Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии для учеников 7-х классов.

Белогорский район. Республика Крым.
Всероссийская олимпиада школьников по биологии. 2015 – 2016 учебный год
Школьный этап. 7 класс

Задание 1. К каждому из вопросов даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Определите, какой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 17 баллов.
1.Каково значение камбия в жизни растения
А. Осуществляет обмен газами.
Б. Способствует передвижению органических веществ в растении
В. Участвует в поглощении веществ из окружающей среды
Г. Обеспечивает рост стебля в толщину.
2.Какие признаки характерны для насекомоопыляемых растений
А. Образуют много мелкой сухой пыльцы
Б. Имеют пестики с широкими мохнатыми рыльцами и свешивающиеся из цветка тычинки.
В. Имеют яркую окраску цветков, запах, сладкий сок нектара.
Г. Зацветают до распускания листьев, не имеют запаха.
3.Прокариоты – это организмы:
А. клетки которых не имеют оформленного ядра
Б. осуществляющие фотосинтез на свету
В. состоящие из одинаковых клеток
Г. содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды
4.Главная причина вымирания древних папоротников – это
А. уничтожение их древними ящерами
Б. похолодание и уменьшение влажности воздуха
В. появление голосеменных растений
Г. появление покрытосеменных растений
5.Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений, их многообразие, называется
А. экологией Б. фенологией В. ботаникой Г. Естествознанием
6.Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с использованием энергии света, называются
А. потребителями Б. производителями В. разрушителями Г. Паразиты
7.Почему грибы нельзя считать растениями
А. у них нет корней Б. у них нет листьев
В. их клетки не содержат хлоропластов, и поэтому в них не происходит фотосинтез
Г. они не имеют тканей 8.Организм, который вырабатывает вещества, используемые как антибиотики для лечения заболеваний: А. мукор Б.пеницилл В. фитофтора Г. Дрожжи 9.С помощью жгутика передвигается: А. дизентерийная амеба Б. инфузория туфелька В. зеленая эвглена Г. малярийный плазмодий 10.К растениям-паразитам относится А. заразиха Б. венерина мухоловка В. пырей Г. Росянка 11. Какой тип движения не характерен для простейших: А. жгутиковое; Б. ресничное; В. мышечное; Г. амебоидное. 12. Органы дыхания паука-крестовика: А. жабры; Б. трахеи; В. легкие; Г. трахеи и легкие. 13. Из каких частей состоит двойной околоцветник: А. чашечка и цветоложе; Б. чашечка и венчик; В. цветоножка и чашечка; Г. венчик и тычинки 14.К раноцветущим растениям относятся: А. медуница неясная; Б. лютик едкий; В. василек русский
· Г. одуванчик лекарственный. 15. Определите правильно выстроенную пищевую цепь: А) трава- жук- лягушка- уж- орёл Б) трава- лягушка- жук- уж- орёл В) орёл- лягушка- жук- уж- орёл Г) орёл- лягушка- жук- трава- уж 16. Гнездится в России, а улетает на зиму в Африку: А) сорока Б) ворона В) сизый голубь Г) деревенская ласточка
17.Фотосинтезирующий пигмент – это:
А) хлорофилл Б) хлоропласт В) хроматофор Г) хроматин
Задание 2 . Выполните тестовое задание с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора.Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 2 балла. Максимум – 10 баллов .1. Почву разрушают: I. Вода II. Рыхление III. Внесение удобрений IV. Ветер V. Неправильная обработка почв
А) I, II, III Б) I, III, IV В) I, IV, V Г) II, IV, V
2. Приборы, с помощью которых изучают организмы: I. Телескоп II. Микроскоп III. Гномон IV. Лупа V. Компас
А) II, IV
Б) II, V
В) I, II, IV
Г) II, III
3. К трубчатым грибам относятся: I. Подберёзовики II. Сыроежки III. Шампиньоны IV. Белые грибы V. Подосиновики
А) I, III, V
Б) II, IV, V
В) II, IV, V
Г) I, IV, V
4. К позвоночным животным относятся: I. Бабочка II. Окунь III. Собака IV. Улитка V. Змея
А) II, III, IV
Б) I, II, IV
В) II, III,V
Г) III, IV, V
 5. К зерновым культурам относятся: I. рожь II. Пшеница III. Хлопчатник IV. Овёс V. Морковь
А) II, IV, V
Б) I, II, III
В) I, II
Г) I, II, IV
Задание 3 .Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 13 баллов. 1. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят
Одноклеточные организмы
Царство

А. Хлорелла
1.Бактерии

Б. Хламидомонада
2.Грибы

В. Обыкновенная амеба
3. Растения

Г. Инфузория-туфелька
4.Животные

Д.Дрожжи


Е. Стрептококки


2. Установите соответствие между характеристикой процесса и процессом
Характеристики процессов
Процессы

А. Кислород выделяется
1. Дыхание

Б. Углекислый газ поглощается
2. Фотосинтез

В. Происходит почти у всех организмов


Г. Происходит только у растений и некоторых бактерий


Д. Поглощается кислород


Е. Происходит на свету и в темноте


Ж) Происходит только на свету


Задание 4 . Вам предлагаются суждения, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить, варианты ответа «да» или «нет».
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 9 баллов.
1. Гриб-трутовик – шляпочный гриб.
  2.Размножение – это свойство живых организмов производить потомство.
3. Северный олень обитает в тайге.
4. Животные, обитающие в почве, как правило, слепые, но очень хорошо различают запахи.

У сухопутных пресмыкающихся температура тела постоянная, у водных не постоянная.
К паразитическим растениям относятся крапива, раффлезия, заразиха, ива.
Покрытосеменные (цветковые) – это самые эволюционно молодые растения.
Наука, занимающаяся выведением новых сортов растений и пород животных, называется селекция.
Взаимовыгодное сосуществование двух видов организмов называется – сообщество.

«Практическая » часть 10 баллов «Практическая»часть состоит из 10 заданий (№№1-10). Ответ (1 или 2 слова или цифру) запишите на бланке заданий рядом с номером задания. 1. Изображенное на рисунке растение имеет жилкование листьев. 2. У изображенного на рисунке растения все цветки по типу 3. Изображенное на рисунке растение имеет плод, называемый 4. У изображенного на рисунке растения плоды переносятся 5. Изображенное на рисунке растение имеет соцветие, называемое 6. Изображенное на рисунке растение имеет число семядолей в семени, равное 7. Изображенное на рисунке растение имеет корневую систему. 8. Жизненная форма изображенного на рисунке рас растения - 9. Изображенное на рисунке растение относится к Цветковые (Покрытосеменные). 10. Изображенное на рисунке растение относится к семейству

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 59.





15