Рабочая программа по культуре народов Республики Саха (Якутия) (7 класс)
МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
МР «Верхневилюйский улус (район)»
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол № ____
Руководитель МО
_________________
от «___» ____________2016 г. «Согласовано»
Зам. директора по УР
_____________/ Санникова С.П./
от «___» ____________ 2016 г. «Утверждено»
Директор МБОУ «Дюллюкинская СОШ»
__________ /Кардашевский С.Н./
от «___» ____________2016 г.
Рабочая программа
внеаудиторной деятельности
(духовно-нравственное направление)
по учебному предмету «Культура народов РС (Я)»
7 класс
в неделю 1 ч, количество часов в год 35 ч.
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Иванов Дьулустаан Спиридонович,
учитель культуры народов РС (Я)
Педагогический стаж: 2 год
2016
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса.
Республика Саха (Якутия) является субъектом Российской Федерации, где проживает более 120 национальностей. По этническому составу жителей является небольшой моделью нашего государства. Важной особенностью является сохранение национального своеобразия. Особое значение в общеобразовательной школе является развитие и воспитание личности каждого ребенка, знающей культуру своего коренного народа и уважающей культуру других народов, формирование потребности развивать и сохранять культуру и язык коренных народов Республики Саха ( Якутия).
Место учебного курса в учебном плане.
С 1992-1993 учебного года в базовые учебные планы якутской школы с родным языком впервые был введен цикл новых предметов «Якутская культура». В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней общеобразовательной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Учащиеся должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития культур;
культуры каждого народа вне зависимости от численности и проживания;
Основной целью предмета «Национальная культура коренных народов Республики Саха» в основной школе является:
Приобщение обучающихся к материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики Саха, их традициям и обычаям, нравственно-этическим ценностям, т.е. общее развитие, расширение кругозора школьников общеобразовательных школ города.
Формирование интереса детей к национальной культуре, к известным исполнителям, создателям материальных и духовных ценностей народа;
Воспитание подлинного чувства уважения, основанного на знании, понимании и уважении к труду и таланту народа.
Задачи курса:
Формирование основных знаний об этнической культуре своего народа и культуре народов совместного проживания.
Умение соблюдать обычаи и традиции коренного народа, представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Воспитание позитивного отношения к культуре других народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), понимания и сотрудничество с людьми другой культуры, верования и национальной принадлежности.
Развитие умений:
соблюдать традиции коренного народа в повседневной жизни;
ставить приоритеты ценностей ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к окружающим, к себе, к социальному миру;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения как в республике так и в России.
Программа разработана как системный курс, рассчитанный для обучающихся 5-11 классов, и состоит из нескольких разделов:
«Материальная культура народа-саха. Традиционные занятия».
«Духовная культура народа-саха. Представления народа-саха о вселенной».
« Якутский фольклор»
«Современная якутская культура и искусство. Якутский театр»
«Культура народов Севера. Устное народное творчество»
Программа рассчитано на 35 часа (по 1ч в неделю, реализуемых в учебной деятельности). Уроки национальной культуры должны носить практический характер. Программа предусматривает посещение музеев, библиотек, встречи с интересными и талантливыми жителями наслега и улуса. На уроках предусмотрено использование проектной деятельности, позволяющие развивать кругозор каждого ученика. Целью программы « Культура народов Республики Саха(Якутия)» в средней общеобразовательной школе является формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.
Учебно-тематическое планирование
7 класс (35 ч)
Базовые ценности Тематическое планирование Характеристика деятельности
Гражданственность. Человечество. Введение (1 час). Диалог культур Российская Федерация: национальный состав по регионам. Особенности расселения различных народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Российская Федерация как одно из многонациональных государств мира.
Конституция РФ, основные принципы национальной политики.
Понятие нации как политической, гражданской и государственной общности. Документы ООН. Национальное единство на полиэтнической основе.
Исторические события, способствовавшие консолидации народов России в единый российский народ. Вклад русского народа в в создании Российского государства. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
1 раздел. Из истории народов Якутии (8 часов)
Наука. Традиционные российские религии.
Вхождение Якутии в состав Российского государства
Первые путешественники и исследователи северных территорий России. Основание острогов. Сбор ясака, сведения из истории якутского воеводства и казачества. Вхождение Якутии в состав Российского государства.
Основание гг. Якутск, Вилюйск, Жиганск, Олекминск, Верхоянск, Среднеколымск.
Распространение православного христианства.
Старообрядцы.
Ямщикские поселения.
Первые поездки якутских представителей (тойонов) во главе с Мазары Бозековым к царю Федору Алексеевичу в Москву в 1676-1677 гг. Специальная поездка делегации во главе с Алексеем Аржаковым в Санкт-Петербург с «Планом о якутах» для представления Екатерине II (1789).
Узнавать из других дополнительных источников о вхождении Якутии в состав Российского государства.
Выступить с сообщением о распространении православного христианства, основании городов.
Наука.
Якутия глазами этнографов. Результаты деятельности политссыльных, научных экспедиций по изучению истории Якутии. Роль представителей коренных народов в научном изучении края. Этнографические экспедиции. Выдающиеся этнографы (Серошевский, Маак, Пекарский) Материалы о культурном достоянии коренных народов Якутиив Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
2 раздел.Материальная культура народов Республики Саха (Якутия) (8 часов)
Наука. Историческое развитие уклада жизни.
Изменения в развитии отраслей животноводства (скотоводство, коневодство, оленеводство, звероводство). Развитие земледельчества, картофелеводчества.
Из истории развития медицины в Якутии. Открытие первых больниц, школ и других учебных заведений
Развитие товарно-денежных отношений. Торговля пушниной, рыбой. Знаменитые купцы-меценаты.
Начало освоения природных ресурсов на территории Якутии. Коллективизация в годы Советской власти. Колхозы и совхозы.
Собирать материал об исторических изменениях в традиционных способах хозяйствования.
Узнавать из дополнительных источников сведения из истории развития медицины в Якутии.
Приводить примеры о народных средствах физического и духовного закаливания.
Узнавать из рассказов учителя, дополнительных источников о начале освоения природных ресурсов на территории Якутии.
Выступить с устным сообщением о колхозах и совхозах родного края.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе историко-культуроведческого материала.
3 раздел. Духовная культура народов Республики Саха (Якутия) (17 часов)
Гражданственность.
Традиционные российские религии. Межкультурная коммуникация. Определение и основные понятия. Типы межкультурной коммуникации на микроуровне (межэтнический, между различными социальными группами, между городскими и сельскими жителями, межрегиональная и др.).
Основные типы межкультурной коммуникации на макроуровнях (этнический, национальный и цивилизационный). Типы этнокультурных контактов. Нация как политическая, гражданская и государственная общность. Европейская, восточная культуры в жизни якутян.
Толерантность как результат межкультурной коммуникации. Основное понятие. Толерантность в межкультурной коммуникации.
Поликультурная (межкультурная) компетенция, понятие и основные аспекты (знание языка, ценностей культуры, норм, стандартов поведения). Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
Искусство.
Театральное искусство в Якутии.
Из истории развития Якутского академического драматического театра им. П. А. Ойунского. Основной репертуар, известные артисты и знаковые события театра.
История создания русского драматического театра им. А.С. Пушкина. Основной репертуар, знаковые события, известные артисты театра.
Национальный театр оперы и балета имени Д.К. Сивцева – СуорунаОмоллоона. Основной репертуар, знаковые события и известные артисты театра. (2 часа).
Театр олонхо.
Государственный театр юмора и сатиры (государственный театр юного зрителя) – воплощение традиций народного юмор, развитие малых театральных форм.
Нюрбинский драматический театр – новые сценические образы, смелые поиски режиссера.
Нерюнгринский театр актера и куклы – сочетание драматических и кукольных спектаклей как возможность широкого творческого самовыражения.
Особенность Государственного национального цирка – самого северного цирка планеты, сочетание традиций российского циркового искусства с национальной культурой народов Якутии.
Театр Олонхо. Понимание, представления изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Извлекать (по заданию учителя) материал из дополнительных источников об артистах современном репертуаре театров.
Сравнивать и различать театры республики по репертуарам, артистам, направлениям.
Выступить с рекламной устной информацией об одном из театров (по группам, выбору).
Обсуждать услышанную информацию в группах.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Искусство Музыкальное искусство Якутии.
Основные направления музыкального искусства республики.
1) Профессиональная музыка. А.В. Скрябин, Ф.Г. Корнилов – музыканты, внесшие значительный вклад в зарождение новых форм музыкального исполнительства, запись и пропаганду народной песни. М.Н.Жирков, З.К. Степанов – первые профессиональные якутские композиторы. Образование в 1968 году Большого симфонического оркестра ТВ и РВ. Вклад первого дирижера Г.М. Кривошапко.
2) Самодеятельное музыкальное творчество. Мелодисты первого поколения: Х. Максимов, З. Винокуров и др. Песенное творчество 60 – 80-х годов: О. Иванова, В.Ноев, А.Алексеев, Г. Шахурдина, А.Варламова и др. Современное самодеятельное творчество. Создание Ассоциации мелодистов РС (Я) (1991).
Выступить с устным сообщением о творчестве известных композиторов республики (по выбору).
Узнавать произведения известных композиторов.
Понимание, представление изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Сравнивать и различать основные направления музыкального искусства народа.
Уметь выражать личностное отношение к музыкальным направлениям.
Искусство Живопись в Якутии.
И.В. Попов – русский живописец, первый профессиональный художник Якутии. Художник-этнограф М.М. Носов, создатель пятитомного атласа образцов якутского народного изобразительного искусства и культуры. С 30-х годов восхождение к высотам живописи первых профессиональных якутских художников П.П. Романова, Г.М. Туралысова. Возникновение Союза советских художников Якутии в 1940 году. Появление плеяды молодых художников в 50-х годах: А. Осипов, М. Лукин, Э.Сивцев, Е. Шапошников, А. Собакин и других. Олонхо в живописи Тимофея Степанова.
Понимание, представления изучаемого объекта как образно-символьной системы.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Различать и узнавать картины художников на основе ранее полученных знаний.
Развитие умения представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения.
Выражать личностное отношение к творческому наследию художников.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Искусство. Библиотека – хранилище истории развития культуры в печатных изданиях.
Библиотеки как хранилища культурных ценностей и национальное достояние народов Республики Саха (Якутии). История создания национальной библиотеки РС (Я).
Основная миссия Национальной библиотеки РС (Я), крупнейшей на северо-востоке Российской Федерации, в сохранении национального культурного наследия.
Городские, районные (улусные) и специализированные библиотеки.
Библиотеки нового типа: семейного чтения, бизнес-библиотеки и др. Сеть библиотек (улусные, школьные). Закон «О библиотечном деле» (1994).
Музеи как хранилища культурных ценностей и национальное достояние народов Республики Саха (Якутии).
Государственные музеи республики:
Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского;
Национальный художественный музей РС (Я);
Якутский государственный литературный музей имени П. Ойунского.
Музеи республиканского значения: Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей хомуса (варгана), Музей мамонта, Музей археологии и этнографии СВФУ, Музей Мерзлотоведения СО РАН (Северного Отделения Российской Академии наук), Арт-галерея «Симэх», Арт-галерея «Ургэл», Черкехский историко-этнографический музейный комплекс, Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба»;
Улусные музеи:Эльгяйский музей природы им Б.Андреева, фольклорно-литературный музей им. С.А. Зверева, Тойбохойский музей им. Бессонова в Сунтарском и др. Подготовить материалы о развитии музейного дела в республике.
Составлять выступления о библиотеках республики, о посещении любимой библиотеки.
Осмысление полученной информации о роли библиотеки в жизни человека.
Пробуждение к работе с новой информацией, интереса к чтению.
Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.
Различать музеи республики по их видам.
Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями.
Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения ставить цели и планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
Искусство Развитие якутского кино.
90-е годы XX столетия – начало зарождения якутского кино. Создание государственной национальной компании «Сахафильм», учреждение Союза кинематографистов РС (Я). Достижения якутских киномотографистов. Подготовить материалы о развитии якутского кино в республике.
Составлять выступления о деятелях кино республики.
Обсудить в группах фильмы якутских режиссеров (тематика по выбору).
Повторениевсего материала (2 часа) Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Развитие умения оценивать качество культуроведческих знаний и умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе
В результате изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета«Культура народов Республики Саха (Якутия)»:
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
признание ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);
-самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметнымирезультатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
- развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения предмета «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России -учебной,художественной,научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразияи т.д.);
анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство, диаспора); синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);
классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России и т.д.);
обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне), и шире (мы – россияне) и т.д.);
доказательство (на примере экстремальных условий Севера и т.д.)
- умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);
- проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа; алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);
- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
Список используемой литературы
УтумЕмельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо М.,1980.
Ксенофотов Г.В. Эллэйада. М., 1977.
Новгородов С.А. Первые шаги якутской письменности. М., 1977.
Якутские народные песни. Ч. П.,1978.
Пухов И.В. Якутский эпос олонхо.// от фольклора к литературе. Якутск, 1981.
Емельянов М.В. Сюжеты якутских олонхо. М., Наука. 1980.
Ершов Г.Хозяин тайги.//Литературная Россия. 1967. 17 ноября. С. 17.
Габышев Н. Ровный свет //Полярная звезда. 1972. №6. С. 111 – 114.
Гринберг И. Заботы и радости молодых // Вопросы литературы. 1979. №3, С. 29 – 31.
Павлов В. Все помнящая земля.// Литературная Россия. 1978. 26 мая. С. 20.
Мартынович М. Волшество познанного мира// Полярная звезда. 1976.№1.С. 114-115.
Винокуров Н. условность в лирике Ивана Гоголева.// Полярная звезда. 1977. №3. С 90-83.
Шестинский О. Обращаясь к фольклору.// Новые горизонты якутской литературы. Я., 1976.С. 104 – 109.
История и культура чукчей. Очерки. Л., 1987.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Электронные учебники.
Видеофильмы, соответствующие тематике.
- электронные учебные пособия Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П. «Өбүгэ олоҕунутума» («Жизненный уклад предков»), Иванова А.В. «Якутия многонациональная»;
- DVD-диски «Образы народов Российской империи 60-х годов XIX века (из фотоархива Российского этнографического музея)»; «Первая этнографическая выставка России 1867 г.»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы (www.depnar.ru; www.sakha.gov.ru/depnarod; Федеральный информационный портал SakhaNews; www.vikipedia.orgwww.identity2010.ruи др.), тематически связанные с содержанием предмета.
Экранно-звуковые пособия
Аудиоматериалы
Видеофильмы
Слайды - «Оҕо сааһым түһүлгэтэ» АриадныВинокуровой, Нади Дмитриевой;
- «Эхо тундры и тайги» М. Дуткина;
- этнической музыки «Семья народов»: Кангар-оолОндар (Республика Тыва), ансамбль «Родничок» (Красноярский край), ансамбль «Этиген» (Бурятский автономный округ), ансамбль «Хан-Сын» (Республика Хакасия) и др.Технические средства обучения
Интерактивная доска
Компьютер.
Слайд-проектор. Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков.
С диагональю не менее 72 см.
Оборудование
Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Игры и игрушки
Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей республики, изучаемых народов.
Настольные развивающие игры. Календарно – тематическое планирование
№ п/п № урока Тема урока
Содержание
Требования к уровню подготовки учащихся Кол-во
Часов Дата
По плану По факту
1 четверть, 8 уроков
1 1 Диалог культур Российская Федерация: национальный состав по регионам. Особенности расселения различных народов, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Российская Федерация как одно из многонациональных государств мира.
Конституция РФ, основные принципы национальной политики.
Понятие нации как политической, гражданской и государственной общности. Документы ООН. Национальное единство на полиэтнической основе.
Исторические события, способствовавшие консолидации народов России в единый российский народ. Вклад русского народа в в создании Российского государства. Развитие умения работать с разными источниками информации об изучаемом объекте культуры (учебной, научно-популярной, справочной, со словарями, атласами, картами.Развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и др.
Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду в целом.
1 7.09 2 2 Роль коня в жизни якутов Закрепление пройденного о божественной роли коня у якутов Иметь представление о божественной роли коня у якутов 1 14.09 3 3 Творчество П.А.ОйунскогоПознакомить с творчеством П.А.ОйунскогоЗнать об П.А.Ойунском1 21.09 4 4 Материальная культура народа саха Познакомить с понятием материальная культура Знать понятие о материальной культуре якутов 1 28.09 5 5 Деревянные изделия якутов Познакомить с деревянным зодчеством Якутии Знать как развивалось деревянное зодчество в Якутии 1 5.10 6 6 Харана куус туhунан ойдобул материалистическай торуттэрэОбщая характеристика Черной силы Знать общее понятие «Харанакуус» 1 12.10 7 7 Якутские постройки Знакомство с якутскими постройками Знать названия якутских построек 1 19.10 8 8 Сырдык куус туhунан ойдобул практическай суолтата: учугэйгэ тардыhыы, санаа кууhэ, эрэл, айыл5аны харыстааhын, бэйэни харыстаныыЗакрепление пройденного о божественном силе Иметь представление о плохом и хорошем отношении к природе и в жизни 1 26.10 2 четверть, 8 уроков
9 1 Тотем туhунан ойдобул. Хотой, эhэ, кыталык, куба уо.д.а. Общая характеристика тотема как символа животных Знать понятие тотем и знание символов и знаков 1 9.11 10 2 Понятия «иччи» Народные поверья Шаманизм у якутов Духовная культура якутского народа Иметь представление о духовной культуре якутов 1 16.11 11 3 Мифы народа саха Мифы .Формирование интереса к мифам якутов. 1 23.11 12 4 Мифы о трёх мирах Мифы Формирование интереса к мифологии 1 30.11 13 5 Проверочная работа «Якутские мифы» Закрепление пройденногоФормирование интереса к якутским мифам 1 7.12 14 6 Обрядовая поззияЗнакомство с обрядовой поэзией якутов Знать о обрядовой поэзии 1 14.12 15 7 Тотемические животные Знакомство с тотемическими животными Знать о Сверхестественныхсуществах1 21.12 16 8 Загадки о снежном человеке Знакомство с загадками о снежном человеке Знать о чучуне1 28.12 3 четверть, 10 уроков
17 1 Обрядовая поэзия Закрепление знаний об обрядовой поэзией якутского народа Знать о обрядовой поэзии 1 18.01 18 2 Понятия о героическом эпосе Героический эпос Знать героические эпосы Якутии 1 25.01 19 3 Сказки бытовые Устное народное творчество Знать якутские сказки 1 1.02 20 4 Саха музыкальнайтеатрын аhыллыыта. Жигижит Батуев «Чурумчуку» балета. Саха чулуубалериналара. Балеты торуттээбитункууhуттэр. Общая характеристика музыкального театра Знать историю музыкального театра 1 8.02 21 5 Саха сиригэр филармония аhыллыыта. Саха сиригэрбастакыНациональнай опера уонна балет театрын аhыллыытаЗнакомство с оперой и балетом Знать историю театров 1 15.02 22 6 «Якутский фолькл0р» Закрепление пройденногоЗнать о якутском фольклоре 1 22.02 23 7 Связь якутской литературы с УНТ Якутская литература и сказки Знать общую характеристику и связь сказки с литературой 1 1.03 24 8 Сергей Васильев «ЭрчимэнБэргэн» Знакомство с произведениями якутских писателей Знать произведения якутских писателей 1 8.03 25 9 Герои олонхоГерои олонхоЗнать героев олонхо1 15.03 26 10 Хотугу культура театр сценатыгар. Хотугуноруоттарайымньыларынсахадраматическайтеатрыгартуруоруу. Семен Курилов «ХандуоуоннаХалерхаа» романа Артисты театра Знать наших знаменитых артистов театра 1 22.03 4 четверть, 9 уроков
27 1 В. Гаврильева «Анна и Айта» Знакомство с произведениями якутских писателей Знать произведения якутских писателей 1 5.04 28 2 Иван Гоголев . Стихотворение Знакомство с произведениями якутских писателей Знать произведения якутских писателей 1 12.04 29 3 Межкультурная коммуникация. Определение и основные понятия. Типы межкультурной коммуникации на микроуровне (межэтнический, между различными социальными группами, между городскими и сельскими жителями, межрегиональная и др.).
Овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом.
1 19.04 30 4 Зачет «Якутская переводная литература» Знакомство с произведениями якутских писателей Знать произведения якутских писателей 1 26.04 31 5 Предания и рассказы о ТыгынеЗнакомство с преданиями о ТыгынеЗнать произведения о якутских героях 1 3.05 32 6 Н.А.Габышев «Олень пропал» Знакомство с произведениями якутских писателей Знать произведения якутских писателей 1 10.05 33 7 НюргунБоотурГерои олонхоЗнать героев олонхо1 17.05 34 8 Хотугухудожниктар: Юрий Спиридонов, Н.КуриловИзвестные художники Знать известных художников 1 24.05 35 9 Годовая контрольная работа Тестирование 1 31.05