Научная работа Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся.
3
Глава 1. Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся.
1.1. Портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся6
1.2. Основные требования к использованию портфеля достижений обучающегося по ФГОС НОО...................................7
1.3. Изучение опыта деятельности классного руководителя по ведению портфеля достижений школьников в начальном звене...9
Заключение....... 13 Литература ....14
Введение
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.
Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфелем достижений.
Система оценки должна быть дополнена методами, позволяющими получать накопительную оценку, оценивающую суммарный результат совместных усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач. Основным методом накопительной системы оценки в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта является портфель достижений.
Таким образом, руководствуясь актуальностью вышеизложенной проблемы, автором определена цель данной работы: изучить особенности
построения и действия портфеля достижений обучающихся как одной и форм личностных достижений ребенка.
Цель: изучить особенности построения и действия портфеля достижений как одной из форм оценки результатов обучающихся.
Объект: портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся.
Предмет: основные требования к построению и действию портфеля достижений учеников начальных классов.
Задачи:
Характеристика подходов к рассмотрению вопроса о введении портфеля достижений как современного педагогического инструмента сопровождения развития и оценки достижений учащихся.
Изучение требований по формированию и использованию портфеля достижений учащегося начальной школы, обучающегося по ФГОС.
Выявление функциональных обязанностей участников образовательного процесса при ведении портфеля достижений обучающегося.
Предполагаемый результат:
- знания в области решения проблемы формирования и использования портфеля достижений учащегося начальной школы;
- развитие личностных результатов ребенка
- рекомендации классному руководителю по использованию портфеля достижений учащегося начальной школы.
В соответствии с технологией проектировочной деятельности работа была организована в 3 этапа.
Первый этап – подготовительный – осуществлялось погружение в проблему (чтение и подбор информации), планировалась предстоящая работа по проекту.
На втором этапе - практическом - осуществлялась постановка цели, анализировались достигнутые результаты, оформлялись презентация, буклет, разрабатывались рекомендации классному руководителю по использованию портфеля достижений учащегося.
Третий этап – защита проекта на экзамене квалификационном.
Глава 1. Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся
1.1. Портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся.
Портфель достижений - коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, как в рамках школьной жизни, так и за её пределами.
Портфель достижений является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования:
Реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий.
Позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.
Предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфель достижений – это:
Метод получения накопительной оценки.
Современная эффективная форма оценивания.
Оптимальный способ организации накопительной системы оценки.
Портфель достижений это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
Формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфель как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Преимущества как метода оценивания достижений учащихся:
-сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
1.2. Основные требования к использованию портфеля достижений обучающегося по ФГОС НОО.
Педагогу необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
Портфель достижений является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфель достижений позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Он служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Портфель достижений ведётся для поддержания высокой учебной мотивации учащихся и развития навыков рефлексивной и самооценочной деятельности.
В портфелях достижений учеников начальной школы, могут быть различные разделы (характеристика содержания разделов представлена в приложении 1)
Титульный лист
Раздел «Мой мир»
Раздел моя общественная работа
Раздел моё творчество
Раздел мои достижения
Портфели наполняется учеником самостоятельно под руководством родителей, учителей.
Работа с родителями по ведению портфелей проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфелей. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года метапредметные таблицы результатов.
Согласно предложенной структуре ученик может поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
При этом важно, чтобы ученик не просто отбирал какую-нибудь работу, но и мог бы обосновать свой выбор.
Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
Анализ педагогического опыта.
Автором проекта изучен опыт работы образовательного учреждения МКОУ Старо-Тартасской ООШ по ведению портфеля достижений, систематизации школьниками материалов, характеризующих достижения обучающихся в рамках учебной, внеурочной и досуговой деятельности.
Деятельность классных руководителей данного образовательного учреждения по созданию портфеля достижений учащихся определена «Положением о портфеле достижений учащегося начальной школы по ФГОС».
Согласно требованиям данного положения портфель достижений наполняется учениками самостоятельно под руководством родителей, учителей.
Работа с родителями по ведению портфелей проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфелей.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года метапредметные таблицы результатов.
Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Педагог отмечает, что портфель достижений детьми ведется с большим желанием, постоянно пополняется творческими работами, новыми достижениями. Ребята заинтересованы в создании различных проектов.
На втором – практическом этапе исследования, автор проекта включился в работу со школьниками 3 класса по использованию портфелей достижений, выполнены следующие воспитательные действия:
- проведен классный час, где третьеклассники ознакомлены с понятием «портфель достижений», замотивированы на создании собственного персонального портфеля достижений. Совместно с детьми был определены разделы, включенные в содержание портфеля достижений:
1. Личные данные ученика:
- ИФО,дата рождение;
- год когда был заведен;
2. «Мой мир»:
- Мои интересы;
- Мое хобби;
- Мое имя;
- Происхождение нашей фамилии;
- Родители обо мне;
- Мои интересы;
- Моя семья;
- Мои друзья.
3. «Мои награды и достижения»:
4. «Моё творчество», рисунки, поделки, сказки, стихи.
Дети ознакомлены с правилами ведения портфеля их достижений:
- школьник могут поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п. При этом важно, чтобы ученик не просто отбирал какую-нибудь работу, но и мог бы обосновать свой выбор.
- если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
- в конце учебного года каждому предоставляется возможность презентовать в свободной форме результаты достижений в той или иной области. Это может быть музыкальное исполнение, инсценированные, показ какого-нибудь спортивного достижения, личная выставка работ, презентация с использованием ИКТ, демонстрация произведений собственного сочинения и т.п. При этом ученики не только индивидуально могут представлять свои достижения, но и задействовать в представлении своих друзей, одноклассников, родителей.
В последующем классным руководителем предприняты следующие педагогические действия:
- оказана помощь третьеклассникам в создании Портфеля достижений;
- проведена информационная, консультативная, работа с учащимися и их родителям по формированию Портфеля достижений;
- осуществлялась посредническая функция между учащимися и учителями, в целях пополнения Портфеля достижений;
- осуществляется контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;
- ведется обеспечение учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
- оформляются итоговые документы.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме исследования автором сформулированы рекомендации классному руководителю по формированию и использованию портфеля достижений учащегося начальной школы:
Классный руководитель:
Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфеля,
Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфеля с обучающимися и их родителями.
Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфеля.
Осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфеля, обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
Оформляет итоговые документы.
Заключение
В ходе проведенного исследования автор проекта приходит к следующим выводам:
Портфель достижений является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Портфель как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Портфель достижений ученика регламентирован Федеральным государственным образовательным стандартом. Он должен сохранить все достижения ребенка за время учебы: интеллектуальные, спортивные, творческие. К ним относятся выполненные проверочные, диагностические, стандартизированные работы, результаты различных мониторингов и анкет, грамоты и сертификаты, полученные на соревнованиях, конкурсах, и так далее. Это и показатель работы педагогов, и хорошая мотивация для ребенка.
Портфель достижений помогает отслеживать индивидуальный прогресс обучающегося и демонстрирует его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Продуктом работы является знания о портфеле достижений, полученные на классном часу, портфель достижений.
Таким образом, цели и задачи поставленные в ходе исследовательской деятельности достигнуты.
Литература
Приложение1
Характеристика разделов
1) Титульный лист Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2) Раздел "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: ·
«Моё имя» - информация о том, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], можно написать о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье."Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". 3)Раздел "МОЯ УЧЁБА"В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. 4)Раздел "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на торжественной линейке, или оформил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. 5)Раздел "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
7) Раздел "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915