Научная работа Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся.

3
Глава 1. Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся.
1.1. Портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся6
1.2. Основные требования к использованию портфеля достижений обучающегося по ФГОС НОО...................................7
1.3. Изучение опыта деятельности классного руководителя по ведению портфеля достижений школьников в начальном звене...9

Заключение....... 13 Литература ....14






















Введение

В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность.
           Инновационные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип – ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, развитие самостоятельности является технология работы с портфелем достижений.
Система оценки должна быть дополнена методами, позволяющими получать накопительную оценку, оценивающую суммарный результат совместных усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач. Основным методом накопительной системы оценки в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта является портфель достижений.
Таким образом, руководствуясь актуальностью вышеизложенной проблемы, автором определена цель данной работы: изучить особенности
построения и действия портфеля достижений обучающихся как одной и форм личностных достижений ребенка.
Цель: изучить особенности построения и действия портфеля достижений как одной из форм оценки результатов обучающихся.
Объект: портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся.
Предмет: основные требования к построению и действию портфеля достижений учеников начальных классов.
Задачи:
Характеристика подходов к рассмотрению вопроса о введении портфеля достижений как современного педагогического инструмента сопровождения развития и оценки достижений учащихся.
Изучение требований по формированию и использованию портфеля достижений учащегося начальной школы, обучающегося по ФГОС.
Выявление функциональных обязанностей участников образовательного процесса при ведении портфеля достижений обучающегося.
Предполагаемый результат:
- знания в области решения проблемы формирования и использования портфеля достижений учащегося начальной школы;
- развитие личностных результатов ребенка
- рекомендации классному руководителю по использованию портфеля достижений учащегося начальной школы.

В соответствии с технологией проектировочной деятельности работа была организована в 3 этапа.
Первый этап – подготовительный – осуществлялось погружение в проблему (чтение и подбор информации), планировалась предстоящая работа по проекту.
На втором этапе - практическом - осуществлялась постановка цели, анализировались достигнутые результаты, оформлялись презентация, буклет, разрабатывались рекомендации классному руководителю по использованию портфеля достижений учащегося.
Третий этап – защита проекта на экзамене квалификационном.















Глава 1. Портфель достижений как основной метод накопительной системы оценки обучающихся

1.1. Портфель достижений как современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся.

Портфель достижений - коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, как в рамках школьной жизни, так и за её пределами.
Портфель достижений является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования:
Реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий.
Позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.
Предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфель достижений – это:
Метод получения накопительной оценки.
Современная эффективная форма оценивания.
Оптимальный способ организации накопительной системы оценки.
Портфель достижений это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
Формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфель как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества как метода оценивания достижений учащихся:
-сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

1.2. Основные требования к использованию портфеля достижений обучающегося по ФГОС НОО.

Педагогу необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
Портфель достижений является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
Портфель достижений позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
Он служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Портфель достижений ведётся для поддержания высокой учебной мотивации учащихся и развития навыков рефлексивной и самооценочной деятельности.
В портфелях достижений учеников начальной школы, могут быть различные разделы (характеристика содержания разделов представлена в приложении 1)
Титульный лист
Раздел «Мой мир»
Раздел моя общественная работа
Раздел моё творчество
Раздел мои достижения

Портфели наполняется учеником самостоятельно под руководством родителей, учителей.
Работа с родителями по ведению портфелей проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфелей. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года метапредметные таблицы результатов.
Согласно предложенной структуре ученик может поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.
При этом важно, чтобы ученик не просто отбирал какую-нибудь работу, но и мог бы обосновать свой выбор.
Если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.



Анализ педагогического опыта.

Автором проекта изучен опыт работы образовательного учреждения МКОУ Старо-Тартасской ООШ по ведению портфеля достижений, систематизации школьниками материалов, характеризующих достижения обучающихся в рамках учебной, внеурочной и досуговой деятельности.
Деятельность классных руководителей данного образовательного учреждения по созданию портфеля достижений учащихся определена «Положением о портфеле достижений учащегося начальной школы по ФГОС».

Согласно требованиям данного положения портфель достижений наполняется учениками самостоятельно под руководством родителей, учителей.
Работа с родителями по ведению портфелей проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфелей.
Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года метапредметные таблицы результатов.

Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Педагог отмечает, что портфель достижений детьми ведется с большим желанием, постоянно пополняется творческими работами, новыми достижениями. Ребята заинтересованы в создании различных проектов.

На втором – практическом этапе исследования, автор проекта включился в работу со школьниками 3 класса по использованию портфелей достижений, выполнены следующие воспитательные действия:
- проведен классный час, где третьеклассники ознакомлены с понятием «портфель достижений», замотивированы на создании собственного персонального портфеля достижений. Совместно с детьми был определены разделы, включенные в содержание портфеля достижений:
1. Личные данные ученика:
- ИФО,дата рождение;
- год когда был заведен;
2. «Мой мир»:
- Мои интересы;
- Мое хобби;
- Мое имя;
- Происхождение нашей фамилии;
- Родители обо мне;
- Мои интересы;
- Моя семья;
- Мои друзья.

3. «Мои награды и достижения»:
4. «Моё творчество», рисунки, поделки, сказки, стихи.

Дети ознакомлены с правилами ведения портфеля их достижений:
- школьник могут поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п. При этом важно, чтобы ученик не просто отбирал какую-нибудь работу, но и мог бы обосновать свой выбор.
- если какой-то материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.
- в конце учебного года каждому предоставляется возможность презентовать в свободной форме результаты достижений в той или иной области. Это может быть музыкальное исполнение, инсценированные, показ какого-нибудь спортивного достижения, личная выставка работ, презентация с использованием ИКТ, демонстрация произведений собственного сочинения и т.п. При этом ученики не только индивидуально могут представлять свои достижения, но и задействовать в представлении своих друзей, одноклассников, родителей.
В последующем классным руководителем предприняты следующие педагогические действия:
- оказана помощь третьеклассникам в создании Портфеля достижений;
- проведена информационная, консультативная, работа с учащимися и их родителям по формированию Портфеля достижений;
- осуществлялась посредническая функция между учащимися и учителями, в целях пополнения Портфеля достижений;
- осуществляется контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфеля достижений;
- ведется обеспечение учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями;
- оформляются итоговые документы.


В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме исследования автором сформулированы рекомендации классному руководителю по формированию и использованию портфеля достижений учащегося начальной школы:




Классный руководитель:
Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфеля,
Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфеля с обучающимися и их родителями.
Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфеля.
Осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфеля, обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
Оформляет итоговые документы.






















Заключение
В ходе проведенного исследования автор проекта приходит к следующим выводам:
Портфель достижений является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.
Портфель как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Портфель достижений ученика регламентирован Федеральным государственным образовательным стандартом. Он должен сохранить все достижения ребенка за время учебы: интеллектуальные, спортивные, творческие. К ним относятся выполненные проверочные, диагностические, стандартизированные работы, результаты различных мониторингов и анкет, грамоты и сертификаты, полученные на соревнованиях, конкурсах, и так далее. Это и показатель работы педагогов, и хорошая мотивация для ребенка.

Портфель достижений помогает отслеживать индивидуальный прогресс обучающегося и демонстрирует его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Продуктом работы является знания о портфеле достижений, полученные на классном часу, портфель достижений.

Таким образом, цели и задачи поставленные в ходе исследовательской деятельности достигнуты.








Литература





































Приложение1

Характеристика разделов

1) Титульный лист Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2) Раздел "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: · 
«Моё имя» - информация о том, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], можно написать о [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.   "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". 3)Раздел "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.  4)Раздел "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на торжественной линейке, или оформил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] к празднику или выступал на утреннике Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.  5)Раздел "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
7) Раздел "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"  Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915