Урок окружающего мира, разработан для учащихся 1 класса. Тема Зимующие птицы.
Тема: Иван III.
Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.
Тип урока: закрепление и приобретение новых знаний, умений и навыков.
Программа: «Школа России»
Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова “Мир вокруг нас. 4 класс” ч. 2.
Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.
Задачи урока:
1. Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; развивать умение работать с текстом; расширить кругозор детей.
2. Развивающие: Развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.3. Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.
4. Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация с видами соборов, башен и стен Кремля, магнитофон, диск с музыкой
Для обучающихся: учебник “Мир вокруг нас” 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение; рабочая тетрадь.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
2.Повторение изученного:
Восстановите фразу:
“Честная смерть лучше позорной жизни”
-Кому принадлежит эта фраза? (Дмитрий Иванович, Донской)
-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским?
-Вкаком великом сражении участвовал Дмитрий Донской?
-Ребята,вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Мы с вами их рассматривали на прошлом уроке и выполнить тестовую работу.
Тест:
1.Дмитрий Донской был:
А) внуком Ивана КалитыБ) сыном Ивана КалитыВ) правнуком Ивана Калиты2.Куликовская битва произошла на реке:
А) Дону
Б) Волге
В) Днепре3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:
А) Чингисхана
Б) Батыя
В) Мамая
4.Богатырь Пересвет был:
А) военным
Б) монахом
В) князем
5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы
А)1240
Б)1242
В)1380
Взаимопроверка:
1-А, 2- А, 3- В, 4- Б, 5- В.
Вывод:
дата событие последствия
1380 Куликовская битва Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.
по окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.
Физминутка (Берегите зрение!)
3. Сообщение темы урока:
Прошло 100 лет. На престол взошел Иван 3, правнук Дмитрия Донского, прозванный Великим. Почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления, вам предстоит доказать, опираясь на полученную информацию.
Рассказ учителя об Иване III.
Слайд 1
Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.
Наталья Кончаловская написала такие строки:
Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань
И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.
Пусты русские амбары были каждою весной.
Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти
И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,
Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.
Пусть отныне снова вольной будет наша сторона»
Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:
«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»
Летописцы в толстых книгах записали в этот год:
«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»
Опираясь на строки:«Мы платили двести лет,Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.». какой мы можем предположить решительный шаг Ивана III? (освободиться от гнета золотой орды).
Слайд2-Презентация о стоянии на реке Угре.
Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.
Тогда Ордынский хан- Ахмат, правивший в тот период, собрал огромное войско и двинулся в русские пределы. Навстречу неприятелю выступила русская рать во главе с Иваном III. Противники встретились на реке Угре в 1480 г. Обе рати встали друг против друга на противоположных берегах реки. Несколько раз пытались ордынцы переправиться через Угру, но всякий раз безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Время шло. Ударили морозы, и река покрылась льдом. Неожиданно хан Ахмат увел свое войско. Такзакончилась зависимость Руси от Орды.
Заполнение таблицы:
дата событие последствия
1380 Куликовская битва Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.
1480 Стояние на реке Угре Московское княжество под руководством Ивана IIIосвободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.
Физминутка:
Потрудились-отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа с картой. (Рассказ сопровождается показом на карте).
Слайд 3
За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.
В 1478 г. к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.
дата событие последствия
1380 Куликовская битва Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.
1480 Стояние на реке Угре Московское княжество под руководством Ивана III освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.
С 1478 Присоединение городов и земель Появление огромной империи, именованной Россией.
Жена Ивана III умерла и великий князь женился на племяннице императора Византии. Иван III сделал гербом России -византийский герб, а себе взял титул – Государь всея Руси.
Слайд 4
Работа по учебнику с.78.
Копилка интересных фактов- К этим временам восходит и история Государственного герба России. На печати Ивана III впервые появился двуглавый орел. На обратной стороне печати был изображен всадник с копьем.
Работа по тетради-с.27,задание №2
- Где вы еще можете встретить изображение всадника с копьем? (на современных деньгах)
Слайд 5
Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.
Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.
Слайд 6
Деревянный, белокаменный, краснокирпичный.
Работа по тетради-с.28, задание №5
Физминутка: (гимнастика для глаз!)
4. Работа с наглядным пособием – картой Кремля
(Беседа сопровождается показом башен).
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль? (для защиты центра города от неприятеля)
- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?(20 башен)
- Для чего они возводились?(каждая башня имела определенную функцию)
Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.
- Давайте мы с вами совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и познакомимся с памятниками архитектуры Московского Кремля.
Работа в группах:
- Сейчас я вам раздам секретные конверты с памятниками архитектуры Московского Кремля. Одна группа ребят будут собирать мозаику (архитектурные здания), а другие ребята будут моими помощниками: историками-экспертами, которым будет предложена информация про памятники архитектуры Московского Кремля. Наши историки прочитают, подготовят эту информацию и затем нам ее осветят.
Работа с учебником с. 76-78.
дата событие последствия
1380 Куликовская битва Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.
1480 Стояние на реке Угре Московское княжество под руководством Ивана 3 освободилось от ига Золотой орды, перестало платить дань.
С 1478 Присоединение городов и земель Появление огромной империи, именованной Россией.
Выводы:
При Иване III произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига
Иван III практически завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы
Расширились торговые связи и появилось новое независимое государство – Россия
Страна сделала огромный скачок в своем развитии и поэтому народ дал Ивану III прозвище «Великий»
5. Итог урока
Что Иван III сделал для Руси?
Какие изменения при нём произошли в Москве?
Как к Русскому государству стали относиться иностранцы?
Что этому способствовало?
Откуда в нашей стране появился новый герб?
РЕФЛЕКСИЯ
6. Домашнее задание:
Рабочая тетрадь- №1,страница 27
Ларец с историями «Иван IV» учебник, страница 79
Подготовила: Васильева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов
29.02.2012 г.