Программа по внеурочной деятельности «Театр-Варежка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.
КРУЖОК
Театр «Варежка»
Срок реализации программы-1год
Возраст обучающихся 10-11 летлетАвтор программы: Войченко Ольга Анатольевна.
Пояснительная записка.
« Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у профессиональных артистов.» К.С. Станиславский
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Ведение кружка театр «Варежка» в начальной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
Новые образовательные стандарты предъявляют к учителю более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.
Основные цели :
- приобщение учащихся к театральному искусству;
. -обогащение духовных потребностей ребенка; . -развитие его творческой активности.
Основные задачи :1. Создание условий для процесса личностного самопознания.
2. Формирование партнёрских отношений в коллективе.
3. Создать мотивацию к получению и обработке материала.
4. Воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость.
5. Содействовать позитивной социальной адаптации ребёнка посредством участия в театральной деятельности.
6. Научить детей работать с литературой, костюмами, бутафорией, гримом.
7. Развивать память, речь, воображение, творческое мышление учащихся.
Отличительными особенностями и новизной программы является:- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра, беседа, иллюстрирование, изучение основ сценического мастерства , инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля , посещение спектакля, работа в малых группах, экскурсия, выступление, вокально-хоровая работа; восприятие музыки.
Программа кружка предназначена для детей 10-11 лет и рассчитана на 68 часов. Кружок театр «Варежка» проводится 2 раза в неделю.
Формы организации детского коллектива.
Занятия проводятся коллективные, малыми группами, индивидуальные. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.
Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация.
Большое внимание уделяется работе над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.
2. Учебно-тематический план.
№ Наименование разделов, блоков,темВсего,часКоличество часов Характеристика деятельности обучающихсяаудиторные внеаудитор-
ныеРаздел «Основы театральной культуры» 3 3 - Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
Формирование правильного поведения в театре.
Раздел «Сценическая речь» 7 7 - Дети погружаются в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память).
Раздел «Ритмопластика» 5 5 - Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Раздел «Театральная игра» 19 15 4 Блок «Мы актёры». 12 8 4 Блок «Мы кукловоды».
7 7 - Раздел «Интенсив» 34 - 34 Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Просмотр и обсуждение спектакля. Иллюстрирование.
Выполнение проектной деятельности.
Просмотр спектаклей в театрах края. 6 Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. 6 Изготовление декораций и афиш. 5 Репетиции фрагментов спектакля. 4 Выпуск газеты «Слово о театре…» 9 Работа над проектами. 4 Итого: 68ч 30ч 38ч 3. Содержание программы
Основы театральной культуры.
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Правила поведения в театре.
Сценическая речь
Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Сценическая речь в миниатюрах. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Ритмопластика.
Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации. Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Театральная игра.
Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Импровизация. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.Интенсив.
Просмотр спектаклей в театрах края. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш. Репетиции. Выпуск газеты «Слово о театре…»
4. Предполагаемые результаты:
К концу года занятий ребёнок:
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
5.Формы и виды контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
· текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
· промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;· итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
6..Методические рекомендации:
Коллективные занятия сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства и игра. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребёнку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает игра. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.
Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация.
Большое внимание уделяется работе над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
При работе над постановкой спектакля участники делятся на группы:
солисты, актёры. Все эти малые группы мобильны, имеют сменный состав.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№п\пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество
1.Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)
1
Литература для учителя:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991г. 1
2
Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей. 1
3
Гринер В.А. Ритм в искусстве актёра. Москва, 1992г. 1
4
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя, Москва, 1997. 1
5
Запорожец Т. Логика сценической речи. Москва, 1974. 1
6
Картошкин А.С. Искусство сценического волшебства. Москва, 1993. 1
7
Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Москва, 1992. 1
8
Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Москва, 2001 г. 1
9
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. 1
10
Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2003. 1
1 Литература для ученика:
Сказки С.Я.Маршака
1
2
Сборники скороговорок, чистоговорок и считалок.
1
3
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004. 1
4
Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
1
5 Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005. 1
2. Печатные пособия.
1.
2 Карточки с названиями животных
Карточки с названиями профессий
По количеству учащихся
По количеству учащихся
3.Технические средства обучения.
1
2
3
4
5 Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Музыкальный центр.
Видеодвойка. 1
1
1
1
1
4.Экранно-звуковые пособия.
1
2
3 Диски с записью сказок и постановок
Диски с записью музыки
Мультимедийные презентации на электронных носителях
11
5
10
5. Игры и игрушки.
1
2
3 Перчаточные куклы.
Мягкие игрушки
Куклы для настольного театра
6
5
3
6. Оборудование класса.
1 Ширма для постановки кукольного театра. 1
2 Экран. 1
Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка Театр «Варежка»
(2 часа в неделю)
№п\пТемы занятий. Кол-во часов Дата план. Дата факт.
Раздел «Основы театральной культуры» 3 1 Здравствуй, театр! 1 2 Понятие о театральных профессиях 1 3 Правила поведения в театре 1 Раздел «Сценическая речь» 7 4 Сценическая речь. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата.
1 5 Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ.
1 6 Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1 7 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии.
1 8 Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
1 9 Отличие прозаической речи от поэтической. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
1 10 Игры со словами, развивающие связную образную речь.
1 Раздел «Ритмопластика» 5 11 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. 1 12 Пантомима. Тренировка ритмичности движений. 1 13 Совершенствование осанки и походки. 1 14 Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». 1 15 Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами. 1 Раздел «Театральная игра» 19 Блок «Мы актёры».
12 16 Актёр как материал для режиссёра. Знакомство со сценарием сказки С.Маршака «Кошкин дом» 1 17 Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр. Пробы на роль. 1 18 Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ. Репетиции сцен спектакля. 1 19 Представление сказки С.Маршака «Кошкин дом» 1 20 Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. 1 21 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 1 22 Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1 23 Генеральная репетиция в костюмах с декорациями, с музыкальным сопровождением. 1 24 Представление сказки «Двенадцать месяцев» 1 25 Театр на полянке. Басня Крылова «Квартет». Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. 1 26 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 1 27 Представление басни И.Крылова «Квартет» 1 Блок «Мы кукловоды». 7 28 Театр. История театра кукол. 1 29 Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы .Культура и техника речи. 1 30 Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы. 1 31 Распределение ролей. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. 1 32 Обучение работе над ширмой, за ширмой. Репетиция пьесы. 1 33 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 1 34 Показ пьесы ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся. 1 Раздел «Интенсив» 34 35-40 Просмотр спектаклей в театрах края. 6 41-46 Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. 6 47-51 Изготовление декораций и афиш. 5 52-55 Репетиции фрагментов спектакля. 4 56-64 Выпуск газеты «Слово о театре…» 9 65-68 Работа над проектами. 4