Школьный этап-2015 Задания 1(письменного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским


7 класс
Школьный этап-2015
Задания
1(письменного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Материнское поле
Она медленно идет по полю. Невидимо простирается осенняя степь. Бесшумно кочуют над ней дымчатые гряды облаков. Пахнет подмокшей в утренние заморозки травой. Земля отдыхает2 после жатвы. Скоро начнется ненастье, польют дожди, запорошит землю первым снегом и грянут бураны. А пока здесь тишина и покой.
«Здравствуй, поле»,- тихо говорит она и начинает свой разговор. Вспоминает время, когда впервые пришла сюда. Лет семнадцать3 ей было ,когда на жатве она встретила Суванкула. Закрыла глаза и точь-в-точь увидела его.
Рассвет только-только наливался, все еще спали. Золотились первыми самые высокие снежные вершины горы 4. Ветер со степи струился навстречу синей-синей рекой .Весь мир становился иным, как в сказке. И поле становилось самым красивым на свете. Встречал восходящую зарю ранний жаворонок, и столько раздольного счастья звенело в его песнях…
( П Ч. Айтматову)
Подробно изложите текст.
Выпишите из текста второе предложение третьего абзаца, выполните его полный синтаксический разбор.
Сделать разбор слов отдыхает по составу( морфемный разбор).
Выполнить морфологический разбор слова семнадцать в указанном предложении.
( Максимально-10 баллов)
Задания оцениваются общей суммой в 40 баллов.
7 класс
Школьный этап-2015
Задания
1(устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения.
Бураны, вьюги и метели—
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!—
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила
Тишина.
(В.Берестов)
1.Прочитайте текст выразительно.
2.Опеделите тему, основную мысль стихотворения.
3.Какие художественно-изобразительные средства использует автор?
4.Есть ли синонимы в стихотворении? Проверьте по словарю значения слов «канитель», «толкотня», «угрюмый».
5.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов-50.
8 класс
Школьный этап-2015
Задания
1(письменного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Родное, заветное
Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в заокские леса грозовая туча. Там еще погромыхивает, продолжает сеять дождь, кроткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.
Для меня с детства несет она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово- от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти ее подножие?
По старинному поверью, у подножия радуги зарыты клады несметных сокровищ2. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье- побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.
С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами. Потому-то и ярки ее переливы, потому –то и звучит в самом ее названии отголосок радости.
Многое меняется, а радуга остается неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье.
( По Ф. Поленову)
1.Подробно изложите текст.
2.Выпишите из текста первое предложение третьего абзаца, сделайте его полный синтаксический разбор, объясните знаки препинания.
3.Сделать морфологический разбор слова «побывавшего» в указанном предложении.
4.Произвести фонетический разбор слова «счастье».
(Максимально-10 баллов)
Задания оцениваются общей суммой в 40 баллов)
8 класс
Школьный этап-2015
Задания
1(устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения.
След
А ты?
Входя в дома любые-
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Л.Н.Мартынов)
1. Прочитайте текст выразительно.
2.Найдите ключевые слова.
3.Определите тему, основную мысль поэтического текста.
4.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте свое мнение.
5.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов-50.
9 класс
Школьный этап-2015
Задания
1(письменного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения
Рассвет
На земле и на небе было еще темно, только в той стороне, откуда подымались все новые звезды, чувствовалось приближение рассвета. На землю пала обильная роса- верный признак, что завтра будет хорошая погода. Кругом царила торжественная тишина. Казалось, природа тоже отдыхала в сладостном томлении.
Через час восток начал алеть. Я посмотрел на часы- было шесть часов утра. Небо из мутного сделалось синим, а потом серым, мутным. Ночные тени стали жаться в ближайшие кусты и овраги, расстилавшиеся вокруг нас. Они выйдут оттуда поочередно, когда солнце в одиночку скроется за горизонт. Вскоре наш бивак ожил: люди заговорили сначала вполголоса, а потом все громче и громче, очнулись от оцепенения лошади, завещала в стороне птичка-пищуха, ниже по оврагу ей стала вторить другая; послышался крик дятла и трещотная музыка желны. Тайга просыпалась. С каждой минутой становилось все светлее, и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырвались из-за гор и озарили весь лес.
После наскоро выпитого чая мы стали вьючить коней, и через некоторое время наш отряд тронулся в путь. Ущелье, по которому мы шли, было длинное и извилистое, как змея. Справа и слева к нему подходили такие же ущелья. Из них с бешеным шумом бежала вода. Узкий распадок становился шире и постепенно превращался в долину, стелющуюся единым зеленым ковром. Наш проводник остановился и сказал, что тропа, по которой мы шли, не конная, а пешеходная, что идет она по соболиным ловушкам. Бурелом, вскоре преградивший нам путь, не был прорублен. Люди шли свободно, а лошадей приходилось обводить стороной. Все это доказывало, что тропа не была приспособлена для путешествий с вьюками.
( По В. Арсеньеву)
1.Подробно изложите текст.
2.Выпишите из текста шестое предложение последнего абзаца, выполните полный синтаксический разбор, объясните расстановку знаков препинания.
3.Сделать морфологический разбор слова «конная» в указанном предложении.
4.Разбор по составу «преградивший».
5.Произвести фонетический разбор слова «ущелья».
(Максимально-10 баллов)
Задания оцениваются общей суммой в 50 баллов)

9 класс
Школьный этап-2015 Задания
1(устного) тура олимпиады по русскому языку в школах с казахским языком обучения.
Давайте восклицать
Давать восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты—
Ведь это все любви высокие моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно,
Не надо придавать значения злословью—
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтобы, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,-
Тем более, что жизнь короткая такая.
(Булат Окуджава)
1.Прочитайте текст.
2.Определить тему, основную мысль текста.
3.Как вы думаете: комплименты и 21 век совместимы?
4.Объясните значение слов и словосочетаний: восклицать ,высокопарные слова, любви высокие моменты, злословье, понимать с полуслова.
5. Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.
Каждое задание оценивается в 10 баллов.
Общая сумма баллов-50.