Методологический анализ УТП в России и в Испании
Обучение технике владения мячом
1. Три принципа доступности:
- от простого к сложному;
- от известного к неизвестному;
- от главного к второстепенному.
2. От главного к второстепенному – основополагающий принцип в технической подготовке юных футболистов:
- 7 лет – обучение технике владения мячом в простейших условиях (передача мяча с места, остановка подошвой, удар по неподвижному мячу);
- 8-9 лет – обучение технике владения мячом в эпизодах, свойственных стандартным игровым ситуациям (остановка мяча с уходом, передачи мяча после ведения или после остановки с уходом, удар после ведения и т.д.). В Испанских клубах используется именно такой подход в обучении юных футболистов.
3. Техника владения мячом «удобной» и «неудобной» ногой:
- 7 лет (начальный этап обучения) – для определения у детей «ведущей» ноги отдается предпочтение обучению техникой владения двумя ногами;
- конец начального этапа и далее 8-9 лет – обучение техникой владения «удобной ногой».
До 50% детей в 7-9 лет пытаются действовать «слабой» ногой в стандартных упражнениях. Это касается таких технических приемов, как прием мяча подошвой и бедром, передачи внутренней стороной стопы. 10-15% детей этого возраста способны использовать «слабую» ногу и в ситуативных упражнениях. Но в 7-9 лет нельзя заставлять ребенка выполнять технические действия «слабой» ногой. Хорошо, если у ребенка получается это самопроизвольно, в связи с его индивидуальными способностями, но если тренер заметил серьезные трудности, отрицательную эмоциональную реакцию или искажение механики движения, «давить» на воспитанника не следует. Когда время «слабой» ноги пришло, всегда заметна готовность юного футболиста к обучению. Если этого не происходит, то следует обратить внимание на сильные стороны игрока и развивать то, к чему футболист имеет склонность. Иными словами, лучше совершенствовать сильные стороны, чем подтягивать слабые.
- 11-12 лет – наибольшие сдвиги в точности ударов не ведущей по моторике ногой. Этот период можно считать сенситивным для работы над «слабой» ногой.
Таким образом, при обучениях двигательным действиям необходимо:
- во-первых, ориентироваться на индивидуальные возможности детей в обучении (принцип доступности и индивидуализации);
- во-вторых, доверять своей интуиции, она в разной мере присутствует у каждого человека;
- в-третьих, анализировать то, что проявляется на занятиях, в том числе реакцию учащихся на предлагаемые упражнения.
4. Оптимальная последовательность обучения технике передач и ударов
- внутренняя сторона стопы (передача);
- внутренняя часть подъема (удар);
- средняя часть подъема (удар и передача);
- внешняя часть подъема (передача и удар).
Обучение удару средней частью подъема осуществляется по прыгающему мячу: для детей обучение в движении является более естественным и удобным способом, чем удар средней частью подъема по мячу, находящемуся на земле, то есть в статическом положении, когда для нанесения удара ногу надо неестественно выворачивать. В ПФК «Спортинг» (Испания) на тренировочных занятиях привлекается большее количество тренеров для набрасывания мячей для создания ситуации движения мяча. В России, в основном, обучение удару начинают из статического положения мяча (на земле).
5. Перемещения с мячом. В возрасте 7-10 лет основное внимание следует уделять различным перемещениям с мячом. В игре большинство детей применяют основные технико-тактические приемы, в том числе и сложные, со вполне удовлетворительной надежностью. Быстрый прирост умений наблюдается с 8-10 лет, с общей направленностью на развитие точности и чувства мяча. Если же в данный возрастной период работы не велось, восполнить недостаток этого качества («чувство мяча») очень сложно. Поэтому целесообразно «сдвинуть» этот период в «младшую» сторону, начинать проводить такую работу в возрасте групп начальной подготовки 2 года обучения, то есть в 8-9 лет. В «Спортинге» (Испания) на начальном этапе основное внимание уделяется именно ведению и перемещениям с мячом без нанесения ударов по мячу. В России в этом возрасте уделяется больше внимания прямолинейным ударам, а также стандартному приему «ведение – удар».
6. Целостный метод в обучении технике игры: дети лучше запоминают задания от общего представления к восстановлению отдельных деталей упражнения.
Особенности построения учебно-тренировочного занятия
Разминка (что характерно для зарубежных клубов):
- отсутствие в разминке общеразвивающих упражнений;
- использование упражнений с мячом, а в паузах – упражнения на растяжение (стретчинг)
Общеразвивающие упражнения, необходимые для разогрева мышц и подготовки своего организма к основной работе, а также для проведения более эффективного стретчинга, заменяются упражнениями с мячом. Упражнения с мячом без общеразвивающих упражнений в самом начале тренировочного занятия не приведут к травмам у детей, так как мышечно-связочный аппарат у них достаточно эластичный, а взрослые подсознательно контролируют свои движения.
Таков современный взгляд на процесс разминки в учебно-тренировочном занятии, который успешно используется в зарубежных клубах. Вообще стоит отметить, что, к примеру, испанские клубы, в частности «Спортинг», работают по современным методикам именно российских специалистов, а в Российских футбольных школах предпочитают более традиционный подход в обучении.
2. Сочетание метода строго регламентированного упражнения и ситуационного (игрового).
Предлагается использовать соревновательный метод максимально широко, особенно при работе с группами начальной подготовки. Тренеру желательно выступать в роли судьи. Предъявление красной карточки может означать дисциплинарный штраф не только для конкретного игрока. Индивидуальный промах сразу становится командным. В виде наказания вполне уместно назначение пенальти. Это, конечно, повышает меру ответственности и развивает чувство коллективизма, но при этом присутствует еще и некая психологическая тонкость. Смена ролей «тренер-судья» дает возможность обучающимся снять или значительно уменьшить психологический барьер ошибки и раскрепощает игрока.
Процесс становления техники, разучивание технических приемов с определенной эмоциональной окраской на фоне «эмоционального следа» - тактика тех тренеров, которые хотят воспитать футбольную личность, а не заниматься валовым производством биомеханических машин со стереотипным подбором технических средств.
Игра, игра и еще раз игра. Игровой метод увеличивает скорость выполнения технико-тактических действий, как ничто другое, и является мощным стимулом в развитии умений и навыков. При составлении плана занятия особенно тщательно нужно подбирать финальное, кульминационное игровое упражнение. Его основная цель – закрепить полученные знания в подготовительной и основной частях занятия. Можно вызубрить что угодно с помощью стандартных упражнений, но абсолютно не уметь применять это на практике. Для чего тогда нужна бесконечная «зубрежка»? (В нашем случае это стандартные, а не ситуационные упражнения).
Упражнения со строгой регламентацией. Безусловно, на этапе начального разучивания упражнения со строгой регламентацией необходимы. Особую актуальность они имеют в возрасте 13-14 лет, когда наступает период «шлифования» техники. Становление автоматизированного навыка без их использования в тренировочном процессе невозможно. Естественно, от них отказываться нельзя. Однако процентное соотношение должно быть в пользу ситуационных упражнений, причем с большим перевесом (в программе все наоборот). Также предлагается проводить учебно-тренировочные занятия в виде микроциклов, начиная с самого младшего возраста. Это очень удобно, каждое занятие разное, а это поддерживает к ним интерес.
Эффект «положительного переноса».
Для эффекта «положительного переноса» рекомендуется взаимоувязывать задачи по воспитанию физических качеств с задачами по обучению, применяя метод сопряженного воздействия.
Рекомендуемые сочетания:
А.Воспитание быстроты – обучение ударным действиям.
Б. Воспитание скоростно-силовых качеств – обучение ударным действиям ногами или головой.
В. Воспитание общей ловкости (подвижные игры типа «Салочки», «Борьба за мячи», «Невод», «Регби») – обучение ведению, финтам, дриблингу.
Г. Воспитание общей и специальной ловкости – обучение приему мяча, обучение сложнокоординационным ударам.
Д. Комплексное воспитание двигательных качеств или воспитание общей выносливости - обучение групповым взаимодействиям и передачам мяча.
Е. Воспитание скоростной выносливости – обучение групповым взаимодействиям.
Ж. Обучение передачам мяча – обучение групповым взаимодействиям.
З. Воспитание общей ловкости (подвижные игры типа «Борьба за мяч», «Мяч – капитану») – обучение групповым взаимодействиям или формирование индивидуальной технико-тактической подготовки с преимущественным использованием упражнений по обучению передачам мяча.
4. Заминка.
- восстанавливающая нагрузка на пульсе 90-100 ударов в минуту в течение 3-5 минут способствует более быстрому протеканию восстановительных процессов в организме. Это касается и тренировочного занятия, и игры. Данная методика очень характерна для испанских клубов (например, ФК «Спортинг»). В России применяют мало. Сейчас начали осваивать в ДЮСШ-3 г.Орла в команде 1996 г.р. (тр.В.Е.Григоренко, В.М.Новиков, В.А.Ноздрин);
- после долгой монотонной нагрузки в качестве заминки в течение 3-5 минут можно использовать игровые упражнения и подвижные игры;
- после высокой нагрузки в качестве заминки в течение 3-5 минут рекомендуется бег в медленном темпе и не рекомендуются быстрые соревновательные упражнения.
Планирование тренировочного и соревновательного процесса
Группы начальной подготовки (ГНП) 1 года обучения. Обучение в учебном году проводится на протяжении 35 недель (с сентября по июнь), по 6 учебных часов в неделю (3 тренировочных занятия). Проведение учебных игр и турниров не предусматривается, в виду слабой технико-тактической оснащенности (возможно проведение 2-3 игр в завершающие месяцы учебного года).
Группы начальной подготовки 2 года обучения. Обучение в учебном году проводится на протяжении 36 недель (с сентября по июнь), по 6 учебных часов в неделю (3 тренировочных занятия). В зимние каникулы целесообразно проведение турнира, а также контрольные игры 1 раз в месяц (целесообразно проведение турнира в конце мая начале июня по истечении учебного года.
Группы начальной подготовки 3 года обучения. Недельный цикл состоит из четырех занятий ( 8 академических часов). Тренировочный период рассчитан на 40 недель. Предполагается двухнедельный учебно-тренировочный сбор, соревнования на Первенство Детской футбольной лиги (ДФЛ), турниры во время школьных каникул. В составе недельных микроциклов проводятся две учебные игры в месяц.
(См. Приложение, Таблица 2.).
Предлагается проводить обучение технике в специальных игровых упражнениях и отводить этому не менее 50% времени. Так как в этих упражнениях решается и тактический аспект, его следует выделить как «индивидуальная технико-тактическая подготовка» и рассматривать в разделе по обучению тактики как одну из составляющих. Те стандартные и игровые упражнения, где превалирует технический аспект, относим к обучению технике игры. Конечно, подобное разделение носит достаточно условный характер, так как во всех игровых упражнениях наблюдается эффект сопряженного воздействия. Но в программе (в возрасте 10-12 лет) тактике уделяется всего 10-12% тренировочного времени. И это тогда, кода наблюдается благоприятный период для формирования фактора быстродействия. Его составляющие – быстрота оперативного мышления, скорость приема и переработки информации, переключение внимание – развиваются в игровых ситуациях.
Основные средства для работы по формированию индивидуальной технико-тактической подготовки в группах 1-2 годов обучения – модифицированные подвижнее игры с элементами футбола. Как правило, абсолютное большинство игровых упражнений для ГНП 1-2 гг.о. проводится с большим количеством мячей и в несколько ворот. Это, помимо развивающего эффекта, позволяет устранить фактор скученности на площадке и ведет к более быстрому освоению навыков. По сравнению с традиционными упражнениями увеличивается моторная плотность. Эффективность таких упражнений высока, в игре всегда учишься быстрее, особенно при многочисленных встречах с мячом. На данных этапах подготовки подобные упражнения должны быть основой в обучении.
Задача обучения групповым взаимодействиям в работе с 1-2 гг.о. решается, в основном, посредством разновидности подвижной игры «Борьба за мяч», «Мяч – капитану» и т.д. В игре используется один мяч, но задания могут быть разными.
Пример: подвижная игра «Борьба за мяч» с определенными заданиями.
Задания: 1) выполнить определенное количество передач и получить право на пенальти; 2) выполнить определенное количество передач в зоне соперника с дальнейшим взятием ворот (для 2 и 3 годов обучения); 3) забросить руками или забить мяч в ворота по футбольным правилам после передачи партнера (для 1 и 2 годов обучения), после стенки на третьего (для 3 года обучения). Главное – приучить отдавать решающую передачу свободному игроку или на свободное место.
Теоретическая подготовка. Перед каждым занятием необходимо сообщать учащимся цели и задачи занятия, а также проводить опрос с показательными практическими действиями. Большинство детей 7-8-летнего возраста быстро запоминают и могут сознательно ответить и показать, как надо бить по мячу различными частями подъема и сторонами стопы, из каких элементов состоит ударное действие, что необходимо сделать, чтобы принять мяч. Принцип сознательности и активности должен присутствовать на каждом занятии.
Сенситивные периоды подготовки
Это наиболее благоприятные возрастные периоды развития физических качеств и способностей. Они характеризуются высоким приростом двигательных или иных качеств, на которые осуществляется тренировочное воздействие. Знание временных диапазонов с различными темпами прироста минимизирует временные затраты по воспитанию различных качеств, что положительно отражается на эффективности учебно-тренировочного процесса.
В программах приводятся благоприятные возрастные периоды в развитии качеств. Но часто встречаются противоречия с практикой и научными данными.
Испанцы занимаются развитием физических качеств и способностей исключительно согласно сенситивным периодам:
7-9 лет – быстрота движений и скорость бега
7-11 лет – координация и ловкость
9-10 лет – общая выносливость
8-11 лет – обучение технике (точность и чувство мяча)
10-11 лет – переключение и распределение внимания.
Сравним с научными данными то, что дают в некоторых наших программах на данный момент.
Координация и ловкость – такое разделение чисто условно; под координационными способностями следует понимать способность человека быстро, целесообразно, экономно и наиболее совершенно решать двигательные задачи (Платонов В.Н. «Теория и методика спортивной тренировки», 1984 г.), а это и есть ловкость. Ловкость можно представить и как способность к обучению.
А какими высокими координационными способностями обладают гимнасты 8-10-летнего возраста - мы знаем. Вероятно, спортивная гимнастика – самый сложный вид спорта с точки зрения координации движений. А если, как утверждают авторы многих программ, координация развивается плохо в возрасте 7-11 лет, почему спортивной гимнастикой начинают заниматься в раннем возрасте и добиваются существенных результатов?
По научным данным с 7 до 9 лет у детей существенно улучшаются показатели, характеризующие умение отслеживать движения в пространстве и времени. С другой стороны, мы знаем, что нервные окончания произрастают в мышечные волокна только к 8 годам, что, безусловно, влияет на проявления этого качества.
Выделяют различные проявления ловкости:
способность быстро овладевать новыми двигательными действиями;
умение выполнять сложные координационные движения в стандартных движениях: на специфическом уровне, на неспецифическом уровне;
умение быстро и адекватно выполнять и перестраивать движение в изменяющихся условиях.
Особенности ловкости футболистов в настоящее время изучены недостаточно. Существует мнение о необоснованности выделения сенситивных периодов в развитии этого качества. Однако, на основе изученного, можно обозначить возраста 9-10, 11-12, 13-14 лет как наиболее податливые (благоприятные) для развития координационных способностей или ловкости.
Быстрота. Понятие «быстрота» ассоциируется с понятием «скорость». В футболе принято учитывать 3 скорости: скорость передвижений, скорость работы с мячом, скорость мышления. В данном случае мы имеем дело с быстротой как со скоростью передвижения, выполняющегося в зоне максимальной мощности. Целесообразно понятие «быстрота» разделить на следующие составляющие: «скорость бега» и «быстрота движений». Способность к максимальному проявлению быстроты движений определяется возрастом 7-9 лет.
Максимальный прирост в скорости бега наблюдается не только в 8-9 лет. Есть и второй пик роста этого показателя 12-13 лет.
Скоростно-силовые качества в возрасте 11-12 лет не имеют большего прироста результатов, вряд ли можно считать этот период благоприятным. Это качество характеризуется максимальным проявлением силы в кратчайшее время. В период роста трубчатых костей в длину (11-13 лет) этот показатель консервативен, считается, что из двигательных качеств наименее податлив для развития. Тем не менее благоприятный период для развития все же есть – до начала полового созревания с 8 до 10 лет, есть данные о сенситивном развитии этого качества с 4 до 6 лет. В 14-16 лет, т.е. по окончании пубертатного периода, также наблюдается быстрый прирост этого качества.
Общая выносливость хорошо развивается с 10 до 13 лет, наибольшие же темпы прироста общей выносливости зафиксированы в 8-10 лет и 13-14 лет. А.И.Шамардин отмечает: «Если до полового созревания не уделять должного времени для развития этого качества, во взрослом состоянии достижение хорошего уровня невозможно».
В испанских детских футбольных школах занимаются развитием физических качеств и способностей исключительно согласно сенситивным периодам.
Отбор футболистов
Типы детей по росту.
«А» – растут до 15-16 лет (акселераты)
«В» - растут до 18 лет
«С» - растут до 19-20 лет
Прибавка в росте для детей разных типов: «А» - 5,5см; «В» - 4,5см; «С» - 4,4см.
Перспективность юных спортсменов рассматривается в соответствии с продольной симметрией:
А) левая рука – левая нога – левый глаз прицеливания
Б) правая рука – правая нога – правый глаз прицеливания
Система «наказаний»
Нельзя наказывать детей физической нагрузкой.
Нужно наказывать, лишая удовольствия.
Наказания в виде отжиманий, прыжков и т.д. дети воспринимают как игру, не задумываясь над сутью наказания и не делая никаких выводов.
Отстранив же ребенка на какое-то время от тренировки и лишив его самого дорогого удовольствия в данном возрастном периоде, мы заставляем ребенка задуматься над той ошибкой, которую он допустил и больше ее не совершать.
Отдельные моменты в учебно-тренировочном процессе, приносящие вред футболу и тормозящие рост футбольного мастерства у юных футболистов:
Квадраты (держание мяча). Не решается основная задача – забить гол.
Ограничение касания мяча. Необходимо ограничивать:
а) пространство;
б) время.
3. Преждевременный выход на стандартное футбольное поле:
- дети должны выходить на футбольное поле стандартных размеров не ранее 13 лет. В испанских детских футбольных школах 11х11 играют с 10 лет, но на укороченном футбольном поле.
4. Игра на результат.
Резюме. Эффективность УТП напрямую связана со временем. Его тренерам как бы всегда не хватает. Знание благоприятных периодов в развитии качеств позволяет без спешки и суеты выделить главное и второстепенное на конкретный период времени. Соответственно, по главному направлению будет работать мощная развивающая программа, по второстепенному – программа поддерживающая. Часто тренеры говорят: «Я чувствую, что моей команде не хватает того-то и того-то и буду усиленно этим заниматься». «Я чувствую» - это интуитивное знание и мощная сила. И когда интуиция становится достоянием нашего сознания и облекается в конкретные формы (в данном случае – таблицы), действия приобретают точность и расчет. Практический расчет – это сэкономленное время.
Основанная на знаниях целенаправленная работа и рациональное распределение тренировочного времени – путь к оптимизации УТП.
Таблица №1
Таблица примерных благоприятных периодов для развития
различных качеств в подготовке футболиста
Качества
Возраст, лет
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Составляющие физической подготовки
Быстрота движений
Скорость бега
Скоростно-силовые
Общая выносливость
Скоростная выносливость
Гибкость
Координация – ловкость
Абсолютная сила
Силовая выносливость (динамическая)
Специальная сила
(удар на дальность)
Сила удара по мячу
Составляющие технической подготовленности
Обучение технике (точность, чувствительность)
Обучение технике (точность, быстрота)
Обучение технике (сила, выносливость)
Специальная ловкость
Дифференциация мышечных усилий
Кинестезическая чувствительность
Составляющие тактической подготовки
Быстрота оперативного мышления
Точность оперативного мышления
Объем внимания
Переключение внимания
Распределение внимания
Устойчивость внимания
Сенсомоторная координация
Скорость приема и переработки информации
Реакция прогнозирования
Реакция на движущийся объект
- периоды с малыми темпами прироста;
- периоды с быстрыми темпами роста;
- критические (сенситивные) периоды с высокими или максимальными темпами прироста
Таблица №2
Распределение учебного материала для ГНП в годичном цикле
№
Разделы подготовки
1 год обучения,
7-8 лет
2 год обучения,
8-9 лет
3 год обучения,
9-10 лет
кол-во часов
% от общего кол-ва часов
кол-во часов
% от общего кол-ва часов
кол-во часов
% от общего кол-ва часов
1.
Физическая
75
35
75
32,5
85
25
а) ОФП
63
29
58
25,5
65
19
б) СФП
12
6
17
7
19
6
2.
Техническая
50
23
50
21,5
90
27
3.
Тактическая
65
30
65
28
90
27
а) индивидуальная ТТП
55
25
50
22
60
18
б) обучение групповым взаимодействиям
10
5
15
6
30
9
4.
Игровая практика
6
3
20
9
44
13
а) контрольные игры
6
3
12
5
23
7
б) соревнования
нет
нет
8
3,5
21
6
5.
Теоретическая
12
6
15
7
21
6
6.
Прием нормативов
6
3
6
3
6
2
ВСЕГО часов:
214
100
231
100
336
100