Система критериального оценивания образовательных результатов как ресурс личностного роста обучающихся


Система критериального оценивания образовательных результатов как ресурс личностного роста обучающихся
Машина Екатерина Борисовна, заместитель директора по УМР
АНО «Школа «Премьер», г. Москва, mashinak@mail.ruАннотация.
В статье обсуждается проблема, как система критериального оценивания влияет на результаты личностного роста обучающихся. Предлагается определение технологии критериального оценивания, понятий: критерии, показатели, дескрипторы.
Рассматривается, как в урочной и внеурочной деятельности школы данная технология помогает обучающимся повысить мотивацию к обучению и познавательной деятельности, снизить уровень тревожности, оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.    
Доказывается, что правильная организация системы критериального оценивания решает задачи личностного развития, обеспечивает рост личностных результатов - мотивации, самостоятельности и ответственности.
Ключевые слова:
личностные результаты, технология критериального оценивания, критерии, показатели, дескрипторы.
The system of criteria-based assessment for the results of studies as a tool for students’ personal development
Mashina Ekaterina Borisovna, Vice-principal at ANO “School “Premier”, Moscow, mashinak@mail.ruAbstract.
The article covers the problem of how criteria-based assessment affects the results of students’ personal development. It poses the definition for the technology of criteria-based assessment, for the following concepts: criteria, achievements, descriptors.
The article considers the idea of how this technology helps to increase students’ motivation for studying and cognitive activity, to decrease the level of anxiety, to assess and improve their results according to any criterion in both curricular and extracurricular activities.
The article demonstrates that correct organization of criteria-based assessment solves the problems of personal development, ensures the growth of personal achievements – motivation, independence and responsibility.
Key words:
personal results, technology of criteria-based assessment, criteria, achievements, descriptors.
«Все наши замыслы, все поиски и построения 
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться» 
В.А. Сухомлинский 
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения устанавливают требования к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Личностными результатами стандарт определяет социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).
Соответственно, результатом образования является не просто получение знаний, но и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе, становление самосознания, самореализации, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, формирование позитивного отношения к себе и к миру, уверенности в себе, ответственности, познавательного интереса, мотивации к получению знаний и саморазвитию. Полное или частичное достижение данных результатов обеспечивает личностный рост обучающихся.
В управлении процессом становления личностных образовательных результатов важную роль играет критериальное оценивание, которое является ресурсом личностного роста обучающихся.
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям их развития. Критерии формулируются в соответствии с целями личностного развития, по каждому критерию выбираются показатели, а для каждого показателя должны быть предложены дескрипторы, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания. Оценивание по любому показателю – это определение степени приближения обучающегося к данной цели. Таким образом, критерии определяют цели изучения данного материала или выполнения конкретного проекта, показатель конкретизирует, что мы будем оценивать, а уровневые дескрипторы устанавливают договорные отношения по уровню оценки – «что такое – хорошо, и что такое – плохо».
При грамотном проектировании дескрипторов обучающиеся могут самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует их для достижения более высокого результата, появляется возможность рефлексии своей деятельности, осмысления результатов.
Все учителя нашей школы знакомы с технологией критериального оценивания, используемой в системе Международного бакалавриата. Данная технология применяется в урочной и внеурочной деятельности, в проектно-исследовательской деятельности, при оценивании предметных и метапредметных результатов. Это система успешно реализуется в нашей школе, благодаря этому оценка образовательных результатов обучающихся становится открытой и объективной.
Приведу несколько примеров использования технологии критериального оценивания в АНО «Школа «Премьер» (г. Москва), акцентируя её потенциал как ресурса становления личностных образовательных результатов.
Применение технологии критериального оценивания в урочной деятельности.
Критерии разработаны методическим объединением учителей естествознания. Обучающиеся заранее знают, чему должны научиться в результате изучения конкретной темы (метапредметные и предметные результаты), и на что им следует обратить внимание в процессе изучения темы.
Таким образом, оценивание учитывает два компонента: знаниевый (предметный) и деятельностный (метапредметный).
Знаниевый компонент оценки

Задание в форме теста с выбором одного правильного ответа или задание, на которое надо дать краткий/развернутый ответ Уровень
(баллы)
Задание не выполнено 0
Задание выполнено не полностью, допущены ошибки 1
Задание выполнено полностью, но с недочетами 2
Задание выполнено полностью и правильно 3
Деятельностный компонент оценки
Познавательные УУД
Логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей) Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Выполняет логические действия в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи 1
Совместно с учителем определяет необходимость использования логических действий для решения учебной задачи, получает результат 2
Самостоятельно проводит логические действия в соответствии с учебной задачей, получает и объясняет результат 3
Исследование Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
С помощью учителя формулирует гипотезу и намечает метод ее экспериментальной проверки 1
Формулирует гипотезу, с помощью учителя намечает метод экспериментальной проверки гипотезы, проводит исследование и делает вывод 2
Формулирует гипотезу. Самостоятельно предлагает метод экспериментальной проверки гипотезы. Проводит исследование и делает обоснованный вывод 3
Знаково-символические действия Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Применяет знаки, символы и модели в соответствии с предложенным алгоритмом решения учебной задачи 1
Самостоятельно использует знаки, символы, предложенные модели решения учебной задачи 2
Самостоятельно использует знаки, символы, создает и преобразует модели для решения учебной задачи 3
Выполнение рисунков, обозначений, оформление отчета Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Всю информацию представляет небрежно и без учета требований 1
Выполняет большую часть рисунков и обозначений в соответствии с требованиями. Отчет о работе выполнен небрежно. 2
Выполняет рисунки, обозначения и оформляет отчет о работе в полном соответствии с требованиями. 3
Регулятивные УУД
Постановка проблемы, целеполагание Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Принимает проблему, сформулированную учителем, и определяет цель работы с помощью учителя 1
Совместно с учителем выявляет проблему и формулирует цель работы 2
Самостоятельно определяет проблему и цель работы 3
Планирование учебной деятельности в соответствии с поставленной целью Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Выполняет предложенный план действий, требует постоянной поддержки учителя 1
Совместно с учителем определяет последовательность действий, планирует время 2
Самостоятельно определяет путь решения задачи, необходимые для этого ресурсы и время 3
Организация рабочего места Уровень
Нарушение правил техники безопасности и обращения с лабораторными принадлежностями 0
Следует правилам техники безопасности. Рабочее место не организовано 1
Бережно обращается с лабораторными принадлежностями. Выполняет правила техники безопасности. Рабочее место: нет нужных принадлежностей/ есть ненужные вещи на рабочем месте, не убрано после работы 2
Бережно обращается с лабораторными принадлежностями. Выполняет правила техники безопасности. Организует вокруг себя рабочую среду и аккуратно выполняет все виды работ. 3
Коммуникативные УУД
Учебное сотрудничество при выполнении учебной задачи Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
Взаимодействует с членами группы по указанию учителя или выполняет учебные действия в одиночку 1
Взаимодействует с членами группы, проявляет активность при обсуждении, признает мнения других 2
Эффективно взаимодействует с членами группы, отстаивает свою точку зрения, обсуждает предложенные идеи 3
Использование речевых средств в соответствии с учебной задачей Уровень
Необходимые учебные действия не выполнены 0
С помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами родного языка, использует научные термины и понятия 1
С помощью учителя выстраивает монологическую речь, участвует в диалоге в соответствии с нормами родного языка, активно использует научные термины и понятия 2
Владеет устной и письменной речью при описании выполнения и результатов учебных действий с использованием научных терминов 3

Мы наблюдаем, как применение данной технологии оценивания помогает обучающимся повысить мотивацию к обучению и познавательной деятельности. Снижается уровень тревожности, так как обучающиеся знакомы с требованиями к данному виду работы.
С критериями оценивания учебных работ по своему предмету учитель знакомит учащихся на первых уроках в сентябре месяце, они вывешены на стенде в кабинете. Перед каждой работой, знакомя учащихся с демоверсией и спецификацией, учитель обращает внимание на критерии к данной работе. Учащиеся могут в любой момент к ним обратиться, это своего рода инструкция, эталон для обучающихся. При таком оценивании результаты работы сравниваются с эталоном исключено сравнение обучающихся между собой [1].   Применение технологии критериального оценивания при оценивании метапредметных результатов.
Критерии и показатели оценивания реферата.
Критерий 1. Качество выбранной темы исследования
Показатель 1.1. : уровень актуальности темы
Актуальность темы реферата не доказана 0
Приведены недостаточно убедительные доказательства актуальности темы реферата 1
Актуальность темы реферата доказана убедительно 2
Критерий 2. Качество содержания реферата
Показатель 2.1. : соответствие содержания реферата его теме
1. Содержание реферата не соответствует заявленной теме 0
2. Содержание реферата не вполне соответствует заявленной теме 1
3. Содержание реферата в полной мере соответствует его теме 2
Показатель 2.2. : логичность изложения материала
1. Материал изложен хаотично, непоследовательно 0
2. Недостаточно соблюдается логика изложения 1
3. Материал изложен в строгой логической последовательности 2
Показатель 2.3. : количество и разнообразие источников информации
Количество использованных источников недостаточно для работы подобного типа 0
2. Использовано незначительное количество источников / использованы только однотипные источники информации 1
3. Использовано значительное количество разнообразных источников информации 2
Критерий 3. Качество оформления реферата
Показатель 3.1. : соответствие оформления принятым стандартам
1. Работа оформлена с грубыми нарушениями стандартов 0
2. Допущены незначительные нарушения стандартов оформления 1
3. Работа оформлена в точном соответствии со стандартами 2
Применение технологии критериального оценивания при оценивании проектов.
Критерии оценивания проектов в 5-6 классе
Критерий 1. Качество планирования и реализации работы
Показатель 1.1.  Постановка цели проекта
Цель не сформулирована 0
Цель сформулирована нечетко 1
Цель сформулирована, но не обоснована 2
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована 3
Показатель 1.2. Планирование путей достижения цели проекта
План отсутствует 0
Представленный план не ведет к достижению цели проекта 1
Представлен краткий план достижения цели проекта 2
Представлен развернутый план достижения цели проекта 3
Показатель 1.2. Исполнительская дисциплина
Автор не следовал плану работы 0
Автор допускал серьезные (необоснованные) отклонения от плана работы 1
Автор допускал незначительные отклонения от плана работы 2
Автор точно следовал плану работы 3
Критерий 2. Содержание проекта
Показатель 2.1. Ориентация в теме проекта
Автор не владеет темой проекта 0
Автор имеет поверхностные знания по теме проекта 1
Автор имеет достаточные знания по теме проекта 2
Автор имеет глубокие познания по теме проекта 3
Показатель 2.2. Качество проектного продукта: соответствие заявленной теме
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не соответствует заявленной теме проекта 1
Проектный продукт частично соответствует заявленной теме проекта 2
Проектный продукт полностью соответствует заявленной теме проекта 3
Показатель 2.3. Качество проектного продукта: возможность применения
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт требует значительной доработки 1
Проектный продукт требует незначительной доработки для использования 2
Проектный продукт может быть использован в дальнейшем 3
Показатель 2.4. Качество проектного продукта: социальная направленность (способность удовлетворять потребности широкой аудитории потребителей)
Проектный продукт отсутствует 0
Проектный продукт не имеет социальной направленности 1
Проектный продукт имеет ограниченную социальную направленность 2
Проектный продукт имеет широкую социальную направленность 3
Критерий 3. Оформление и представление проекта
Показатель 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части, в т.ч. оформление источников информации
Письменная часть проекта отсутствует 0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении 1
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 3
Показатель 3.2. Процедура защиты (речь и презентация)
Речь автора и компьютерная презентация не соответствуют установленным требованиям 0
Речь и презентация автора частично соответствуют установленным требованиям 1
Речь автора полностью соответствует требованиям, а презентация частично соответствует требованиям / речь автора частично соответствует требованиям, а презентация полностью соответствует требованиям 2
Речь автора и презентация полностью соответствуют всем установленным требованиям публичного выступления и проведения компьютерной презентации 3
Показатель 3.3. Процедура защиты (внешний вид и регламент)
Внешний вид учащегося и регламент выступления не соответствуют установленным требованиям 0
Внешний вид учащегося и регламент выступления частично соответствуют установленным требованиям 1
Внешний вид учащегося полностью соответствует требованиям, а регламент выступления частично соответствует требованиям / внешний вид учащегося частично соответствует требованиям, а регламент полностью соответствует требованиям 2
Внешний вид учащегося и регламент выступления полностью соответствуют всем установленным требованиям публичного выступления и проведения компьютерной презентации 3
При использовании критериального оценивания любые результаты ученик воспринимает только в качестве рекомендаций и указаний на успехи и неточности, которые были им допущены, имеет представление о собственных возможностях и осознает оценку своего труда. У обучающихся появляется возможность оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию, целенаправленно формировать такую черту характера как ответственность [2, 3].    
Таким образом, правильная организация системы критериального оценивания решает задачи личностного развития, обеспечивает рост личностных результатов - мотивации, самостоятельности и ответственности.
Список использованной литературы
1. Лысова Г.Г., Широва М.Ф., Г.Г. Галеева Н.Л. Анализ ресурсного обеспечения становления личностных результатов в школьном курсе химии // Химия. 2014. №09.
2. Селищева Е.А. Влияние критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся 7-8 классов на их личностные характеристики: дис. … канд. псих. наук. – Москва, 2014.
3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. №17