Рабочая программа спецкурса Русское зарубежье


Программа спецкурса «Русское зарубежье»
10- 11 класс
Пояснительная записка
После 1917 года единая русская литература разделилась на два потока: советскую литературу и литературу русской эмиграции. Последние десятилетия мы наблюдаем процесс возвращения литературы русского зарубежья на родину. Русская литература XX века по своей сути едина и неделима, и литература русского зарубежья — ее органическая часть.
Гуманистический пафос, идеи патриотизма и самоценности личности, величайший трагизм и вера в силу человеческого духа, отличающие произведения литературы русского зарубежья, определяют высокий воспитательный потенциал курса. Цель курса — способствовать становлению духовного мира учащихся, сформировать представление о литературе русского зарубежья как о национальном, историческом, эстетическом явлении, отражающем общие тенденции историко-литературного процесса и имеющем специфические особенности; научить анализировать произведения литературы, понимать их нравственную и эстетическую значимость; развивать художественный вкус учащихся.
В основе курса — хронологический принцип: важнейшие периоды в истории русского зарубежья. Внутри каждого периода жесткого порядка в расположении тем нет. Логику изучения определяет учитель, выбирая те или иные произведения для текстуального анализа и координируя с общим курсом русской литературы XX века. Так, например, эмигрантское творчество И.А. Бунина или А.И. Куприна целесообразно изучать в единстве и сопоставлении с их дореволюционным творчеством, рассматриваемым в общем курсе литературы 11 класса, а с романом М. Осоргина «Сивцев Вражек» знакомить учащихся параллельно с произведениями советской литературы 1920-х годов.
Курс включает как обзорные, так и монографические темы. Обзорные темы дают представление об эпохе, отличительных чертах литературного процесса, главных темах и мотивах произведений данного этапа. Монографические темы предполагают текстуальное изучение одного произведения (или одной-двух глав романа при обзорном знакомстве со всем произведением), ярко характеризующего художественный мир писателя или эмигрантский период его творчества в сопоставлении с дореволюционным и позволяющего постичь своеобразие литературы русского зарубежья в целом. Знакомство с творчеством писателя может быть продолжено на семинарских занятиях, при этом возрастает роль самостоятельной работы учащихся.
Чтобы не увеличивать нагрузку школьников, в программе осуществлен тщательный отбор авторов и произведений для изучения. Выбор определялся местом того или иного писателя в литературном процессе, художественно-эстетической ценностью произведения, степенью проявления в нем характерных особенностей литературы русского зарубежья, доступностью его для понимания учащихся и, наконец, объемом. Список произведений сориентирован на школьные хрестоматии, различные публикации, современные антологии, книги, доступные школьникам.
Учитель вправе заменить издания отдельных авторов на другие, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся и на наличие художественных текстов.
Курс предоставляет учителю возможность использовать все многообразие методических приемов с учетом достаточно развитой рефлексии школьников раннего юношеского возраста, их стремления к самореализации. Изучение курса будет способствовать становлению личности учащихся, развитию их творческого потенциала, профессиональному самоопределению, формированию у них навыков самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний.
В основе преподавания курса лежат личностный, деятельностный, коммуникативный, проблемный принципы и принцип историзма. Реализации этих принципов способствует освоение учащимися различных типов деятельности. Изучение курса осуществляется при помощи методов поискового и исследовательского характера (небольшое исследование по проблеме, анализ документов и т. п.), при репродуктивной деятельности возрастает доля самостоятельной работы учащихся (составить план или тезисы по изученной теме, подготовить сообщение по предложенному материалу, кратко пересказать произведение и т. п.), в процессе выполнения учащимися заданий развивается и их способность к рефлексии (например, при интерпретации произведений).За время изучения курса каждый ученик имеет возможность выполнить различные типы заданий: от краткого пересказа до самостоятельного литературоведческого исследования. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход позволит всем учащимся проявить себя в течение года. Поэтому нет необходимости проводить отдельные зачетные или контрольные уроки: итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся может быть выведена на основе текущих оценок.
После изучения курса «Литература русского зарубежья» учащиеся должны:
иметь представление о литературе русского зарубежья как явлении мирового значения, одном из этапов историко-литературного процесса;
видеть в литературе отражение общественной жизни, духовного опыта человека;
оперировать основными понятиями курса;
•уметь увидеть в литературном произведении развитие традиций русской классической литературы и новаторские черты, оценить влияние западноевропейской культуры;
•сопоставлять различные произведения (как одного периода, так и разновременные, как одной идеологической, эстетической ориентации, так и разных) на идейном и эстетическом уровне;
•понять мировоззренческую и творческую эволюцию писателя на основе сопоставления его произведений доэмигрантского и эмигрантского периодов;

ПРОГРАММА КУРСА «Литература русского зарубежья» (34 ч)
Введение (1 ч)
Задачи и основные понятия курса: «русское зарубежье», «литература русской эмиграции». Русское зарубежье как историческое и духовное явление. Внутренняя и внешняя эмиграция. Периодизация русского зарубежья. Проблема единства русской литературы XX века.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представления об историко-литературном процессе.
Литература первого этапа русской эмиграции (1917—1945) (19 часов)
Общая характеристика
Октябрьская революция 1917 года, установление советской власти в России, духовная жизнь страны. Социальный состав русской эмиграции. Массовая высылка из страны в 1922 году деятелей науки и культуры. М. Горький в эмиграции. «Железный занавес» 1930 года.
Места рассеяния русской эмиграции. Формирование русского зарубежья. Характеристика духовной жизни русской эмиграции. Берлин и Париж — литературные центры русского зарубежья.
Развитие литературы первого этапа русского зарубежья. Период становления литературы русского зарубежья (1920—1925 годы, главный литературный центр — Берлин). Основные черты: «баррикадное мышление», антисоветская направленность, отрицание всего советского вплоть до неприятия русской орфографии, мотив апокалипсиса, гибели России и в то же время вера в возрождение страны, культ прошлого, обращение к религии.
Период расцвета литературы русского зарубежья (1925— 1940 годы, главный литературный центр — Париж). Основные черты: глубокий философский и художественный анализ дореволюционной и революционной жизни России, развитие традиций русской классической литературы, творчество молодых писателей. Признание литературы русского зарубежья (присуждение в1933 году Нобелевской премии И.А. Бунину). Основные теоретико-литературные понятия Углубление представления об историко-литературном процессе.
Поэзия первой волны русской эмиграции (обзор) Основные мотивы лирики. Стихотворения Г. Адамовича, Г. Иванова, А. Перфильева, В. Ходасевича, Ю. Терапиано и других поэтов.
Основные теоретико-литературные понятия Углубление представления о лирике.
И.А. Бунин. «Окаянные дни», «Темные аллеи» (обзор цикла, анализ одного рассказа по выбору учителя и учащихся)
Жизнь в эмиграции. Общая характеристика творчества этого периода.
«Окаянные дни». Монолог о революции. Попытка понять причины революционных потрясений, выражение авторской позиции и книге. Жанровое своеобразие произведения.
«Темные аллеи». Художественный мир Бунина. Философия любви, прошлое и настоящее, Восток и Запад в мировосприятии писателя. Особенности художественного пространства и времени. Поиск гармонии в жизни. Своеобразие поэтики.
Основные теоретико-литературные понятия
Дневник как литературный жанр, углубление представления о жанре рассказа, понятия «художественное время», «художественное пространство».
А.И. Куприн. «Юнкера» (обзор романа с изучением одной из глав по выбору учителя и учащихся)
Эмигрантский период в жизни Куприна. Возвращение в Советский Союз. Общая характеристика зарубежного творчества.
«Юнкера». Автобиографичность произведения. Идеализация старой России. Образ Первопрестольной. Своеобразие характера главного героя — Александрова. Тема любви в романе.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представления о художественной автобиографии.
М.А. Осоргин (М.А. Ильин). «Сивцев Вражек» (обзор романа С изучением одной из глав по выбору учителя и учащихся)
Жизненный и творческий путь писателя. Участие в революционном движении в период первой русской революции. Работа воВсероссийском комитете помощи голодающим. Казанская ссылка. Высылка из России. Зарубежный период творчества. Издательская деятельность.
«Сивцев Вражек». Судьбы и искания русской интеллигенции в революционную эпоху. Осмысление событий с гуманистических позиций. Кинематографический принцип композиции. Пантеистические воззрения автора: идея нераздельности всего существующего на земле, отражение человеческой катастрофы через происходящие в природе процессы. Образ Дома.
Основные теоретико-литературные понятия Углубление представления о литературной композиции.
Н.А. Тэффи (Н.А. Лохвицкая). «Дачный сезон» и другие рассказы (по выбору учителя и учащихся)
Своеобразие личности и мировосприятия писательницы. Жизнь и творчество за рубежом. Юмор в произведениях писательницы.
«Дачный сезон». Отражение в рассказе мироощущения русского эмигранта. Сочетание комического и драматического. Приемы создания комического эффекта. Своеобразие композиции произведения.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представления о комическом и сатирическом в литературе.
И.С. Шмелев. «Солнце мертвых» (обзор романа с изучением отдельных глав по выбору учителя и учащихся)
Судьба писателя. Отражение эмигрантского периода в творчестве Шмелева.
«Солнце мертвых». Автобиографическая основа романа. Своеобразие воспроизведения в книге реальных исторических событий. «Солнце мертвых» как роман-эпопея. Сочетание эпического и лирического начал в романе. Особенности сюжета и композиции произведения. Роль полифонии и антитезы в понимании авторской мысли. Мучительные размышления героя о судьбах мироздания.
Основные теоретико-литературные понятия
Развитие представлений о жанре эпопеи, о полифонии, сказе как форме повествования.
М.И. Цветаева. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся) Трагическая судьба поэта.
Романтическое двоемирие в лирике Цветаевой. Основные темы творчества эмигрантского периода: потеря родины, осмысление сущности поэтического творчества, назначения поэта и его взаимоотношений с окружающим миром, одиночество лирической героини. Своеобразие поэтики.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о лирике.
Литература «незамеченного поколения»
Младшее поколение эмигрантов первой волны. Осознание своей невостребованности, обреченности на творческие неудачи, отсутствии связи с русской культурой и одновременно чуждость иностранной культуре, недостаточное знание современной жизни. Появление наиболее сильных личностей (В. Набоков, Г. Газданов, II. Берберова). Отличительные черты литературы «незамеченного поколения».
Отражение мироощущения «незамеченного поколения» в лирике И. Кнорринг, Б. Поплавского, Р. Блох, А. Штейгера, Ю. Крузенштерн-Петериц, Н. Берберовой и др. (обсуждение стихов по выбору учителя и учащихся).
Основные теоретико-литературные понятия
Обогащение представлений о литературном произведении как художественном отражении духовного опыта писателя.
В.В. Набоков (Сирин). «Защита Лужина»
Личность и творческий путь писателя. Понятие «феномен Набокова». Место Набокова в литературе русского зарубежья, его оценка современниками.
«Защита Лужина». Своеобразие художественного мира писателя. Тема таланта в произведении. Образ России в романе. Отражение Набоковым в романе трагедии собственной жизни. Шахматный мир романа. Своеобразие языка произведения.
Основные теоретико-литературные понятия
Обогащение представлений о художественном образе, языке художественного произведения.
Гайто Газданов (Г.И. Газданов). «Гавайские гитары»
Личность и судьба писателя.
«Гавайские гитары». Художественное воспроизведение в рассказе внутреннего мира героя, эпохи и ее проблем. Реальность и иррациональность, их место в художественном мире писателя. Внешняя случайность и внутренняя связь эпизодов рассказа.
Основные теоретико-литературные понятия Углубление представлений о сюжете и композиции.
Вторая мировая война и литература русского зарубежья (5 ч)
Русская эмиграция в период Второй мировой войны
Две позиции русского зарубежья в отношении к фашизму и войне. Первая — компромисс с фашизмом из ненависти к Советскому Союзу (радиоречь Д. Мережковского 22 июня 1941 года). Вторая — выступление против фашизма (пересмотр своего отношения к Советскому Союзу, признание Советского государства как силы, способной противостоять мировому фашизму). Участие русских эмигрантов, в том числе литераторов, в движении Сопротивления. Отражение в произведениях настроения большинства представителей русской эмиграции во время Второй мировой войны.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представления о литературе как о способе отображения жизни.
Тема Второй мировой войны в поэзии русского зарубежья
Ощущение надвигающейся трагедии в поэзии русской эмиграции. Мотивы смерти, страха, тема свободы и несвободы. Утверждение силы человеческой личности. Переосмысление понятия «герой». Осмысление фашизма как мирового зла и поиски силы, способной ему противостоять. (Стихотворения В. Смоленского, А. Штейгера, Б. Поплавского, Д. Кнута, А. Гингера, И. Кнорринг, Дон Аминадо, Л. Червинской, В. Корвин-Пиотровского, Н. Оцупа.)
Основные теоретико-литературные понятия Развитие представления о лирике, лирическом герое.
Е.Ю. Кузьмина-Караваева (мать Мария). «Духов день» (отрывок из поэмы), стихотворения
Судьба поэтессы. Переписка с А. Блоком. Революционные искания молодости. Деятельность в качестве городского головы Анапы. Эмиграция. Обращение в православие и принятие пострига. Деятельность братства «Православное дело», участие в движении Сопротивления. Гибель в концлагере Равенсбрюк.
Основные мотивы лирики. Поэма «Духов день». Мистерии «Солдаты» и «Семь чаш». Расширение темы фашизма до общечеловеческого конфликта между порабощением и свободой. Поиски путей спасения мира.
Основные теоретико-литературные понятия
Библейские мотивы, мистерия.
М.А. Алданов (М.А. Ландау). «Фельдмаршал»
Жизненный и творческий путь писателя. Политический рассказ как отклик на события современности.
«Фельдмаршал». Германия начала 1940-х годов в рассказе. Художественное исследование психологии фашизма. Идея наполеонизма. Способы выражения авторской позиции. Исторический пессимизм М.А. Алданова.
Основные теоретико-литературные понятия
Жанр политического рассказа.
Литература второго этапа русской эмиграции
(1945— 1960) (4ч )Подъем зарубежного «советского патриотизма» по окончании I Агорой мировой войны, возвращение отдельным русским эмигрантам советского гражданства. Смыкание с «непримиримыми» другой части русской эмиграции. 1950-е годы — время потерь литературы русского зарубежья.
«Повторные эмигранты» — русские эмигранты, переселяющиеся по мере наступления Советской Армии. «Ди-пи» («перемещенные ища») — основа второй волны русской эмиграции.
И.Е. Сабурова (И.Е. Кутитонская). Новеллы-сказки (изучение одной из новелл по выбору учителя и учащихся)
Личность и судьба писательницы. Неповторимость художественного мира Сабуровой. Новеллы-сказки. Тема мечты, невозможности ее достижения в реальном мире, ответственности человека за свою жизнь. Фрагменты рифмованной прозы и их роль в новеллах. Сочетание романтической и реалистических стихий в произведениях Сабуровой.
Основные теоретико-литературные понятия Углубление представления о литературной сказке, понятие о рифмованной прозе, жанр рождественского рассказа.
Иван Елагин (И.В. Матвеев). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).
Судьба поэта. Отражение в лирике Елагина трагедии его поколения. Приговор сталинизму. Образ отца. Тема войны как одна из ведущих тем творчества поэта. Горечь ностальгии в лирике Елагина.
Проблема противостояния человека и эпохи.
Основные теоретико-литературные понятия
Обогащение представлений о лирике.
Б.Н. Ширяев. «Неугасимая лампада» (обзор романа с изучением одной из глав)
Своеобразие романа: серия рассказов и очерков, объединенных одной идеей; отображение страшной действительности Соловецкой каторги; вера в непобедимость человеческого духа.
Н. Нароков (Н.В. Марченко). «Мнимые величины» (обзор романа с изучением одной из глав)
Картина жизни русской провинции в период разгула сталинских репрессий 1930-х годов; реальность и ее отражение в романе; многоплановость названия произведения.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о жанре романа.
Литература третьего этапа русской эмиграции (1960—1990) (4 ч)
Смена хрущевской «оттепели» эпохой застоя и «холодная война» — предпосылки и условия возникновения третьей волны русской эмиграции. Диссидентское движение. Своеобразие мышления эмигрантов 1970—1980-х годов. Основные черты литературы этого периода: сочетание свободного проявления политических и эстетических взглядов с традициями соцреализма. Разобщенность писателей-эмигрантов «третьей волны».
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представления об историко-литературном процессе.
И.А. Бродский. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся) Драматизм судьбы поэта. Основные мотивы творчества: трагизм и бессмысленность бытия, одиночество и растерянность человека перед лицом мира; поэзия как символ гармонии, источник и хранительница нравственных ценностей; образ поэта. Особенности поэтики.
Основные теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о лирике.
Проза эмигрантов «третьей волны»
В. Аксенов, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, В. Максимов, Саша Соколов, А. Солженицын (обзор произведений отдельных писателей по выбору учителя и учащихся).
Внимание к исторической теме. Исследование социально-психологических и нравственных проблем современной жизни. Литература-«предупреждение». Субъективизация повествования.
Основные теоретико-литературные понятия
Развитие представлений о литературных направлениях.


Календарно-тематическое планирование спецкурса «Литература русского зарубежья»
34 часа (1 час в неделю)
Тема Количество часов Внутрипредметные связи с курсом русской литературы XX века Сопутствующее повторение Формы занятий, характеристика заданий
Введение. Задачи и основные понятия курса 1 Зарубежные периоды творчества Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского Лекция с элементами беседы. Задания: составление плана лекции, толкование основных понятий курса
Литература первого этапа русской эмиграции (общая характеристика) 2 Октябрьская революция и русская литература Русский человек за границей (И.С. Тургенев «Ася», «Вешние воды») Лекция, самостоятельная работа в группах, семинар.
Задания: работа с документами, выдвижение и обоснование гипотез
Поэзия первого этапа русской эмиграции 1 «Серебряный век» русской поэзии Коллективный анализ стихотворения, работа в группах. Задания: составление тезисов по теме
И. А. Бунин. «Темные аллеи», «Окаянные дни» 3 Дореволюционное творчество И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького Стихотворение А.А. Фета «Какая холодная осень!..» Семинар, эвристическая беседа, урок-исследование или конференция. Задания: сообщение по книге, краткий пересказ, выступление по проблеме, рецензия,исследовательская работа
А. И. Куприн. «Юнкера» 1 Дореволюционное творчество А.И. Куприна Эвристическая беседа. Задания: сообщение по книге, развернутый ответ на проблемный вопрос
М.А. Осоргин. «Сивцев Вражек» 1 Тема революции и Гражданской войны в произведениях М.А. Шолохова, Н.Э. Бабеля, Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова Философия истории Л.Н. Толстого Рассказ учителя и сообщения учащихся, коллективный анализ главы из романа.
Задания: сообщение по книге, составление тезисов, исследовательские работы
Н.А. Тэффи (Н.А. Лохвицкая). «Дачный сезон» и другие рассказы 2 Дореволюционное творчество Н. Тэффи, сатира М.М. Зощенко Юмористические рассказы А.П. Чехова Урок — комментированное чтение, семинар.
Задания: сравнение произведений разного периода, самостоятельный анализ новелл, ответы на проблемные вопросы
И.С. Шмелев. «Солнце мертвых» 2 Тема революции в советской литературе Христианские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского Лекция, сообщения учащихся, эвристическая беседа.
Задания: сообщение по книге, письменный анализ главы, исследовательские работы
М.И. Цветаева. Стихотворения 1 Дореволюционное творчество М.И. Цветаевой Образ поэта в русской лирике XIX века Урок — интерпретация стихотворения.
Задания: «слово» о поэте, комментирование стихотворения, анализ-эссе стихотворения, исследовательские работы
Литература «незамеченного поколения» (общая характеристика) 2 Трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова Лекция в сочетании самостоятельной работой учащихся. Задания: работа с отрывками из критических статей, анализ стихотворений
В.В. Набоков. «Защита Лужина» 3 Лекция, эвристическая беседа. Задания: самостоятельный анализ, подготовка к семинару
Гайто Газданов (Г.И. Газданов). «Гавайские гитары» 1 Сочетание реального и иррационального в произведениях Н.В. Гоголя Рассказ учителя, эвристическая беседа.
Задания: рецензия на рассказ, исследовательская работа
Вторая мировая война и литература русского 2 Семинар.
Задания: работа с


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. Учебно-методическая литература
Литература русского зарубежья (1920—1990): учебное пособие. М., 2006.
Литература. 11 класс: учебник для общеобразоват. учр.: в 2 ч. / под ред. В.П. Журавлева.
Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе: кн. для учащихся 11 кл. сред, шк.: в 2 ч./ под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М., 1991.
Русская литература XX века. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: в 2 ч./ под ред. В.В. Агеносова. М., 2007.
Русская литература XX века. 11 кл.: поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / под ред. В.В. Агеносова. М., 2000.
Чалмаев В.А., Зинин СЛ. Литература. 11 класс: учебник для общеобразоват. учр.: в 2 ч. М., 2010.
II. Хрестоматии
Русская литература XX века: хрестоматия для 11 кл. сред, шк.: в 2 ч. / сост. А. В. Баранников и др. М., 1993.
Русская литература XX века. 11 кл.: хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений: в 2 ч./ сост. В.В. Агеносов, Э.Л. Безносое, А.В. Леденев. М., 1997.
Современное русское зарубежье. М., 2003. (Школа классики).
III. Антологии
Ковчег: поэзия первой эмиграции. М., 1991.
Литература русского зарубежья: антология. Т. 1. Кн. 1. М., 1990.
Русский Нью-Йорк: антология «Нового журнала» / сост. А.Н. Николюкин. М., 2002.
Строфы века: антология русской поэзии / сост. Евг. Евтушенко. М., 1999.
IV. Энциклопедии и справочники
Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918— 1940): в 4 т. Т. 1. Писатели русского зарубежья. М., 1997; Т. 2. Периодика и литературные центры. М., 2000; Т. 3. Книги. М., 2002; Т. 4. Всемирная литература и русское зарубежье. М., 2006.
Русское зарубежье: золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: энциклопедический биографический словарь. М., 1997.
Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. М., 2000.
Словарь поэтов русского зарубежья / под ред. В. Крейда. СПб., 1999.
V. Мемуарная литература
Седых Андрей. Далекие, близкие. М., 1995.
Адамович Г.В. Одиночество и свобода. М., 1996.
Аллилуева С. Делекая музыка. М., 1992.
Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М., 1992.
Гиппиус З.Н. Ничего не боюсь. М., 2004.
Глэд Д. Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. М., 1991.
Дальние берега: портреты писателей эмиграции. М., 1994.
Дон Аминадо. Поезд на третьем пути. М., 1991.
Одоевцева И.В. На берегах Сены. М., 1989.
Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Париж; Нью-Йорк, 1987.
Шаховская З.А. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.
Шаховская ЗА. Таков мой век. М., 2008.
VI. Литература общего характера
Басинский П.В., Федякин СР. Русская литература конца XIX — начала XX века и первой эмиграции. М., 2000.
Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: (Рассказы о судьбах эмиграции). М., 1990.
Большаков В.В. Русские березы под Парижем. М., 1990.
Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: курс лекций. М., 2003.
В поисках истины: пути и судьбы второй эмиграции: сб. статей и документов. М., 1997.
Герра Р. «Когда мы в Россию вернемся...» СПб., 2010.
Диаспора: новые материалы. Париж; СПб., 2001.
Константинов Д.В. Через туннель XX столетия. М., 1997.
Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье...: (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990.
Культура русской диаспоры: саморефлексия и самоидентификация. Тарту, 1997.
Литература русского зарубежья; 1920—1940. М., 1993.
Михайлов О.Н. От Мережковского до Бродского: литература русского зарубежья. М., 2001.
Носик Б. Этот странный парижский процесс. М., 1991.
Русское литературное зарубежье. Вып. 1. М., 1991.
Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
Спиридинова Л. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. М., 1999.
Хитрова Е.В. О культурной адаптации русских эмигрантов во Франции (на примере переселенцев первой волны) // Путь в науку. Ярославль, 1998. Вып. 4.
VII. Литература о творчестве отдельных писателей
И.А. Бунин
Гейденко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. М., 1987.
Грудцева ЕЛ. Поэтика цикла И. А. Бунина «Темные аллеи»: Дис.... канд. филол. наук. Ижевск, 1999.
Лавров В.В. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции 1920— 1953 гг.: роман-хроника. М., 1989.
Ланин Б. Окаянная современность и горечь позднего прозрения // Народное образование. 1990. № 6.
Михайлов О.Н. И А. Бунин в жизни и творчестве. М., 2010.
Нефедов В.В. Чудесный призрак: Бунин-художник. Минск, 1990.
Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество: кн. для учителя. М., 1991.
А.И. Куприн
Куприна К.А. Куприн — мой отец. М., 1979.
Михайлов О.Н. Куприн. М., 1981.
М.А. Осоргин
Авдеева О.Ю. Ласточки непременно прилетят // Осоргин М.А. Сивцев Вражек. М., 1990.
Дядичев В. Свидетель истории // Осоргин М.А. Сивцев Вражек. М., 1999.
Михаил Осоргин: страницы жизни и творчества. Пермь, 1994.
Недорезова И. Вдали от родины, но с думою о ней // Татарстан. 1992. № 56.
Пирумова Н. Оставался гражданином России // Урал. 1989. № 5.
Старикова Е. Заметки запоздалого читателя // Октябрь. 1991. №3.
Н.А. Тэффи
Аверин Б., Нитраур Э. Тайна смеющихся слов // Тэффи. Смешное в печальном. М., 1992.
Гринкевич Н. Земные радости // Простор. 1989. № 8.
Николаев Д. Жемчужина русского юмора // Тэффи Н.А. Юмористические рассказы. 1990.
Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет...»: О судьбе и творчестве Тэффи // Тэффи. Ностальгия. Л., 1989.
Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века / редкол.: О.Н. Михайлов, Д.Д. Николаев, Е.М. Трубилова. М., 1993.
Трубилова Е. Жильцы белого света // Слово. 1991. № 10.
Тэффи. Моя летопись. М., 2004.
И.С. Шмелев
Горюнова P.M. Жанровая специфика эпопеи И.С. Шмелева «Солнцемертвых» //Филологические науки. 1991. № 4.
Осьминина Е.А. Песнь песней смерти (о «Солнце мертвых» И.С. Шмелева») // Известия Рос. АН. Серия литературы и языка. 1994. Т. 53. № 3.
Смирнова М. И.С. Шмелев. Время и судьба // Согласие. 1991. № 1.
Солженицын А.И. Иван Шмелев и его «Солнце мертвых» // Новый мир. 1998. № 7.
М.И. Цветаева
Айзенштейн Е.О. Борису Пастернаку — навстречу! Марина Цветаева: о книге Марины Цветаевой «После России» (1928). СПб., 2000.
Бродский И.А. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М., 1998.
Головко В.М. Три встречи: литературно-критические очерки. М., 2001.
Козлова JI.H. Одинокий дух: Марина Цветаева: душа и ее путь. М., 2006.
Кудрова И.В. Просторы Марины Цветаевой: поэзия, проза, личность. СПб., 2003.
Марина Цветаева в воспоминаниях современников: годы эмиграции. М., 2002.
Павловский А. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
Саакянц А. Марина Цветаева: жизнь и творчество. М., 1999.
Швейцер В.А. Быт и Бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: идеология — поэтика — идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
В.В. Набоков
Анастасьев Н.А. Феномен Набокова. М., 1992. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: о русских романах Владимира Набокова. М., 1998.
Вознесенский А. Геометридка, или Нимфа Набокова // Октябрь. 1986. № 11.
Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: работы о Набокове. СПб., 2004.
Ерофеев В. Русский метароман В. Набокова, или В поисках потерянного рая //Вопросы литературы. 1988. № 10. Классик без ретуши: литературный мир о творчестве Владимира Набокова. М., 2000.
Мулярчик А. «Феномен Набокова»: свет и тени // Литературная газета. 1987. № 21 (20 мая).
Седых А. Встреча с В. Сириным // Литературное обозрение. 1999. № 2.
Слюсарева И. Построение простоты: (Опыт прочтения романа Вл. Набокова «Защита Лужина») // Подъем. 1988. № 3. ЦелковаЛ.Н. В.В. Набоков в жизни и творчестве. М., 2002. Шаховская З.А. В поисках Набокова: отражение. М., 1991.
Гайто ГаздановАнтоненко С. Время колокольчиков // Новый мир. 1996. № 12.
Диенеш Л. Писатель со странным именем // Газданов Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1.М., 1996.
Миллер Л. Разговор, продленный эхом // Вопросы литературы. 1992. Вып. 2.
Никоненко Ст. Загадка Газданова // Газданов Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1996.
Сыроватко Л. Газданов-новеллист // Газданов Г. Собр. соч.: в 3 т. Т. 3. М., 1996.
Е.Ю. Кузьмина-Караваева
Богат Е. Мать Мария: мифы, версии, достоверности // Юность. 1986. № 4.
Колосов С.Н., Микулина Е.Н. Мать Мария: киносценарий. М., 1983.
Мешков Ю. Смотревшая в «глаза судьбы» // Мол. гвардия. 1992. № 1-2.
Манухина Т. Монахиня Мария // Кузьмина-Караваева Е.Ю. Избранное. М., 1991.
Микулина Е.Н. Мать Мария. М., 1988.
Осьмаков Н.В. Жизнь-подвиг // Кузьмина-Караваева Е. Ю. Избранное. М., 1991.
Райт-Ковалева Р.Я. Человек из Музея Человека: повесть о Борисе Вильде. М., 1982.
Рощин М.Ю. Убери меня с твоей земли // Новый мир. 1990. №5.
Юрьева М.В. Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Таганрог, 2004.
М.А. АлдановЛи С.Н. Рассказы Марка Алданова // Алданов М. Собр. соч.: в 6 кн. Кн. 3. М., 1994.
Чернышев А.А. Четыре грани таланта Марка Алданова // Алданов М.А. Истоки: избр. произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1991.
И. Сабурова
Синкевич В. Послесловие // Сабурова И. Королевство Алых Башен. М., 2000.
И. Елагин
Синкевич В. Последние дни Ивана Елагина // Новый мир. 1990. №3.
Широков В. «Ди-пи», или Перемещенное лицо русской поэзии //Знамя. 1999. № 3.
Н. НароковДобренко Е. Убегающее пространство // Согласие. 1991. № 1.
Маслов А.Н. Нароков: мнимые величины // Волга. 1991. № 4.
Стариков Е. Заметки запоздалого читателя // Октябрь. 1991. №3.
И.А. Бродский
Вигдорова Ф. Судилище // Огонек. 1988. № 49.
Винокурова И. «Замечательный лирик Н.» // Октябрь. 1988. № 7.
Ерофеев В. «Поэта далеко заводит речь...» // Иностранная литература. 1988. № 7.
Иосиф Бродский: Творчество. Личность. Судьба. СПб., 1998.
Иосиф Бродский: труды и дни. М., 1999.
Полухина В. Бродский глазами современников: сб. интервью. СПб., 1997.
Шайтанов И. Предисловие к знакомству // Литературное обозрение. 1988. № 8.
Г.Н. ВладимовАннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир. 1994. № 10.
Иванова Н. Дым отечества // Знамя. 1994. № 7.
Кардин В. Страсти и пристрастия: к спорам о романе Владимо-ва «Генерал и его армия» // Знамя. 1995. № 9.
Нехорошее М. Генерала играет свита // Знамя. 1995. № 9.
В.Е. Максимов
Вартанова К.Р. Художественная концепция личности в творчестве В. Максимова. Армавир, 2001.
Дмитриева Ю.Л. Эволюция героя в творчестве В. Максимова 1960-1970-х гг. Астрахань, 2006.
Литвинов В. Прозрение // Книжное обозрение. 1994. 3 мая.
Юдин В. Кровавое безвременье // Литературная Россия. 1993. 29 нояб.
С.Д. Довлатов
Аръев А. Дорога в новую реальность: (О прозе Сергея Довлато-ва) // Довлатов С. Встретились, поговорили. СПб., 2001.
Генис А. Метафизика ошибки // Литературная газета. 1997. 24 дек.
Малоизвестный Довлатов. СПб., 1999.
Топоров В. Дом, который построил Джек // Звезда. 1994. № 3.