Школьный этап всероссийской олимпиады школьников. 2015-2016 учебный год. Литература. 6 класс.


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников
в Усть-Камчатском муниципальном районе
2015-2016 учебный год
Литература
6 класс
Время выполнения-1 час
Максимальное количество баллов-50
Составитель: учитель русского языка и литературы
Рузняева Галина Петровна
Задание № 1.
Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идет речь? ( по 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения, максимальное количество баллов 6 баллов)
А) Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин (?). Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения.
Б) У второго мальчика, (?), волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – да что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой он своей щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
Задание № 2.
Дайте определение пословице и поговорке. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 2 балла)
Запишите ответ.
Пословица – это …
Поговорка – это …
Задание № 3.
Средства выразительности. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла). Ответ запишите в виде
А -_____________, Б  - _____________, В  - ________________
А) Укажите, какой художественный приём использует А.С.Пушкин в подчёркнутых словосочетаниях. 
Любви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман.
Б)  Какой троп использован в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?
Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в эти каторжные норыДоходит мой свободный глас.
В) Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке из произведения М.Ю.Лермонтова?
… - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки…
Задание № 4.
Способы рифмовки. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла). Ответ запишите в виде
А -_____________, Б  - _____________, В  - ________________
А) Укажите способ рифмовки в стихотворении А.С. Пушкина.
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждёшь меня.
Б) Укажите способ рифмовки в стихотворении И. Бунина.
Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни... 
В) Укажите способ рифмовки в стихотворении С. Есенина.
Выткался на озере алый свет зари,На бору со звонами плачут глухари.Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.Только мне не плачется - на душе светло.
Задание № 5.
Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей. ( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 6 баллов).
1) Иван Андреевич а) Санд
2) Александр Сергеевич б) Крылов
3) Иван Сергеевич в) Твен
4) Жорж г) Пушкин
5) Марк д) Чехов
6) Антон Павлович е) Тургенев
Задание № 6.
Вы познакомились с литературными произведениями разных авторов. И, несомненно, у вас есть наиболее полюбившиеся и запомнившиеся сочинения, герои которых заставили сопереживать им, сочувствовать и с напряжением следить за изменениями их судьбы. Представьте, что герой литературного произведения появился в вашей школе. Почему именно этот персонаж литературного произведения оказался в школе? Чем он будет занят? С какими трудностями ему придется столкнуться? Какие испытания его ожидают? Кто поможет их ему преодолеть? Кто будет его другом? Какие черты характера он проявит?
Обоснуйте свой выбор.
(Максимальное количество баллов 30 баллов).
Олимпиада по литературе (время выполнения заданий – 1 академический час)
6 класс
Максимальное количество баллов – 50 баллов
Ответы
Задание № 1.
(По 1 баллу за имя героя, название произведения и автора произведения, максимальное количество баллов 6 баллов)
А – Кирила Петрович Троекуров, «Дубровский», А.С.Пушкин
Б – Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев
Задание № 2.
( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 2 балла)
Пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Поговорка – это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.
Задание № 3.
( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла).
А – сравнение
Б – эпитет
В – метафора
Задание № 4.
( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 3 балла).
А – перекрестная
Б – кольцевая ( опоясывающая)
В – парная
Задание № 5.
( По 1 баллу за правильный ответ; максимальное количество баллов 6 баллов).
Иван Андреевич б) Крылов
Александр Сергеевич г) Пушкин
Иван Сергеевич е) Тургенев
Жорж а) Санд
Марк в) Твен
Антон Павлович д) Чехов
Задание № 6.
Максимальное количество баллов – 30
- композиционная цельность, стройность работы - 5
- понимание поставленных в задании вопросов и умение работать впредложенном направлении, соответствие высказывания предложенной теме - 5
- адекватность и точность выбора средств для выражения собственноймысли, богатство словаря учащегося, разнообразие синтаксических конструкций - 5
- оригинальность – 5
- использование изобразительно-выразительных средств языка – 5
-соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов - 5