excel, решить такую задачу: определить первую космическую скорость для всех планет Солнечной системы, зная их радиусы и ускорение свободного падения на них, построить графики зависимости и проанализировать их. Затем, используя полученные результаты, решить следующую задачу.

Рис.6. Решение задач «Движение искусственных спутников»
Приложение 2
Мною разработаны мультимедийные презентации по различным темам, выполненные с помощью программ Power Point из пакета Microsoft Offis, Notebook средств Smart Board.
Предмет Класс Тема презентаций
физика 7 «Что изучает физика»,
«Физические величины и их измерения», «Строение вещества», «Диффузия», «Механическое движение», «Скорость. Единицы скорости», «Инерция», «Плотность вещества», «Сила», «Давление», «Закон Паскаля», «Атмосферное давление» , «Манометры», «Архимедова сила», «Плавание тел», «Механическая работа», «Мощность» и т.д.
8 «Тепловое движение. Температура», «Внутренняя энергия и способы ее изменения», «Виды теплопередачи», «Количество теплоты. Удельная теплоемкость.», «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.», «Агрегатные состояния вещества», «Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания», «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.», «Кипение.», Влажность воздуха и ее измерение», «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов», «Электрический ток. Источники электрического тока» и т.д.
9 «Материальная точка. Система отсчета», «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение», «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости», «Первый закон Ньютона», «Второй закон Ньютона», «Третий закон Ньютона», «Свободное падение тел», «Закон всемирного тяготения», «Импульс тела. Закон сохранения импульса», «Колебательное движение. Колебательные системы», «Механические волны.» и т.д.
10 «Центростремительное ускорение», «Вес. Невесомость. Перегрузка», «Первая космическая скорость», «Условия равновесия тел», «Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ)», «Изотермический процесс», «Изобарный и изохорный процессы», «Уравнение Клапейрона–Менделеева», «Первый закон термодинамики», «Кристаллические и аморфные тела», «Смачивание. Капиллярные явления», «Закон Кулона», «Напряжённость электрического поля», «Закон Ома», «Работа и мощность электрического тока» и т.д.
11 «Сила Ампера», «Сила Лоренца», «Магнитные свойства вещества». «Опыты Фарадея. Правило Ленца», «Закон электромагнитной индукции», «Самоиндукция”. «Механические колебания», «Скорость света. Закон отражения света», «Закон преломления света», «Линзы”, «Дисперсия света. Виды спектров», «Радиоактивность», «Ядерные реакции», «Деление ядер урана», «Термоядерные реакции» и т.д.
Примеры некоторых презентаций, которые я использую на уроке можно посмотреть на http://nsportal.ru/node/73493, http://nsportal.ru/node/73497.




Проверка знаний, умений и навыков является, бесспорно, важным элементом любого учебного процесса. В своей работе использую различные подходы к контролю за знаниями: иногда отвожу ему большую часть урока, применяя различные способы и формы проверки, в другой раз провожу фронтальный опрос или контрольную работу. Для систематической, глубокой проверки знаний учащихся большую помощь оказывает компьютер. Он позволяет сократить затраты времени на проверку. Современные электронные учебники предоставляют мне, как учителю большой выбор различных видов тестовых заданий и задач для проверки знаний. При такой форме контроля исключается возможность субъективной оценки, так как отметку выставляет «бесстрастный» компьютер. Немаловажным является тот факт, что ученик работает в удобном для него ритме. Предпочитаю использовать не только готовые формы контроля, но и разрабатывать их сама. Сегодня разработано достаточно много оболочек, которые учитель заполняет вопросами по своему желанию. Для этого используется бесплатная программа MyTest и Response System. В школе установлена сетевая версия данной программы. Она позволяет раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров, тестируемых и анализировать их в удобном виде.
Система опроса Response System.

Мною были составлены контрольно – измерительных материалы для учащихся 7, 8, 9, 10, 11 классов с помощью программы для создания тестов My Test.

Эта программа позволяет составлять несложные тесты для промежуточного контроля знаний учащихся буквально за считанные минуты. При изучении темы «Механические колебания» предлагаю тест, разработанный в программе MyTest, содержащий 10 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответов, в том числе, только 1 верный. После прохождения теста результаты заносятся в текстовый документ. Накопленные результаты тестирования позволяют мне вести мониторинг освоения программного материала, спланировать индивидуальную работу с учащимися.
Так же проверку знаний, умений и навыков провожу с помощью системы опроса, в которой вопросы выводятся на экран компьютера, ответы производятся с помощью нажатия нужных кнопок на пультах. В качестве экрана использую мультимедиа-проектор.

Преимущества данной формы тестирования заключается в том, что:
учитель может не следить за учениками: степень самостоятельности определяет компьютер;
можно одновременно тестировать большое количество детей;
в результате получаем точный и объективный анализ данных;
возрастает мотивация учеников к самостоятельной деятельности.
С тестами можно ознакомиться на сайте http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/3927018/Приложение 3
Для развития познавательного интереса и лучшего усвоения материала мною на уроках физики применяется серия электронных учебников:
«Живая физика». Компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов. Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения. В ней легко и быстро «создаются» схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются самим пользователем в удобном редакторе среды. Программа позволяет «оживить» эксперименты и иллюстрации. К задачам курса физики, разработать новый методический материал, помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу. Методическое сопровождение программы содержит несколько десятков готовых физических задач и моделей экспериментальных установок.

«Репетитор 1С». Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

«Открытая физика I». Новое поколение программы, в котором используется интерфейс Netscape. Содержит сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.  

Приложение 4
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю цель – развитие индивидуальных способностей учащихся путем создания эффективной системы обучения и воспитания. Считаю необходимым добиваться того, чтобы мои ученики овладели исследовательскими, проектными, информационно-коммуникативными умениями. Сформировать эти умения, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью применения новых методов и элементов различных современных образовательных технологий.
Сейчас требования изменились: на смену ученику, получившего определенную систему знаний, умений и навыков школа должна сформировать человека способного активно и творчески мыслить и действовать, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться.
Образовательные технологии, позволяющие мне обеспечить высокое качество организации образовательного процесса.
Учебный год Технология проблемное обучение Технология разноуровневого обучение Технология проектного обучения Технология исследовательской направленности Информационно- коммуникационные технологии Система инновационной оценки «портфолио» Технология обучение сотрудничествеЗдоровьесберегающая технология
2012-2013 + + + + + + + +
2013-2014 + + + + + + + +
2014-2015 + + + + + + + +
Образовательные технологии и их результативность.
Технологии Результат использования Перспективное развитие обучения
Проблемное обучение. Всестороннее гармоничное развитие школьника. Формирование Я-концепции личности учащегося.
Технология разноуровневого обучения. Дифференцированный подход в обучении. Повышение качества обученности.
Технология проектного обучения Выход проектов за рамки учебного предметного содержания, переход на уровень социально-значимых результатов. Выступления на городских и Всероссийских конкурсах исследовательских проектов.
Технология исследовательской направленности Развитие исследовательских навыков в процессе обучения. Выступления учащихся на конференциях различного уровня.
Информационно-коммуникационные технологии Интенсификация процесса обучения, повышение мотивации к учебе, развитие информационной культуры учащихся. Продолжить конструирование урока с использованием ИКТ средств, развитие навыков работы с информацией.
Система инновационной оценки «портфолио» Получение инструмента самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Формирование индивидуального маршрута, в том числе для одаренных детей.
Технология обучение сотрудничествеФормирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Формирование коммуникативных навыков и культуры общения.
Здоровьесберегающая технология Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения Повышение качества обученности, усиление здоровьесберегающего аспекта обучения.
Одним из главных средств достижения цели является системно-деятельностный подход. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании я использую технологию проблемного обучения.
Важный и ответственный этап проблемного обучения – создание проблемной ситуации. Главным средством для этого служат проблемные вопросы, однако, на уроках физики с этой целью можно использовать демонстрационный и мысленный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и т.д. Для успешной постановки проблемы, она должна содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызвать чувство удивления при сопоставлении нового с неизвестным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков. Проблемный вопрос должен содержать противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т. е. искать закономерность. Так, например: “Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?” будет проблемным, а вопрос: “Почему тела плавают?” будет информационным, поскольку он требует для ответа лишь знаний.
Таким образом, я считаю, что создание проблемных ситуаций на уроках, делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.
Ф – Г – М – Э (факты – гипотеза – модель – эксперимент)
Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы дает возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.
Для этого использую разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели.
Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).
В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. «Метод проектов» использую как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. В своей работе я использую несколько типов проектов: исследовательские, учебные, социальные, индивидуальные и групповые. Применение в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению предмета. Свой опыт работы я представила на сайте http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/888863/
Являюсь участником областного фестиваля проектов «Успешный учитель - успешный ученик».
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания. Исследовательская деятельность школьников может быть организована на уроках и во внеурочной деятельности, на факультативных и групповых занятиях. На уроках – это урок-исследование, урок-лаборатория, урок-изобретательства, урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательского проекта и др. Пользуясь ресурсами сети Интернет, организовываю исследовательские и творческие проекты, участвуем в региональных, всероссийских и международных проектах, конкурсных олимпиадах, даю опережающие задания, организовываю самостоятельную работу учащихся. Свой опыт работы я представила на сайте http://www.proshkolu.ru/user/Olg40/file/888879/Одним из результатов своей работы в этом направлении, считаю победы моих учеников в городских научно-практических конференциях «День науки» по теме «Исследование свойств глаза и создание программы корректировки зрения с помощью специальных упражнений» (Джимилева Ольга -2 место), 73-ая студенческая научно-техническая конференция БАМиЖт – филиала ДВГУПС (1 место, 2 место ).
При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении темы. Например, электромагнитного поля, о последствиях этого влияния и о мерах предосторожности. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле. Опыт своей работы я представила на городских педагогических чтениях «Здоровьесберегающая среда в режиме школьного дня» по теме «Создание здоровьесберегающей среды на уроках физики», участие в областном конкурсе «Внимание:энергия», проводимый ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».
От того, как будет организовано занятие, насколько правильно учителем будет вложено в содержание понятий “развитие творческих способностей”, “развитие мышления”, “формирование мировоззрения”, зависит выбор учащегося будущей профессии и здоровья обучающихся.
Обучение в сотрудничестве является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения. Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.
Группы я составляю следующим образом:
из обучающегося, имеющего высокий уровень интеллектуального развития, обучающихся с недостаточным уровнем компетенции в изучаемом предмете и обучающегося с низким уровнем познавательной активности.
из обучающихся одинакового уровня обученности.
на основе пожеланий самих обучающихся: по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям. Плюсы такого вида работы:
повышается учебная и познавательная мотивация учащихся, они стараются занять место лидера в паре и перейти в группу более высокого уровня подготовленности;
снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, все учащиеся в парах справляются с предложенным заданием;
обученность повышается, т.к. каждый ученик старается наиболее грамотно выполнить задание, вовремя устранить пробелы;
в паре происходит взаимообучение, каждый вносит вклад в общую работу, помогает ликвидировать пробелы;
развиваются коммуникативные навыки, умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
улучшается психологический климат в классе, учащиеся свободны в выяснении затруднений, у товарища легче спросить, чем у учителя, развивается толерантность;
каждый ученик на уроке получает оценку, старается более качественно подготовится к уроку;
развивается умение правильно оценивать себя и одноклассников, анализировать процесс работы, формируются первые педагогические умения.
Опыт своей работы был представлен на методическом мосте «Владение современными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога», участвовала в Международном открытом уроке по теме «Работа в разноуровневых группах».
Включение мною в процесс обновления как содержания, так и в процесс обновления используемых приемов, методов, технологий обучения диктуется временем, когда все больше увеличивающийся поток информации качественно меняет общество, а социальный заказ сегодняшняя школа выполняет неэффективно.
Президентская инициатива по созданию современной модели образования трансформировалась в национальный проект «Наша новая школа», реализация которого требует от учителя именно использования продуктивных образовательных технологий, что позволяет обеспечивать мотивацию к изучению предмета.
Педагогика сотрудничества - один из способов учета возрастных и психологических аспектов личности ученика. Это в свою очередь дает возможность учителю использовать личностно ориентированный подход при обучении физике, благодаря которому стало возможным использование перечисленных выше педагогических технологий, методов и приемов активизации познавательной деятельности, что обеспечивает оптимальный уровень сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУН) по данным предметам.
Уровень сформированности ОУУН по физике в выпускных классах .Учебный год Умения Высокий Средний Низкий
2012-2013 Учебно-организационные
20% 64,5% 15,5%
Учебно- коммуникативные 27,5% 55% 17,5%
Учебно-интеллектуальные 40% 45% 15%
Учебно-информационные
32% 45% 10%
2013-2014 Учебно-организационные
35% 55% 10%
Учебно- коммуникативные 30% 58% 12%
Учебно-интеллектуальные 44% 46% 10%
Учебно-информационные
35% 43% 7%
2014-2015 Учебно-организационные
45% 55% 5%
Учебно- коммуникативные 34% 60% 6%
Учебно-интеллектуальные 50% 48% 2%
Учебно-информационные
39% 42% 5%
Данные таблицы и диаграммы подтверждаются психолого- педагогическим исследованием, проведенным в 11 классе с целью определения уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУН ) по методике А. А. Реана;
- высокий уровень ОУУН является достаточным доказательством обоснованности, уместности и результативности использования современных технологий.