Рабочая программа по культуре народов Республики Саха (Якутия) (10 класс)


МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
МР «Верхневилюйский улус (район)»
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ____
Руководитель МО
_________________
от «___» ____________2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по УР
_____________/ Санникова С.П./
от «___» ____________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
__________ /Кардашевский С.Н./
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Культура народов РС (Я)»
10 «А» класс
в неделю 1 ч, количество часов в год 35 ч.
на 2016-2017 учебный год

Учитель: Иванов Дьулустаан Спиридонович,
учитель культуры народов РС (Я)
Педагогический стаж: 2 год
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)» в основных школах предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, определенных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года
Структура документа
Рабочая программа по представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, критерии оценки знаний , умений и навыков обучающихся, календарно-тематическое планирование
Общая характеристика учебного предмета
Полное среднее общее образование – третья ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели курса
Изучение курса «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)» в основных школах направлено на достижение следующих целей:
• Приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре
народов , населяющих территорию Республики Саха ( Якутия ), к их традициям ,
обычаям ;
• Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам , к их труду ,
языку .
• Укрепление открытых , доброжелательных , дружеских отношений между людьми
разных национальностей .
Задачи :
• Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха
(Якутия ), их бытом , духовной и материальной культурой ;
• Формировать ценностное отношение школьников к национальной культуре ;
• Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и
навыки ;
• Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся ;
• Воспитывать патриотические , нравственные , эстетические чувства у школьников ;
• Прививать интерес к истории культуре предков , потребность изучать культуру
коренных народов .
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план РС(Я) дляобразовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия)», из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории Якутии на базовом уровне обучающийся должен:
Знать, понимать:
Основные факты, процессы и явления, имена. Характеризующие целостность истории Якутии;
Периодизацию основных событий, фактов;
Современные версии и трактовки важнейших проблем истории Якутии;
Особенности исторического пути Якутии, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
Критически анализировать источник исторической информации(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
Представлять результаты изучения исторического материалов форме конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
Использования знаний. Умений. Навыков по истории Якутии в повседневной жизни;
Соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
Осознания себя как представителя многонациональной республики.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Проверка и оценка знаний и умений обучающихся
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. Приоценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретически м обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
Полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число ихарактер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. К ним можно отнести оговорки. Описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся.
Оценка устного ответа
Отметка «5»
- ответ полный правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»
- ответ полный и правильный на основании изученного материала;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две- три несущественные ошибки, исправленные по требовании учителя.
Отметка «3»
- ответ полный , но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный. Несвязный.
Отметка «2»
- при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5»,»4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять полученные знания.Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:
Оценка Степень выполнения заданий
2 Выполнено не менее 30% предложенных заданий
3 Выполнено не менее 60% предложенных заданий
4 Выполнено не менее 80% предложенных заданий
5 Выполнено все предложенные задания
Содержание:
Раздел 1. Присоединение Якутии к России
Типологизация культур.
Первобытное общество на территории Якутии.
Происхождение народа саха.
Народы Якутии в эпоху Тыгына.
Колонизация Якутии.
Географические открытия русских.
Якутский тойонат.
Общая характеристика присоединения Якутии к России.
Раздел 2. Якутия в составе России в 18 веке
Аграрные и ясачные реформы.
Христианизация Якутии.
Распространение земледелия.
1 и 2 камчатская экспедиция.
Культура народов Якутии в ХVIII.
Государственное управление и хозяйство Якутов.
Раздел 3. Якутская область в 1-й половине 19 века
Степная дума – первый опыт якутского самоуправления.
На службе Отечеству. Декабристы в якутской ссылке..Классная система землепользования.
Аграрные отношения и скотоводство.
Ленские золотые прииски.
Политические ссыльные в Якутии.
К.Г. Нестерев – Урсик- первый якутский революционер.
Научное изучение Якутии.
Культура Якутии в 19 в.. Раздел 4. Якутия в начале 20 века
Социально – экономическое положение Якутии.
Развитие торгового капитала. «Романовка» - вооруженный протест якутских политссыльных.
Революция 1905, 1917гг в Якутии.
Ленский расстрел.
Якутская интеллигенция.
Инородческий съезд 1912 г.
Февральская революция 1917 года в Якутии.
Проблемы экологии и охрана окружающей среды.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней школе
В результате изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета«Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
-самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России -учебной,художественной,научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразияи т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство, диаспора); синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство (на примере экстремальных условий Севера и т.д.)
- умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Список используемой литературы
Учебно-методический комплекс:
1«Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия).
2. Хрестоматия для учащихся 5-9-х классов русскоязычных школ /Сост.Т.И.Петрова, В.Р.Шишигина.-Я.,1992»,
3. Якутский фольклор Хрестоматия для учащихся 5-9-х кл русскоязычных школ/Сост. А.Е.Захарова.- Я.,1993»,
4«Фольклор народов Крайнего Севера Хрестоматия для учащихся 5-9-х кл русскоязычных школ./Сост. Ж.К.Лебедева.-Я.,1993»
5. «Якутская литература. Хрестоматия для учащихся 5-7-хклассов русскоязычных школ/Сост. П.В.Максимова.-Я.,1994».
6. Национальная культура коренных народов Республики Саха (Я). Пособие для учителя. / Сост. В.И. Хатылаева. – Якутск, 1994;
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Электронные учебники.
Видеофильмы, соответствующие тематике.
- электронные учебные пособия Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П. «Өбүгэ олоҕунутума» («Жизненный уклад предков»), Иванова А.В. «Якутия многонациональная»;
- DVD-диски «Образы народов Российской империи 60-х годов XIX века (из фотоархива Российского этнографического музея)»; «Первая этнографическая выставка России 1867 г.»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы (www.depnar.ru; www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал SakhaNews; www.vikipedia.orgwww.identity2010.ruи др.), тематически связанные с содержанием предмета.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоматериалы
Видеофильмы
Слайды - «Оҕо сааһым түһүлгэтэ» Ариадны Винокуровой, Нади Дмитриевой;
- «Эхо тундры и тайги» М. Дуткина;
- этнической музыки «Семья народов»: Кангар-оолОндар (Республика Тыва), ансамбль «Родничок» (Красноярский край), ансамбль «Этиген» (Бурятский автономный округ), ансамбль «Хан-Сын» (Республика Хакасия) и др.Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер.
Слайд-проектор. Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков.
С диагональю не менее 72 см.
Оборудование
Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Календарно-тематическое планирование
№ п/п № урока Название темы Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Формы контроля Домашнее задание Кол-во
Часов Дата
По плану По факту
1 четверть, 9 уроков
1 1 Типологизация культур Историческая (каменный век, медный век, бронзовый век, железный век); цивилизационная; линейная (доисторическая эпоха, исторический период, мировая история); современная типология (традиционная, модернизированная культура; восточный тип, западный тип культуры) и др.Характеристика понятия «типология культур».
Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
Ответить на вопросы 1,3,4 1 2.09 2 2 Первобытное общество на территории Якутии Якутия в каменном веке. Гипотеза Диринг–Юряха. Надписи на скале Суруктаах-хайа. Эпоха палеометалловЗнать этапы первобытной истории человечества 1-2, ответить на вопросы 1 9.09 3 3 Происхождение народа саха Гипотезы о происхождении народа саха. Ючкурыканы – тюркские предки саха. Знать гипотезы о происхождении саха. Иметь представление о курыканах. Тест 3-4, вопросы 1 16.09 4 4 Народы Якутии в эпоху ТыгынаНароды Якутии в эпоху Тыгына. Родоначальники Тыгын, Легой, Мымак. Хозяцство якутов. Иметь представление о родоначальниках, об укладе жизни якутов Ответы на вопросы 5 1 23.09 5 5 Колонизация Якутии Русские землепроходцы: Петр Бекетов, Иван Галкин. Воин Шахов. Сбор ясака. Социальные конфликты в Якутии Знать о русских первопроходцах. Иметь представление о колонизации Якутии Ответы на вопросы 6 1 30.09 6 6 Географические открытия русских Походы отрядов Дежнева, Атласова, Хабарова. Присоединение Якутии к России. Знать персоналии, кто какие земли осваивал.Значение присоединения Якутии к России. 7-8 1 7.10 7 7 Якутский тойонатПервая и вторая поездка якутов к царюв Москву. «План о якутах» АржаковаЗнать о походахякутов к царю. 9 1 14.10 8 8 Общая характеристика присоединения Якутии к России Воеводы Якутского края в 17 веке Иметь представление о воеводах, и присоединения Якутии к России Вопросы 1,2,3 1 21.10 9 9 Контрольное тестирование Тестирование Проверка ЗУН тестирование Письменная работа 1 28.10 2 четверть, 7 уроков
10 1 Аграрные и ясачные реформы Соболино-лисья система распределения земли. Столкновения с чукчами. Иметь представления распределении земли Беседа по волросам10 1 11.11 11 2 Христианизация Якутии Добровольное принятие православия. Археписков Иннокентий. Протоирей Д.В. Хитров Иметь представление о распространении христианства Готовиться к опросу 11 1 18.11 12 3 Распространение земледелия Первые христиане-хлебопашцы. Первые якуты хлебопашцы Знать первых якутов - хлебопашцев Ответы на вопросы 12 1 25.11 13 4 1 и 2 камчатская экспедиция Экспедиции ВитасаБерингвЯкова ЛинденауЗнать значение экспедиции 13 1 2.12 14 5 Культура народов Якутии в ХVIII Якутский фольклор.Эпос- олонхо. Ысыах.Якутская утварь и олежда. Народы севера. Уметь различать народы севера ответы на вопросы 14 1 9.12 15 6 Государственное управление и хозяйство Якутов Деление Якутской области на округа. Грабеж населения Царскими чиновниками Знать округа Якутии викторина 15 1 16.12 16 7 Контрольное тестирование «Якутия в составе Российской империи в 18 веке» Проверка ЗУН Знать округа Якутии тестирование Письменная работа 1 23.12 3 четверть, 11 уроков
17 1 Степная дума – первый опыт якутского самоуправления Генерал-губернатор М.М. Сперанский. И. Мигалкин – депутат Якутской области Имеет представление о политической жизни того времени Беседа по вопросам 16 1 13.01 18 2 На службе Отечеству. Декабристы в якутской ссылке. Помощь якутян в деле защиты Отечества от Наполеонской армии. Участие якутян в Отечественной войне 1812 г. Декабристы Знать об участии якутянВвОтечественной войне 1812 г. Декабристов Работа по карточкам 17 1 20.01 19 3 Классная система землепользования Классная система землепользования. Василий МанчарыЗнать о тяжелой судьбе В. МанчарыБеседа по вопросам 18 1 27.01 20 4 Аграрные отношения и скотоводство Занятость якутян. Виды жилищ якутов. Кузнечное дело. Знать занятия, виды жилищ якутов, кузнечное дело якутянБеседа по вопросам 19 1 3.02 21 5 Ленские золотые прииски. Находка первого золота. Золотые прииски.яИметь представление о жизни якутов во второй половине 19 в. Ответы на вопросы 20 1 10.02 22 6 Политические ссыльные в Якутии Якутия - место ссылки. Полит ссыльные. Монастырская трагедия Иметь представление о жизни якутов во второй половине 19 в. Ответы на вопросы 21 1 17.02 23 7 К.Г. Нестерев – Урсик- первый якутский революционер Первый якутский революционер в студенческие годы. Организация Неустроева Иметь представление об яркой молодежи Якутии беседа 22-23 1 24.02 24 8 Научное изучение Якутии. Шергинская шахта. Сибиряковская экспедиция. Знать имена исследователей Якутии..Самостоятельная работа 24 1 3.03 25 9 Культура Якутии в 19 в. Образование. Изучение якутского языка. Периодика в Якутии Иметь представление о культуре Якутии вопросы 25 1 10.03 26 10 Социально – экономическое положение Якутии Административное устройство Якутской области в 1899г. Положение бедноты. Национальный состав населения. Иметь представление о социально – экономическом положении Якутии Беседа по вопросам 26 1 17.03 27 11 Тестирование «Якутия во II половине 19 века Тестирование Проверка ЗУН тест Письменная работа 1 24.03 4 четверть, 8 уроков
28 1 Развитие торгового капитала. «Романовка» - вооруженный протест якутских политссыльныхКрупные купцы манныаттаах и Сэрбэкэ. Оймяконский купец Кривошапкин. Протес политссыльныхИметь представление об историческойакртине нач. 19 в. Вопросы 27-28 1 7.04 29 2 Революция 1905, 1917гг в Якутии кружок «Маяк». Забастовка в Якутии. «Союз якутов» Знать о революции Опрос 29 1 14.04 30 3 Ленский расстрел АО «Лензолото». Рабочие приисков. Ленский расстрел Знать события в Ленских приисках Беседа по вопросам 30 1 21.04 31 4 Якутская интеллигенция А.Е. Кулаковский, В.В. Никифоров – основатели якутской литературы. Первый якутский ученый Г.В. Ксенофонтов. Знать якутских интеллигентов Самостоятельнаяработа31 1 28.05 32 5 Инородческий съезд 1912 г. Инородческий съезд 1912 г. Участие якутян в Первой мировой войне Иметь представление об участии якутян в войне опрос 32 1 5.05 33 6 Февральская революция 1917 года в Якутии Свержение царской власти. Деятельность ЯКОБ Знать о Февральском революции в Якутии. Подготовка к контрольной работе 33 1 12.05 34 7 Проблемы экологии и охрана окружающей среды.
Проблемы экологии и окружающей среды Иметь представление об охране окружающей среды Беседа Сочинение на тему «Булчут» 1 19.05 35 8 Контрольная работа Тестирование Проверка ЗУН Тестирование Письменная работа 1 26.05