План урока по технологии Силуэт и стиль в одежде. Мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (7 класс)
Тема: «Силуэт и стиль в одежде. Мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Цели:
Обучающая: создать условия для формирования у учащихся понятий о стиле, силуэте в одежде, научить приёмам снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа ночной сорочки и записи результатов измерения.
Развивающая: развивать у учащихся художественный вкус, пространственные представления о конструктивных линиях на фигуре человека, интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения; ответственность за выполняемую работу, уважительное отношение к людям различных профессий и к результатам их труда, прививать коммуникативные навыки работы в паре.
Ход урока:
I.Организационный этап
Приветствие.
Фиксация отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II.Объяснение нового материала
По одежке встречают, по уму провожают.
Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди.
Вырядился как шут горохрвый.
Одет хуже огородного пугала.
Один салопчик да и тот подбит ветром.
Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.
Наряди пень в ясный день, так и он хорош.
Имеет доху на рыбьем меху.
Не одежда красит человека, а человек одежду.
Соболья шуба впереди себе двери открывает.
Как принарядился, так и возгордился.
Ношено — переношено и брошено.
Платье новое да заплаты старые.
Гол, как сокол.
Одежда лучше новая, а друг — старый.
О чем эти пословицы?
Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.
Одежда классифицируется:
По назначению:
По сезону: зимняя, летняя, демисезонная;
По возрасту: детская, подростковая, взрослая;
По стилям: классическая, спортивная, романтическая,
Тип фигуры:….
Силуэт — характерное контурное очертание фигуры.
Приталенный - характеризуется плотным прилеганием к линии талии и увеличенными (различными) объемами лифа и юбки. Его схема напоминает песочные часы.
Полуприлегающий – силуэт характеризуется более свободной степенью прилегания по линии талии и меньшими объемами по линиям груди и бедер. Его схема имеет более обтекаемую конфигурацию, приближенную к силуэту фигуры.
Прямой – силуэт характеризуется более свободной степенью прилегания по линии талии и меньшими объемами по линиям груди и бедер. Его схема имеет более обтекаемую конфигурацию, приближенную к силуэту фигуры.
Трапециевидный силуэт характеризует расширение от линии плеча или проймы. Расширение может быть незначительным или большим. Символически такой силуэт изображается в виде трапеции, зауженной или расширенной книзу.
Требования предъявляемые к одежде: гигиенические, эксплуатационные, экономические, эстетические.
Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро - и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
Эксплуатационные требования. В процессе носки одежда должна быть устойчива к трению, сминанию, разрыву, химчистке и т.д. Износоустойчивость и надежность изделия зависит от покроя, конструкции изделия, свойств ткани, качества обработки и условия носки.
Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной. Экономичность определяется конструкцией и стоимостью ткани.
Эстетические требования состоят в том, что одежда должна быть красивой и современной. При создании нужно учитывать: возраст, особенности телосложения и внешности человека.
Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с её назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу - нарядное платье из блестящей ткани. Одежда и поведение человека характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы.
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ
Художник-модельер придумывает новые модели одежды, воплощает их в эскизах и изделиях;
Конструктор переносит идеи художника-модельера в чертежи и лекала (выкройки);
Технолог швейного производства рассчитывает способы производства швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и технологии пошива;
Оператор швейного оборудования непосредственно выполняет швейные операции.
Вы попробуете все эти виды деятельности по пошиву одежды сами, при изготовлении плечевого изделия. По этой теме мы с вами будем выполнять проект.
Виды и характеристика плечевых изделий.
Швейные изделия, которые держатся на плечах, называют плечевыми изделиями: Платье, сарафан, халат, блузка, жилет.
Последовательность изготовления швейного изделия
Итак, приступаем к следующей теме «Снятие мерок».
Мерки для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом».
Изготовление плечевого изделия, как и любого другого, начинается с его конструирования. Вы уже знакомы с конструированием. Вспомните, что включает в себя это понятие? (учащиеся высказывают свои мнения).
Сегодня мы с вами будем конструкторами, т. е. начнём выполнять конструирование плечевого изделия (ночной сорочки).
А какие изделия можно отнести в эту группу? (учащиеся высказывают свои мнения).
Ночная сорочка у нас будет с цельнокроеным рукавом. Что значит цельнокроеное изделие? (детали лифа и рукава выкроены цельно).
Конструирование - это процесс создания выкройки при помощи расчетов и чертежей. (Учащиеся записывают определение в тетрадь).
Процесс конструирования включает в себя:
1) измерение фигуры человека и запись мерок
2) расчёт и построение базового чертежа.
Научится правильно снимать мерки - важное условие для точного построения чертежа выкройки. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела, через которые проводят условные линии - конструктивные. Они создают основу композиции модели. Измерение фигуры производят на основе этих линий. Выполняют измерения с помощью сантиметровой ленты, которую изобрёл в 1810 году французский портной. От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, а также для правильного подбора готовых выкроек из журналов, их проверки и коррекции под свои размеры.
В нашей стране с 1980 года введена новая маркировка швейных изделий. На товарных ярлыках, прикрепленных к одежде для детей, указываются не менее двух чисел, например 158-80, где 158 - рост; 80 - обхват груди.
На взрослой одежде маркировка состоит из трех чисел, например, 164-84-92, где: 164-рост; 84 - обхват груди; 92 - обхват бедер. Третье число на ярлыке одежды для взрослых указывает на величину обхвата талии - у мужчин, и обхват бедер у женщин. (Показ ярлыков).
Поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определенные правила:
Правила снятия мерок:
Обвязать туловище на уровне талии шнурком для более точного её определения;
Стоять прямо с опущенными руками;
Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять;
Сначала мерки снимают со стороны переда, начиная с обхватов, а затем со стороны спинки;
Мерки обхватов, длин, a также ширины плечевого ската записывают полностью;
Мерки полу обхватов, ширин и расстояния между центрами - в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
Размерные признаки
О - обхват,
С - полуобхват,
Д - длина.
Показ на манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения чертежа ночной сорочки».
III. Применение знаний и способов действий учащимися.
Практическая работа: «Снятие мерок и запись результатов»
Вы попадаете в цех ателье.
Каждый из вас должен зафиксировать полученные результаты.
Практическая работа проходит попарно, девочки снимают мерки друг друга и записывают результаты в карту заказчика, используя инструкционную карту. Сначала одна является закройщиком (производит измерения), а другая - заказчиком (в жизни сообщает о своих желаниях будущей модели). Затем меняются ролями.
В ателье обычно в этом процессе участвует ещё и приёмщица (следит за выполнением требований снятия мерок и записывает их величину)
IV. Итог урока.
1. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам:
Какие силуэты можно выделить в современной моде?
Что такое силуэт?
Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
Закрепление материала. Выберите правильный ответ (ответы).
1.Какая мерка определяет размер всей фигуры?
а) Оп;
б) Сг2;
в) Дтс.
2. Какие мерки после измерения делят пополам?
а) Сг2;
б) Ди;
в) Оп;
г) Сш.
3. Какая мерка определяет длину изделия?
а) Сш;
б) Ди;
в) Оп.
4. Для чего нужна мерка Оп?
а) для определения размера горловины;
б) для определения длины изделия;
в) для определения ширины рукава.
5. Мерка Сг2 снимается:
а) сзади горизонтально по лопаткам, спереди - по выступающим точкам грудныхжелез;
б) от самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длиныизделия;
в) перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины.
6. Полностью записывается мерка:
а) Сш;
б) Ди;
в) Сг2.
7. Какая мерка определяет размер горловины?
а) Оп;
б) Сш;
в) Дтс.
8. В функции закройщицы входит:
а) производить измерения;
б) шить изделие;
в) следить за выполнением требований снятия мерок и вести их запись. Взаимопроверка.
2. Выводы по теме урока.
Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узналинового?
Как вы будете применять эти знания?
-В современной моде в основном 5 видов силуэтов.
-При выборе одежды определённого силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.
-Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с её назначением.
VI. Домашнее задание: учебник, параграфы 19, 20, бумага для выкройки.
Приложение
Инструкционная карта:
Мерки для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенымрукавом
Название мерки Условные
обозначения
мерки Правила снятия мерки Назначение мерки
Полуобхват шеи СшПо основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной Определения
размера
горловины
Полуобхват груди Сг2Сзади горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины; спереди через выступающие точки грудных желез Определение ширины изделия, размера фигуры
Обхват плеча Оп Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины Определения ширины рукава
Длина спины до талии ДтсОт седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии Определение линии талии
Длина изделия ДиОт самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длины изделия Определения длины изделия
Карта для снятия мерок
Название мерки Условные обозначения
мерки Результаты измерений
Полуобхват шеи СшПолуобхват груди Сг2Обхват плеча Оп Длина спины до талии ДтсДлина изделия Ди