ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ педагога дополнительного образования детского объединения «Футбол» первой квалификационной категории Казака Александра Анатольевича по теме: «Физическое воспитание юных спортсменов с применением народных, подвижных и спортивных
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Учебно-воспитательный комплекс с. КраснохолмПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
педагога дополнительного образования
детского объединения «Футбол»
первой квалификационной категории
Казака Александра Анатольевича
по теме: «Физическое воспитание юных спортсменов
с применением народных, подвижных
и спортивных игр»
Оренбург
2014
Содержание:
Информационный лист ………………………………………………….3
Условия формирование опыта ………………………………………….4
Актуальность опыта………………………………………………………4
Ведущая педагогическая идея опыта ……………………………………6
Экспериментальная работа……………………………………………….7
Диапазон опыта……………………………………………………………8
Теоретическая база опыта ……………………………………………….8
Новизна опыта ……………………………………………………………9
Характеристика условий…………………………………………………10
Технология опыта………………………………………………………...10
Цель и задачи опыта……………………………….........................10
Организация учебно-воспитательного процесса………………11
Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса.12
Организация учебно-воспитательного процесса……………….15
Результативность опыта………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………...24
Приложения к опыту работы………………………………..........................25
Информационный лист
Казак Александр Анатольевич –
образование: среднее;
место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Подросток»;
должность: педагог дополнительного образования;
общий педагогический стаж: 21 лет;
стаж работы в данном учреждении: 7 лет;
квалификация: первая квалификационная категория.
Условия формирования опыта
На формирование педагогического опыта работы Казака А.А. оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы и активное участие в МО отдела;
- курсы повышения квалификации; участие в мероприятиях различного уровня (сельского, городского и областного уровнях);
Основной идеей педагогического опыта педагога являются:
- физическое воспитание юных спортсменов.
Условия возникновения и становления опыта: Казак Александр Анатольевич работает в МАУДО «ЦВР «Подросток» с 2006 г. Свою педагогическую деятельность осуществляет в учебно-воспитательном комплексе с. Краснохолм (УВК) на базе МОБУ ООШ с воспитанниками 12-17 лет.
В результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности занятий по футболу определена проблема использования в образовательном процессе подвижных и спортивных игр. Выделение данной проблемы в качестве приоритетной является началом становления опыта.
Для изучения исходного состояния была проведена диагностика уровня двигательных способностей, уровня физического развития, опрос (анкетирование) воспитанников 12-17 лет. В результате анкетирования (Приложение 1) было выявлена недостаточная мотивация воспитанников к систематическим занятиям по футболу. Результаты физической подготовленности (высокий уровень показали 5% воспитанников, выше среднего 15%, средний уровень 55%, ниже среднего 20% и низкий 5% воспитанников) и физического развития воспитанников (рост-43% выше среднего, 24% средний и 30% ниже среднего уровня; масса тела - 22% больше нормы, с нормой 60% и с массой меньше нормы 18% воспитанников, окружность грудной клетки - с нормой 97% и меньше нормы 3% воспитанников; осанка - с высоким уровнем 62%, с хорошим 28% и с низким 10% воспитанников) определили необходимость внедрения и поиска новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к занятиям футболом, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность. Актуальность опыта
Основоположники отечественной детской физиологии И.М.Сеченов, Н.А.Бернштейн, И.А.Аршавский и другие показали, что в тесной связи с движениями и физической активностью ребенка протекает вся его органическая и духовная жизнь. Движение поддерживает обменные процессы развития, воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. В современных условиях жизни при значительном снижении двигательной активности воспитанников значение физических упражнений и рационального двигательного режима для подростков многократно возрастает. Решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в условиях учебного заведения возможно только в комплексе, объединив все силы и возможности. Гармоничное физическое развитие предполагает совершенствование основных физических качеств и способностей, повышение функциональных возможностей всех систем организма.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство детей находится в статическом положении (сидя). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16-19% времени суток.
Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы, так как:
- не учитывает конкретных условий обучения;
- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными потребностями и физическими возможностями;
- недостаточно реализует потребности детей в движении.
В тоже время нельзя отрицать наличие в практике физического воспитания эффективных форм его организации, позволяющих решать как выделенные проблемы, так и обеспечить комплексное физическое развитие, формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Среди таких форм, по мнению учёных, занимающихся проблемами физического воспитания, в частности Л.Н. Волошиной, Л.В Былеева, И.М. Короткова выступают подвижные и спортивные игры.
Актуальность проведение исследований объясняются необходимостью повышения показателей уровня физической подготовленности юных спортсменов – укрепления их здоровья, повышения мотивации, улучшения показателей физического развития на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.
Ориентация на формирование потребности детей к движениям, способной
к самоопределению и свободному развитию побуждает педагога постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия двигательного потенциала воспитанников.
Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.
В то же время некоторые авторы указывают на то, что применение различных игр и игрового метода на занятиях физической культурой с учащимися разного возраста и пола может раскрыть новые перспективы в совершенствовании содержания и организации занятий по физической культуре. Нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее принявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых, возможно, было бы успешно развивать физические качества воспитанников, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников.
В связи с этим возникли противоречия в пересмотре системы физического воспитания и внедрении в образовательный процесс более эффективных форм его организации между распространенным малоподвижным образом воспитанников и возросшими требованиями и сохранению их здоровья; между пренебрежительным отношением отдельных подростков к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности; между распространением вредных привычек в подростковой среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей идеей педагогического опыта является создание условий для повышения двигательной активности юных спортсменов на занятиях футболом, совершенствования методики и организации занятий воспитанников детского объединения «Футбол».
Главное, подвижные игры рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность каждого можно повысить, если есть сочетаемость с методикой обучения. Игры больше, чем любое другое средство физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма. Правильно подобранная игра приносит ожидаемый результат в решении поставленных задач образовательного процесса. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, инициатива есть непременное условие большинства игр.
Экспериментальная работа
Работа над опытом длилась в течение трех лет.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1-й этап. Аналитико-диагностический (2010-2011 уч. г.). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности и физического развития обучающихся, их уровня мотивации к занятиям футболом.
2-й этап. Практический (2011-2012 уч. г.) Определение целей и задач, разработка мероприятий, отслеживание процесса развития двигательных качеств, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; корректировка содержания намеченной методики, системы тестирования.
3-й этап. Аналитико-обобщающий (2013-2014 уч. г.) Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий, обработка полученных данных; сопоставление результатов с поставленными целями; обобщение результатов опыта, выработка рекомендаций, публичное выступление на педагогических советах, методических объединениях, семинарах и педагогических чтениях.
Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта – «интересное плюс полезное».
Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение во внеурочную деятельность методики обучения посредством народных подвижных и спортивных игр, направленных на формирование физической культуры личности ребенка, укрепление здоровья, созданию у них положительного эмоционального фона, активизации двигательной деятельности на занятиях футболом.
Теоретическая база опыта
Был изучен опыт работы учёных П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, которые подтверждали роль игры в развитии психофизических качеств ребёнка.
Лесгафт П.Ф. считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить подчинять свои действия сознанию». Лесгафт П.Ф. указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр.
Гориненский В.В. подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей и сняли с требованиями современной общественной жизни, В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально-волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Гориневский В.В. предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу.
Теоретической базой опыта явились исследования и идеи А. Г. Сухарёва, И.И. Горехмана, Л.П. Матвеева, основателя российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафта.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И. Быковой, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, а также активно использовались игровые технологии Никитина Б.П., информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих педагогов в данном направлении работы.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в выделении педагогического потенциала подвижных и спортивных игр, обосновании особенностей их использование в образовательном процессе в условиях детского объединения «Футбол», показана возможность использования игр как условия повышения эффективности процесса физического воспитания.
Практическая значимость опыта состоит в разработке календарно – тематического планирования занятий по футболу с использованием подвижных и спортивных игр на основе общеобразовательной программы «Футбол» 2011года, сроком реализации 3 года, для детей 12-17 лет. Данная программа способствует совершенствованию всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости, а также укреплению здоровья детей. В ходе занятий воспитанники приобретают социальный навык общения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, одной из основных задач работы является организация занятости подростков в вечернее время, с целью изолирования их от негативного влияния улицы.
Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в системе дополнительного образования должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы педагогам физкультурно-спортивной направленности использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и сельские традиции.
В данной работе наиболее полно отражена организация эффективной работы с воспитанниками на занятиях футболом, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Данный опыт можно отнести к категории репродуктивно-поискового.
Характеристика условий
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта: диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Работа над темой опыта систематически проводится на занятиях и спортивно-игровых мероприятиях. Данный подход в работе можно использовать в практике любого педагога дополнительного образования физкультурно-спортивного направления работы, молодых и начинающих специалистов.
Технология опыта
Цель и задачи опыта
Цель опыта – физическое воспитание юных спортсменов с применением народных, подвижных и спортивных игр.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных и спортивных игр применимых к использованию в образовательном процессе;
выявить исходный уровень физической подготовленности, физического развития воспитанников, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость;
разработать систему использования подвижных и спортивных игр в образовательном процессе с учётом возраста обучающихся и направленностью игр на развитие двигательных качеств;
провести апробацию системы использования подвижных и спортивных игр на занятиях по футболу и спортивно-игровых мероприятиях;
разработать программно-методическое обеспечение для проведения занятий по футболу на основе применения подвижных, народных и спортивных игр;
создание картотеки народных, подвижных игр, подводящих физических качеств обучающихся.
Для решения задач применялись следующие методы:
анализ и обобщение данных научной и методической литературы и документов;
опрос (анкетный) в виде методики неоконченных предложений;
измерение антропометрических показателей;
тестирование уровня физической подготовленности учащихся;
педагогический эксперимент.
10.2. Организация учебно-воспитательного процесса
Содержание обучения. Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на занятиях. Подвижные игры проводятся на занятиях в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, гиревым спортом. Подвижные игры на занятиях по футболу используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Каждую задачу занятия ставим предельно конкретно, особенно при проведении занятий при освоении нового материала. Чтобы повысить интерес воспитанников к усвоению нового материала, мы используем элементы соревновательной деятельности, потому что как только воспитанник освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент и отношение юного спортсмена к данному двигательному действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и учебой, одна из основных видов деятельности человека. Народные и подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.
Методику организации проведения игр диктуют особенности физического и психического развития детей. Подбор подвижных и народных игр связан с возрастными особенностями воспитанников, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также прохождением программного материала.
На занятиях для воспитанников 12-15 лет значительное место занимают игры с разделением группы на команды, с соревнованием между ними. Практический материал по подвижным играм: «Встречная эстафета с преодолением препятствий», «Челнок», «Город за городом», «Переправа», «Эстафета с элементами футбола», «Русская лапта», «Борьба в квадратах», «Город за городом», «Борьба за мяч», «Летучий мяч».
Для воспитанников 15-17 лет используют подвижные игры со спортивной подготовкой. Практический материал по подвижным играм: «Круговая эстафета», «Преследователи», «Перетягивание каната», «Лапта футболистов», «Прыгуны», «Зашита ворот», «Эстафета лыжников», «Снайперы».
Формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса
Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности воспитанников Казак А.А. начал с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса. Традиционно на занятиях используются три метода: фронтальный, когда дается одно общее задание всей группе; командной, когда группа делится на несколько команд, каждой из которых даются разные задания и индивидуальный, когда персональное задание получает каждый воспитанник. Это позволяет решить задачу овладения юными спортсменами базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта воспитанников, границ их двигательной активности.
Работая над поиском форм и методов обучения воспитанников групповому взаимодействию, педагог пришел к выводу о необходимости широкого использования подвижных игр и соревнований. На любом этапе обучения они помогают решить задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки воспитанников к конкретной игровой деятельности. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
В соответствии с целями и задачами деятельности по введению в образовательный процесс подвижных и спортивных игр на первоначальном этапе реализации опыта был проведён анализ литературы и педагогической практики по соответствующей опыту тематике. В результате была собрана картотека подвижных и спортивных игр.
Прежде всего, подвижные игры - это технические игры. Описание каждой из игр содержит не только её правила, но и особенности её проведения и что наиболее важно при использовании игры в образовательном процессе её направленность на развитие тех или иных качеств личности. Далее на основании дифференциации имеющихся игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств были составлены ориентировочные таблицы использования игр для развития двигательных физических качеств (Приложение 2). Таблицы использовались при разработке тематического планирования занятий по футболу, где на каждом из занятий, в зависимости от группы образовательных задач запланировано проведение тех или иных подвижных и спортивных игр.
При планировании занятий и уже в ходе их проведения использовались следующие подходы:
- использование нетрадиционных форм и методов организации группы к работе на занятии;
- выполнение ОРУ самостоятельно, в индивидуальном темпе под музыку;
- деление группы на команды по интересам;
- оценивание физической подготовленности с учетом динамики изменений показателей в конкретном упражнении;
- выявление индивидуальных способностей воспитанников в популярных русских видах спортивных состязаний: лапта, городки, перетягивание каната, гиревой спорт.
Очень важно для Казака А.А. при использовании подвижных игр глубоко вникать в структуру каждой игры, чтобы эффективно применять ее различные элементы для разучивания и совершенствования движений из разных видов спорта. Например, подвижная игра «Лапта футболистов» очень интересная, но вместе с тем непростая как по совокупности технических приемов, так и по правилам подсчета набранных очков. Для ее освоения педагог задействует несколько занятий.
Так на 1 и 2 занятиях знакомит ребят с правилами, но и проводит интерактивные формы ознакомления с основными приемами. Подача (нижняя или боковая) мяча через веревочку высотой 200 см; бег с препятствиями; ловля и энергичная подача мяча партнеру (2-мя руками от груди, от головы, одной рукой от плеча).
На занятии Александр Анатольевич активно использует видео экскурсии и компьютерные тестирования.
Отснятый на камеру материал занятия педагог использует при работе над ошибками. Давая возможность воспитанникам посмотреть на себя со стороны, педагог преследует несколько целей, а главное – улучшить исполнение игрового приема.
На 3-м занятии, а порой и на 4-м идет тренировка отдельных элементов на практике.
5-ое занятие посвящается игре по упрощенным правилам.
Только на 6-м занятии у воспитанников проявляются основные умения и навыки проведения конкретной игры.
Игры, кроме развития двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы) помогают преодолеть комплекс неполноценности, возникающий при «страхе» не попадания мяча в ворота.
Интерес у детей вызывают игры с элементами традиционных спортивных игр.
При правильном подборе игр их можно использовать как в подготовительной, основной так и в заключительной части занятия. Главное, чтобы динамика и темп движений в конкретной игре соответствовали необходимому уровню нагрузки, что можно контролировать через пульсометрию.
Организация учебно-воспитательного процесса
Педагогом разработано планирование занятий с применением игрового и соревновательного методов.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность воспитанников. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям по футболу. В основе занятий с использованием подвижных и спортивных игр педагог применяет игровой и соревновательный метод обучения.
С 2009 года Александр Анатольевич участвовал в экспериментальной работе Центра «Подросток» на тему: «Физическое воспитание в системе сегментированного маркетинга». В результате этой деятельности Александром Анатольевичем разработаны методическое пособие по «Футболу», с целью оказания методической помощи педагогу при проведении теоретических и практических занятий по футболу. Данное пособие позволяет успешно обучать воспитанников истории футбола, основам техники и тактики, правилам игры в футбол, а также обучать теоретическим сведениям о врачебном контроле и гигиеническом обеспечении тренировочного процесса.
С помощью дидактического материала пособия (контрольно-проверочных карточек) юные футболисты более качественно усваивают преподаваемый материал, и расширяют объем знаний, а педагог продиагностирует знания воспитанников первого, второго и третьего года обучения.
Казак А.А. в 2011 году достойно участвовал в профессиональном конкурсе методического и дидактического материала, где был отмечен дипломом. Все методические разработки Александра Анатольевича отличаются высоким качеством выполнения:
2010 г. – Методическое пособие по футболу;
2011 г. – Авторская дополнительная образовательная программа «Футбол»;
2014 г. – Методические рекомендации «Социальная адаптация подростков посредством спорта».
С 2011 Александр Анатольевич принял участие в экспериментальной работе «Центра «Подросток» на тему: «Внеурочная деятельность в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования в Оренбургской области начальной школы». В 2011-2012 учебном году обучал детей 1-х классов МОБУ ООШ с. Краснохолма по программам: «Занимательная физкультура» и «Здоровый образ жизни», где успешно проводил открытые занятия и мероприятия, по итогам которых заслуженно получил положительные отзывы администрации школы и родителей.
Педагогом опробована технология игровой деятельности. На каждом занятии используются игры, игровые задания или соревнования различной направленности. Подбор игр педагог осуществляет в зависимости от изучаемого материала программы, а так же от конкретно поставленных задач перед воспитанниками на том или ином уровне.
Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.
Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами футбола, баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.
Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.
В форме соревнований один раз в полугодие педагог проводит тестирование уровня физической подготовленности по следующим упражнениям: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание (юноши), отжимание (девушки), бег 30 м, бег на 1000м, наклон туловища. Сравнивает результаты с предыдущим тестированием. По результатам мониторинга физического развития воспитанников экспериментальных групп был создан банк данных физического развития воспитанников.
По результатам тестирования подводятся и определяются лучшие результаты в личном зачете, среди групп. Используя соревновательный метод педагог проводит беговые эстафеты по кругу с этапами 60м, 100м, 200м; эстафеты с применением разнообразных предметов: скакалки, обручи, мешки, «тоннели», маленькие и большие мячи. По итогам эстафет победители награждаются грамотами.
Ежегодно в первом полугодии при прохождении раздела «Лёгкая атлетика» на стадионе в игровой форме проводятся соревнования между группами детского объединения «Футбол», а затем в соревнованиях между школами с. Краснохолма (МОБУ ООШ, МОАУ СОШ № 84, ГСКОУ «Школа-интернат № 6», а также между командами ЦВР «Подросток» по следующим видам: бег 60м, прыжок в длину с места, метание малого мяча, кросс, футбол, мини-футбол, футбол на снегу, русская лапта). Изучая раздел «Гимнастика» - тест на гибкость, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание туловища за 1 минуту. Во втором полугодии - товарищеские встречи по «Веселым стартам», Пионерболу, волейболу, баскетболу, футболу. К судейству педагог привлекает лучших спортсменов по данному виду спорта и судей школьного СФК. Казак А.А. систематически подводит итоги прошедших соревнований, выявляет сильнейших воспитанников в личном первенстве и определяет команды-победители за весь учебный год.
Положительное отношение воспитанников к занятиям футболом невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у воспитанников - один из критериев успешного занятия.
Педагог Казак А.А. соблюдает несколько условий и методов, повышающих эмоциональность занятия:
1. Источником радости должен стать сам процесс обучения элементами футбола.
2. Обстановка на занятии.
3. Игровые и образовательные методы.
На занятии педагог в первую очередь решает образовательные задачи: развитие двигательных способностей, овладение двигательными умениями, повышение знаний. Являясь сторонником осмысленного, сознательного обучения, Казак А.А. считает, что теоретические знания играют важную роль в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач (Приложение 4).
Включая юных спортсменов в соревновательную деятельность на занятиях, педагог активизирует их деятельность и повышает эффективность обучения, делая занятия более разнообразными и интересными.
Психологическая установка воспитанников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему разнообразных игр и эстафет. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается ответственность за выполнение порученных заданий.
Для организации и проведения игр, игровых заданий и соревнований, педагог руководствуется следующими принципами:
- соответствие применяемых игровых форм психофизическим особенностям занимающихся;
- доступность;
- зрелищность, эмоциональность игры, задания;
- целостность и последовательность игровых заданий;
- взаимное уважение, доброжелательность;
- развлекательность;
- анализ и корректировка правил игры и нагрузки.
От правильной организации соревновательного момента и подвижных игр зависит общий порядок и красочность. Соревнования педагог проводит по трём системам:
- личные (определение сильнейших по виду спорта);
- командные (определение лучшего группы);
- смешанные (лично-командные).
Для повышения активности воспитанников на занятиях по футболу устраиваются соревнования между группами воспитанников в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты, поскольку деятельность подростков в меньшей мере зависит от эмоций.
В детском объединении «Футбол» проводятся достаточное количество мероприятий, многие из которых стали традиционными:
- Соревнования по футболу, мини-футболу и футболу на снегу;
- «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- «Рыцарский турнир»;
- «Веселые старты»;
- Игровая программа «А ну-ка, парни»;
- Кросс наций;
- Легкоатлетический кросс;
- День здоровья;
- Акция «Спорт против наркотиков».
На протяжении нескольких лет воспитанники педагога Казака А.А. становились победителями и призерами на соревнованиях городских, районных, местных соревнованиях.
Казаком А.А. за пять лет подготовлено 18 выпускников, 2 из них поступили в спортивные Вузы , 1 воспитанник поступил в футбольную школу ФК «Рубин» г. Казань, 4 воспитанника продолжают играть в турнирах комитета по физической культуре города и области.
Регулярно фотоматериалы и итоги соревнований педагог отражает на спортивном стенде «Спортивная жизнь детского объединения «Футбол».
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует появлению удовлетворенности юных спортсменов занятиями футболом.
Работая над поставленной проблемой, педагог, прежде всего, овладел методикой проведения подвижных игр, которые включает для себя основные этапы:
- Выбор игр.
- Подготовка к игре.
- Руководство игрой.
- Окончание игры.
Подвижные игры педагог считает наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы пробудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, подбирает интересные, увлекательные, доступные для всех воспитанников подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые игры, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков. При выборе игры для занятия учитывается степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки. Большой популярностью у детей пользуются такие игры как: «Перестрелка», «Лапта», «Снайперы», «Городки», «Третий лишний», «Салка-цепь», «Удочка», «Ловцы и бегуны», «Метко в цель», «Чехарда», «Пионербол» и другие. Среди разнообразия подвижных и спортивных игр большим потенциалом обладают народные игры.
Характерная особенность русских народных игр: движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу.
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь.
Применение русских народных игр в учебном процессе требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить педагогам дополнительного образования в планировании занятий и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
Доказано, что игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Проведение эксперимента способствовало внедрению новых эффективных форм и методов физического воспитания детей. Дети с удовольствием посещали занятия, проводимые в форме подвижных и спортивных игр, среди которых игры на реакцию, догонялки; игры- эстафеты; спортивные игры (по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола, баскетбола); игры с мячом ( мяч – атрибут множества игр); прыгательные игры (со скакалкой, резинкой) и т.д. Все они направлены на развитие двигательных физических качеств с учетом возраста воспитанников.
Результативность опыта
Для проведения педагогического эксперимента педагогом были взяты воспитанники 12-17 лет. Всего 44 воспитанника.
В течение всего периода эксперимента велся контроль за состоянием здоровья детей и уровнем их физического развития. Для этого использовались методики: измерение антропометрических показателей; тестирование уровня физической подготовленности воспитанников; пульсометрия.
Сравнительный анализ результатов уровня физической подготовленности воспитанников на начало и на конец эксперимента позволил сделать вывод об улучшении функциональных качеств воспитанников экспериментальных групп - скоростных, силовых, скоростно-силовых и общей выносливости.
Для проведения тестирования физической подготовленности юных спортсменов взяты тесты, входящие в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК).
При диагностике физического развития использовал антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки. Педагог провел измерения роста воспитанников, массы тела, окружности грудной клетки, определив пропорциональность телосложения, нашел весо-ростовой индекс. Данные своих измерений занес в таблицу, там же отразил показатели, характерные для данного возраста и провел оценку результатов.
Для выявления отношения юных спортсменов к занятиям по футболу, а так же к методам преподавания было использовано следующие методики: анкетирование методом неоконченных предложений (Приложение №1).
Цель: Выявить отношение воспитанников к занятию. Выявить те виды деятельности, которые вызывают наибольший интерес у детей, а так же наибольшее отторжение. Определить субъективный уровень принятия занятий по футболу, эмоциональное отношение к ним.
Обработка: были высчитаны средние рейтинговые баллы по предметам, а так же проанализировано соотношение высоких баллов и низких.
Из результатов анкетирование в виде методики неоконченных предложений хорошо видно, что на конец эксперимента преимущественно воспитанники выбирают либо подвижные игры, либо спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол). Большинство останавливает свой выбор на игровой деятельности, а несколько воспитанников – говорит о том, что их все устраивает. Лишь отдельные дети выбирают конкретные направления, в которых, как выяснилось, они добились наиболее высоких результатов, или в меньшей степени видны качества, которые считаются ребенком плохо развитыми.
Помимо положительной динамики роста физических и двигательных качеств воспитанников, приобретения двигательного опыта, приобщения к здоровому образу жизни, следует отметить в числе положительных результатов эксперимента также увеличение спортивных достижений воспитанников объединения «Футбол» за период с 2011 по 2014г.г.
Воспитанники объединения «Футбол» активно участвуют в соревнованиях разного уровня, результатом являются грамоты и дипломы:
- Грамота 1 место в турнире по футболу между школами г. Оренбурга (2010 г.);
- Диплом 2 степени за участие в турнире по мини – футболу между сел входящих в состав г. Оренбурга (2010 г.);
- Диплом 1 степени за участие в турнире по мини – футболу на снегу (2011 г.);
- Грамота 1 степени за участие в турнире по мини – футболу между командами г. Оренбург (2011 г.);
- Диплом 1 степени за участие в турнире по мини – футболу среди ЮВПШ
ЦВР «Подросток» (2012 г.);
- Грамота «Лучший вратарь» за участие в турнире по мини – футболу среди ЮВПШ ЦВР «Подросток» (2012 г.);
- Диплом 1 степени за участие в городском турнире Южного округа среди дворовых команд;
- Диплом 2 степени за участие в городском турнире по мини-футболу «Спортивное лето – 2012 г.»;
- Диплом 2 степени за участие в городской спартакиаде Южного округа «Вперед, к Олимпу» 2012 г.;
- Диплом 2, 3 степени за участие в соревнованиях, посвященных Дню села 2013г.;
- Диплом 1, 2 степени за участие во Всероссийской акции «Кросс наций» 2013 г.;
- Грамоты 1, 2 место за участие в соревновании по мини-футболу среди воспитанников отдела 2013 г.;
- Грамоты 1, 2, 3, место за участие в Акции «Спорт, как альтернатива пагубным привычкам» среди воспитанников отдела 2013 г.;
- Диплом 1, 2, 3 степени за участие в спартакиаде школ села 2014 г.;
- Диплом 1 степени за участие в легкоатлетической эстафете среди учащихся школ села 2014 г.
За последние 5 лет Казаком А.А. подготовлено 50 выпускников спортивного объединения «Футбол»: 2 из них поступили в спортивные Вузы, 1 воспитанник поступил в футбольную школу «Рубин» г.Казань, 4 воспитанника продолжают играть в турнирах комитета по физической культуре города и области.
Список литературы
Ахундов Р.А. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение 2007, 144 с.
Андреев С.Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 2006.
Букатов. В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.
Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М., 2005.
Бриль М.С. Отбор в спортивных играх.- М., 2009.
Ванюшин В.В. Тренировка юных футболистов.- М., 2007
Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005.
Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. – М.: Новая школа, 2004.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы. Универсальное издание/ М.: ВАКО, 2005 – 400с.
Коджарспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» Физическая культура в современной школе: опыт проблемы перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (Белгород 16 декабря 2009г.), 406 с.
Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. На6ережные Челны, 2006, 100 с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6. – С. 12.
Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»).-М.: Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2009.-56с.
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень.- М., 2010.
Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские». (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- М., 2004
Проведение учебных и внеклассных занятий с учащимися по народным массовым видам спорта./Методические рекомендации, Белгород, 2006.
Приложение 1
Анкета
Цель: Выявить отношение детей к занятиям по футболу. Выявить те виды деятельности, которые вызывают наибольший интерес у детей, а так же наибольшее отторжение. Определить субъективный уровень принятия занятий спортом, эмоциональное отношение к ним.
В анкетировании опрашиваемым предлагается закончить предложения:
а) Больше всего на занятиях по футболу мне нравится…
б) Иногда на занятиях по футболу мне не нравится…
в) Мне хотелось бы на занятиях по футболу …
Обработка:
а) На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду деятельности на занятиях по футболу.
б) На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и «не популярных» видов и форм деятельности.
Рейтинговая оценка предметов.
По шкалам от 1 до 10 баллов учащимся было предложено оценить предмизучаемые в данных классах по программе.
1 балл – самая низкая оценка.
10 баллов – самая высокая
Приложение 2
Подвижные игры, направленные на развитие
физических качеств
Быстрота
«К своим флажкам», «Салки с выручкой», «Пустое место», «Линейная эстафета», «День и ночь», «Белые медведи», «Вызов номеров», «Бегуны».
Скоростно-силовые качества
«Веревочка под ногами», «Прыжки по полоскам», эстафета с прыжками в длину и высоту, «Парашютисты», «Не оступись», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Снайперы», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит», «Защита укрепления», «Заставь отступить»
Выносливость
«Не давай мяча водящему», «Салки простые», «Салки по кругу», «Встречная эстафета», «Команда быстроногих», «Мяч ловцу», «Гонка с выбыванием»
Сила
«Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами»
Ловкость и координация
«Прыгуны и ползуны», «Кувырок с мячом», «На встречу удочке», «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Бег пингвинов», «Эстафета с преодолением препятствий»
Приложение 3
Подвижные игры с учетом различных видов спорта
Легкая атлетика
«Бег за обручем», «Бег под уклон», «Эстафета с препятствием», «Прыжки на одной ноге», «Опереди прыжок соседа», «Перепрыгни ручей», «Прыжок сквозь обруч», «Подвешенный мяч», «Меткие метания» «Увернись от мяча», «Попади в мишень», «точное метание», «Спринт с метаниями», «Метание с предельным отскоком», «Закинь палку».Спортивные игры
«Преследование с мячом», «Десять ударов с передачей», «Челночный бег», «Полет мяча», «Гонка мячей по кругу», «Поймай мяч с лета», «Быстрые передачи», «Перехват мяча», «Передачи капитану», «Стремительные передачи», «Броски в корзину смета»,»броски в корзину на бегу», «отскоки», «Подбивание мяча ногой», «Совместный бег в обруче». «Пока летит мяч».
Гимнастика
«Соблюдай равновесие», «Переправа по узким жердям», «Удержись на месте», «Встреча на скамейке», «качающееся бревно», «Борьба на бревне», «Прыжок и кувырок», «Акробатическая эстафета», «Комбинированная эстафета с набивным мячом», Скалолазы», «Окольцуй вершину столба»,
«Не дай обручу упасть», «Пробеги под скакалкой», «Тяга кольца», «10 прыжков со скакалкой», «Бег со скакалкой», «Прыжки с подбрасыванием мяча».
Приложения 4
Тесты контроля теоретических знаний
1. Спортивная игра «Футбол» представляет собой:
а) занятие в детском объединении;
б) учебный предмет в школе;
в) выполнение упражнений;
г) процесс совершенствования возможностей человека;
д) часть человеческой культуры.
2.Отличительным признаком игры футбол является:
а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;
б) физическое совершенство;
в) выполнение физических упражнений;
г) занятия в форме уроков.
3.Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором:
а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;
б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;
в) он бодр и жизнерадостен;
г) наблюдается все вышеперечисленное.
4.Что понимается под закаливанием?
а) купание в холодной воде и хождение босиком;
б) приспособление организма к воздействиям внешней среды
в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;
г) укрепление здоровья.
5. Осанкой называется:
а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;
б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;
в) привычная поза человека в вертикальном положении;
г) силуэт человека.
6. Правильной можно считать осанку, если вы, стоя у стены, касаетесь ее:
а) затылком, ягодицами, пятками;
б) лопатками, ягодицами, пятками;
в) затылком, спиной, пятками;
г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.
7. Главной причиной нарушения осанки является:
а) привычка к определенным позам;
б) слабость мышц;
в) отсутствие движений во время школьных уроков;
г) ношение сумки, портфеля на одном плече.
8.Замена одних видов деятельности другими, регулируемая режимом дня, позволяет поддерживать работоспособность в течение дня потому, что:
а) положительно сказывается на физическом и психическом состоянии человека;
б) снимается утомление нервных клеток головного мозга;
в) ритмичное чередование работы с отдыхом предупреждает возникновение перенапряжения; г) притупляется чувство общей усталости и повышается тонус организма.
9. Систематические и грамотно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, так как:
а) хорошая циркуляция крови во время упражнений обеспечивает поступление питательных веществ к органам и системам организма;
б) повышаются возможности дыхательной системы, благодаря чему в организм поступает большее количество кислорода, необходимого для образования энергии;
в) способствуют повышению резервных возможностей организма;
г) при достаточном энергообеспечении организм легче противостоит простудным и инфекционным заболеваниям.
10.Укажите, какая последовательность в комплексе утренней гигиенической гимнастики должна выполняться (используя перечисленные ниже упражнения).
Дыхательные упражнения.
Упражнения на укрепление мышц и повышение гибкости.
Потягивания.
Бег с переходом на ходьбу.
Ходьба с постепенным повышением частоты шагов.
Прыжки.
Поочередное напряжение и расслабление мышц.
Бег в спокойном темпе.
а) 1,2, 3,4, 5,6, 7,8; б)7,5,8,6,2,3,2,1,4; в)3,7,5,8,1,2,6,4 г)3,1,2,4,7,6,8,4.
11.Релаксация – это
а) физическое и психическое расслабление
б) физическое расслабление
в) физиологическое расслабление
г) психическое расслабление.
12. Укажите последовательность упражнений, предпочтительную для утренней гимнастики?
1. Упражнения, увеличивающие гибкость
2.Упражнения на дыхание, расслабление ,восстановление
3.Упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки
4.Упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы 5. Упражнения, укрепляющие основные мышечные группы.
6.Упражнения, способствующие переходу организма в рабочее состояние
7.Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса
а)1,2,3,4,5,6,7. б) 6,7,1,4,5,3.в) 3,5,7,1,3,2,4.г) 6,4,5,1,7,3,2
13. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в..
а) укреплении здоровья и воспитании физических качеств людей
б) обучении двигательным действиям и повышении работоспособности
в) совершенствовании природных, физических свойств людей
г) создании специфических духовных ценностей
14. Основными источниками энергии для организма при длительных аэробных нагрузках являются…
а) белки и витамины
б) витамины и жиры
в) углеводы и минеральные элементы
г) углеводы и жиры
15. Задачи по укреплению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе...
а) закаливания и физиотерапевтических процедур
б) совершенствования телосложения
в) обеспечения полноценного физического развития
г) формирования двигательных умений и навыков
Ответы: 1-г, 2-в,3-г,4-б,5-в,6-г,7-б,8-в,9-в,10-в,11-а,12-г, 13-в,14-б,15-в.
Приложение 5
Комплекс гимнастики
с элементами подвижных игр
Комплекс №1
Подвижная игра «Найди свое место в колонне» (3-4р)
Дети под марш ходят обычным шагом, под быструю музыку бегают по всему залу врассыпную. Когда заиграет марш, дети должны найти свое место в колонне.
Оздоровительная игра «Наоборот» (развивает сообразительность, быстроту реакции).
Дети становятся в две шеренги одна напротив другой, лицом друг к другу. Одна шеренга делает одно движение (приседают), вторая делает противоположное движение (прыгают). Тот ребенок, который перепутал движение, переходит в другую шеренгу. Выигрывает шеренга, где больше всего детей. Играют 2-3 минуты.
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту!» (3-4р)
Дети заправляют цветные ленты за пояс. Ловишка без ленты. По сигналу «1, 2, 3- лови! » дети разбегаются по всей площадке, ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть как можно больше лент. По сигналу «1, 2 – кончилась игра» дети останавливаются, ловишка подсчитывает ленты. Игра повторяется с другим ловишкой.
Подвижная игра «Море волнуется» (3-4р)
Дети говорят слова и делают плавные волнообразные движения руками, ходят по всему залу, кружатся. «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!». По окончанию слов дети должны сделать фигуру и сохранять равновесие в течение 15секунд.
Комплекс №2
Оздоровительная игра «Слушай хлопки» (5-6р)
Дети идут в колонне друг за другом. Учитель хлопает в ладоши 1 раз – дети выполняют упражнение «Ласточка» (стоят на одной ноге, сохраняя равновесие, руки в стороны, вторая нога отведена назад, туловище наклонено вперед); 2 хлопка – «Рыбка» (лежа на животе ноги вместе, слегка приподнять; прогнут спину, вытянуть руки вперед); 3 хлопка – обычная ходьба.Русская народная игра «Игровая» (5-6р)
Дети идут по кругу, в центре – ведущий. Дети говорят слова:
У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять движения за ведущим.
Кто лучше всех повторил движения, становится ведущим.
Подвижная игра «Подними платок» (5-6р)
Игроки стоят в кругу, в центре лежит платок. Звучит мелодия, все танцуют с окончанием музыки каждый старается первым поднять платок.
Подвижная игра «Дом» (3-4р)
В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором весит платок (1х1 м). Дети идут по кругу и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов дети бегают врассыпную. На конец музыки дети бегут к своим стульям и натягивают платок над головой, чтобы получилась крыша. Выигрывает группа, которая первая справиться с заданием.
Приложение 9
Игры на летней площадке
Защита крепости
Все играющие образуют круг, в центре которого ставятся 3—4 булавы, здесь же стоит «защитник». Ребята, стоящие в кругу, стараются мячом сбить булавы; «защитник» должен отбивать мяч. Одну или две булавы «защитник» может поставить вновь. Однако когда будут сбиты все булавы, на место «защитника» встает тот, кто сбил последнюю булаву. «Защитник» не имеет права ловить мяч, а должен только отбивать его, играющие не должны переходить линию круга.
Ножной мяч в кругу
Ребята образуют круг. В центре его становится водящий, который пытается выбить мяч из круга. Остальные не выпускают мяч за пределы круга. Пропустивший мяч становится водящим.
Круговая лапта
Отмечается веревкой круг (диаметр — 15 шагов). Можно вместо круга начертить прямоугольник или квадрат. Группа делится на две команды. По жребию одна команда находится в кругу, другая — за кругом.
Игроки за кругом перебрасывают (или иногда делают вид, что бросают) друг другу мяч. Они должны попасть в игроков, находящихся в кругу. Каждый осаленный выходит из круга. Игра продолжается.
Заставь мяч прыгать
На расстоянии 8—10 метров от стены проводится линия: (старт—финиш), на которой с интервалом 1—1,5 метра кладутся 3—5 мячей (баскетбольных, волейбольных, футбольных). Возле каждого мяча стоят игроки. По сигналу руководителя соревнующиеся ударами рук по мячу ведут его баскетбольным дриблингом, направляясь к стене. Коснувшись стены рукой, участники возвращаются. Достигнув финиша, они ловят мяч и поднимают его вверх. Побеждает игрок, первым выполнивший задание.
Быстрей перенеси
Все имеющиеся хоккейные, теннисные или малые резиновые мячи сложить в одном месте. В 10—15 метрах от него чертятся два круга диаметром 1 метр, в каждом из которых находится участник. По команде руководителя оба игрока устремляются к мячам и, захватив как можно больше, переносят в свой круг. Затем, уже без дополнительной команды, они выполняют перебежки до тех пор, пока не будут перенесены все мячи. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его. Побеждает тот, кто перенесет больше мячей.
Не задень мяч
Вдоль натянутой веревки подвесить на разной высоте и с различными интервалами 10—12 мячей, связанных парами. Участник, запомнив расположение мячей, должен пройти спиной вперед, не задев ни один из них. Игроки имеют право двигаться только по прямой, приседая под мячами. Побеждает игрок, выполнивший задание.
Попади в летящий мяч
Руководитель подбрасывает мяч (волейбольный или баскетбольный). Участник, стоящий в 5—10 метрах от него, стремится попасть теннисным мячом в летящую цель. Количество попыток определяет руководитель. Побеждает самый меткий.
Вращающийся мяч
Руководитель становится на гимнастического козла, коня, поставленного широкой стороной по отношению к играющим. В руках у проводящего аттракцион веревка, на конце которой привязан волейбольный мяч. Играющие выстраиваются в колонну по одному в двух шагах от руководителя, лицом к нему. По команде участник должен пролезть под снарядом так, чтобы его не задел мяч, который вращает руководитель в вертикальной плоскости. Игрок, своевременно не выполнивший команду или задетый мячом, выбывает. Колонна постепенно редеет. Кто останется последним, тот и победитель.
Поворот в воздухе
Игрок с мячом в руках стоит под баскетбольным кольцом. Его задача — подпрыгнуть и, повернувшись в воздухе, забросить мяч в кольцо. Побеждает участник, забросивший больше мячей.
Прыгни через палку
Игроки держат палку горизонтально впереди себя. Их задача — перепрыгнуть через палку, не выпуская её из рук. Побеждает тот, кому большее количество раз подряд удалось это сделать.
Выбей шайбу
На полу чертятся два круга диаметром 1 метр. Расстояние между ними — длина гимнастической палки. В центре каждого круга лежит шайба или мяч. Игроки с гимнастическими палками в руках находятся за пределами круга. По сигналу руководителя они пытаются выбить шайбу противника, защищая свою. Входить в круг запрещается. Проигравший выбывает из игры. Ученик, победивший в 3—5 сражениях подряд — победитель.
Приложение 10
Подвижные игры
«Автомобили». На первом занятии обучающиеся делятся на две группы «Автомобили» и «Пассажиры». Автомобиль первый номер, пассажир – второй. Начинают движение по залу строго по линиям разметки, стараясь не сталкиваться, затем меняются местами. На следующем задании идёт вызов автомобиля и доставка пассажира до определённой станции. Станциями могут быть: «Маты», «Скамейки», «Мячи» и т. д. Возможна дальнейшая импровизация: появление специальных автомобилей, регулировщиков и т. д. В качестве домашнего задания может быть изготовление прав на вождение.
«Самолёты». Игра проводится в свободной форме, когда дети изображают летающие самолёты, стараются двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом.
«Весёлая десяточка». Обучающийся своими беговыми движениями «рисует» цифры от 1 до 10, что создаёт модель движения многих спортивных игр.
«Весёлая математика» (занятие по системе Виноградова В.М.). На основе особой разметки спортивного зала проводится система игр с дидактической направленностью (например, «Займи нужный ряд» и «Отгадай слово»), развивающих не только скорость, ловкость, укрепляющих зрение, но и такие качества как внимание, память и мышление.
Одним из условий проведения игр «Займи нужный ряд» и «Отгадай слово» является разметка спортивного зала, обозначенная яркими точками на полу на расстоянии 1,5 – 2 м друг от друга. Ряды точек по лицевым линиям обозначены буквами (от А до Ж), а по боковым соответственно цифрами (от 1 до 8).
Предложенная разметка спортивного зала напоминает игровое поле для игры в морской бой. Буквы и цифры обозначены на стене, так что с любого места спортивного зала они хорошо видны. Каждая точка имеет своё кодовое название, к примеру, «5Ж» или «6Е». Существуют разные варианты игры, и преподаватель в зависимости от задач урока может использовать любой вариант.
«Ключи»
Играющие встают по одному в кружки, начерченные на площадке в любом порядке, но не ближе 2-3 метров один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к кому-либо из игроков и спрашивает: «Где ключи?». Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называют имя одного из детей), постучи!». Во время этого разговора другие игроки стараются меняться местами. Водящий должен быстро занять кружок, освободившийся во время перебежки. Если водящий долго не сумеет занять кружок, он может крикнуть: «Нашел ключи!» - тогда все игроки должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-то кружок, а ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
«Быстро шагай»
Водящий поворачивается лицом к стене и говорит: «Быстро (вид ходьбы) шагай, оглянусь – замирай… раз, два… стой!». Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные ребята, расположившись за чертой в 15-20 шагах от водящего, во время счета передвигаются заданным способом по направлению к водящему. Когда водящий крикнул «Стой!» и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад за черту. Так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь подойдет к водящему вплотную. Водящий меняется.
«Нанайские гонки»
Внутри команд учащиеся делятся на пары, По сигналу первые пары, стоя лицом друг к другу и держась за руки, начинают передвижение. Один идет спиной вперед, а другой обычной ходьбой вперед. Дойдя до отметки, участники меняются ролями. То же выполняют следующие пары. Побеждает команда, первой закончившая передвижения.
Можно передвигаться, стоя боком к направлению движения.
«Мышеловка»
Играющие выбирают 3-4 человека, которые образуют круг мышеловку. Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, пригововаривая:«Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, все поели.
Берегитесь же плутовки,
Доберемся мы до вас,
Вот поставим мышеловку,
Переловим всех тотчас!»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу водящего мышеловка закрывается, играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они переходят в круг и тем самым увеличивают размеры мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.
«Быстро по кругу»
Команды построены в круг лицом внутрь, интервал между игроками 1-2 шага, в руках у капитанов команд по волейбольному (баскетбольному) мячу. На местах, где находятся участники, чертятся мелом на полу небольшие круги диаметром до 50-60 см. По сигналу капитан подбрасывает мяч вертикально вверх, а все участники одновременно передвигаются по кругу вправо (против часовой стрелки), становясь в соседний круг, а мяч ловит второй номер и вновь бросает его вверх, давая тем самым сигнал к новому перемещению игроков.Выход из круга при ловли мяча считается ошибкой. Игра заканчивается в тот момент, когда капитан команды вернется на свое место и поймает мяч, подброшенный последним участником.
«Пожарные на учении»
Ученики стоят лицом к гимнастической стенке 4-5 шагов от нее (количество команд по числу пролетов). По сигналу дети, стоящие первыми, бегут к стенке, взлезают на нее и звонят. Затем слезают и идут в конец колонны. По хлопку по ладони бегут следующие.
Правила: влезать установленным способом, не пропускать перекладин, спускаться до конца, не спрыгивать.
«Иголка и нитка»
Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого - слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот, поворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
Игры с бегом
«Ошибся!»
Игра для учащихся 5–11-х классов. На расстоянии 10–25 м чертят две линии, обозначая города. В 2–3 шагах от каждого города проводят игровые линии, рядом с которыми отмечают место плена. Дети делятся на две группы и занимают города. В каждой группе (партии) выбирают ведущего, он делит играющих на несколько подгрупп по 3–4 человека в каждой. Они встают друг за другом лицом к линии города. По жребию игроки одной из групп начинают игру. По сигналу ведущего первые номера бегут к городу своих противников, добегают до игровой линии, касаются ее одной ногой и быстро возвращаются в свой город. Первые номера другой группы догоняют их. Если им удается осалить убегающих, то они уводят их в плен, а сами встают в конец своих колонн. Затем к городу противника бегут вторые номера,и т.д. Если их не осалили, и те и другие встают в конец своих колонн. Если догоняющий выбегает за черту города раньше, чем противник наступит ногой на игровую линию, ему кричат: Ошибся! Он должен вернуться в город, встать на свое место и только потом начать догонять противника. Выигрывает та группа, в которой по истечении игрового времени осталось больше игроков.
Правила:
1. Преследовать противника можно только после того, как он наступит ногой на игровую линию.
2. Игроки могут освободить своего товарища из плена, если, пробегая мимо, ударят его по ладони протянутой руки.
«Корзинки»
В эту игру могут играть дети в любом возрасте. Играющие делятся на пары, берутся за руки, образуя кружки-корзинки, и расходятся по всей площадке. Выбирают двух водящих, которые располагаются на разных сторонах площадки. Один из них – пятнашка – ловит другого, который бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени кого-нибудь из играющих. Тот, чье имя назвали, убегает, и тогда уже его догоняет пятнашка, а на его место встает тот, кто убегал. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки, образуя корзинку, и выбирают новую пару водящих.
Правила:
1. Водящие должны стараться убегать далеко от остальных играющих.
2. Если пятнашка долгое время не может догнать убегающего, выбирают другого пятнашку.
«Щука и караси»
На противоположных сторонах площадки отмечают место, где караси прячутся от щуки. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу ведущего они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки, а щука старается их осалить. Пойманные караси из игры не выходят – они стоят в стороне и ждут, когда их станет четверо или пятеро, чтобы построить сеть. Затем они берут друг за руки и встают на середину игровой площадки. Щука находится за сетью и ловит свободных карасей, проплывающих мимо. Каждый пойманный карась присоединяется к сети, и она становится все шире. Тогда из нее делают корзинку – образуют круг. Участники игры при перебежке обязательно должны забежать внутрь круга. Щука стоит рядом с корзинкой и ловит карасей. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.
Правило:
Щука не должна заплывать в сеть и в корзинку за карасями.
Методические указания:
Чем больше участников, тем интереснее проходит игра. Норы для карасей можно выделить простой чертой, но лучше натянуть шнур, под который они будут подплывать. Места, где прячется щука, – может быть 3–4 – располагают по краям площадки. Сразу все правила участникам объяснять не следует. Сначала дети должны понять, что пойманные караси отплывают в сторону. Затем по ходу игры нужно рассказать, как строить сеть и как надо вести себя. Объяснение продолжается и при построении корзинки. Игроки, изображающие сеть и корзинку, с места не сходят, но меняют положение рук, могут присесть, наклониться друг к другу и изменить величину прохода. Игру можно закончить и раньше, если договориться, сколько не пойманных карасей должно остаться.
«Перебежки»
В эту игру с удовольствием играют дети любого возраста. Играющие расходятся в два дома, отмеченных линиями по краям площадки, расстояние между которыми – 10–15 м. Посредине площадки стоит водящий. Играющие стараются перебежать из одного дома в другой, а он старается их осалить. Осаленные участники выходят из игры.
Побеждает та группа, в которой большему числу игроков удалось перебежать на противоположную сторону.
«Горячее место»
Эта игра будет также интересна всем детям. На площадке проводят линию, за которой находится горячее место, которое водящий охраняет от играющих. Он встает в конце линии, справа или слева, в 3–4 шагах от нее. Играющие расходятся по всей площадке. Им нужно перебежать с игрового поля в горячее место и вернуться обратно. Водящий их не пускает и старается осалить. Тот, кого он осалил, становится его помощником.
Как только будет осалена половина участников, игра заканчивается. Выбирают нового водящего из числа тех, кто не был осален. Победителями становятся те, кто сумел несколько раз пробежать в горячее место.
Правила:
1. Водящий и его помощники не должны салить игроков, стоящих на месте, а только тех, кто пытается вбежать в горячее место.
2. Водящие не должны стоять перед линией горячего места и между играющими.
3. Участник, который решился перебежать в горячее место, не должен останавливаться.
Методические указания:
Там, где находится горячее место, лежат ленточки. Играющие, которым удалось перебежать туда, берут одну из них. В конце игры по количеству ленточек определяют победителя. Если водящий осалит игрока с ленточками, тот кладет одну ленточку на место и продолжает игру.
«Уголки»
Игра для учащихся 1–6-х классов. В ней участвуют 5 человек, один из которых – водящий. Четверо других располагаются по углам нарисованного четырехугольника. Водящий подходит к одному и игроков и говорит: «Кум, дай ключи!» Тот отвечает: «Иди, вон там постучи!» И пока тот идет к другому углу, участники должны поменяться местами. Если водящий успеет занять освобождающийся угол, то на его место встает игрок, который остался без места.
Вариант 1. Если играющих больше пяти человек, то они встают в круг. Каждый отмечает свое место камушком или очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: «Кум, дай ключи!» Стоящий отвечает: «Иди, вон там постучи!» И пока водящий идет к другому игроку, участники должны успеть поменяться местами.
Вариант 2. Кружки – это домики или норы, а живут в них мышки. Водящий тоже мышка. Он встает в середину круга, подходит к норке и говорит:
Мышка-мышка, продай норку –
За шильце, за мыльце, за белое полотенце,
За зеркальце!
Та отказывается. Тогда водящий идет к другой мышке. В это время мышка, отказывающаяся продавать норку, окликает кого-нибудь из них и меняется с ним местами. Если водящий скажет: «Кошка идет», – все должны поменяться местами, а водящий в это время стремится занять чью-нибудь норку.
Правила:
1. Норку занимает тот, кто первым встал в кружок.
2. Если при словах: «Кошка идет», – кто-либо из участников не успел поменяться местами с другим, он становится водящим.
Методические указания:
Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале норки следует располагать близко одну от другой – тогда водящему легче будет занять одну из них. Игру можно усложнить, если расположить их на разном расстоянии.
Добежать и убежать
Игра для учащихся 1–6-х классов. На площадке проводят несколько линий на расстоянии 10 м одна от другой, за ними находятся дома. Дети – по 3 человека в каждой группе – встают за линиями своих домов друг напротив друга. Ведущий определяет, игроки из какого дома начнут игру.
По сигналу водящего первые номера бегут к одному из своих соперников, добегают до линии, ударяют его по ладони протянутой руки и быстро возвращаются в свой дом, а другие соперники стараются его догнать. Затем, то же задание выполняют вторые номера, потом третьи. После этого команды меняются ролями. Если убегающего осалили, то догоняющие уводят его в свой дом, и он встает за ними последним. Игроки, которых не осалили, встают последними в своей группе.
Побеждает команда, в которой окажется меньше осаленных участников.
Методические указания:
Если площадь игровой площадки позволяет, то расстояние между домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков можно не ограничивать. Но если участников слишком много, то можно разделить их на группы.
Игры с мячом
«Школа мяча»
Раньше была очень популярна такая игра с мячом: дети выполняли довольно сложные фигуры, каждую повторяли, как правило, три раза. В разных уголках России такие фигуры называли по-разному:
1) «свечи» – подбросить мяч невысоко вверх и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий еще выше;
2) «поднебески» – подбросить мяч вверх, дать ему упасть и после отскока от земли поймать;
3) «хватки» – поднять руки с мячом вверх, выпустить его и поймать
на лету, пока он не ударился о землю;
4) «вертушки-перевертушки» – положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, в это время развернуть кисть тыльной стороной вверх, отбить мяч вверх, а затем поймать;
5) «первыши-водокачи» – ударить мячом в стену и поймать его, не дав коснуться земли;
6) «зайца гонять» – бросить мяч так, чтобы он сначала ударился о пол, потом о стенку, и затем поймать его;
7) «пришлепы» – ударить мячом в стену, затем, когда он отскочит, отбить его ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать;
8) «галки, вороны, зеваки»–встать спиной к стене, наклонить голову назад. Ударить мячом в стену и поймать его двумя руками;
9) «одноручье» – подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой; подбросить левой и поймать левой; подбросить мяч вверх правой рукой, а поймать левой; поддбросить левой, а поймать правой;
10) «ручки» – опереться левой рукой о стену, правой бросить мяч под левой рукой так, чтобы он ударился о стену, и поймать двумя руками. То же, но опереться о стену правой рукой;
11) «через ножки» – опереться левой ногой о стену, из-под ноги бросить мяч так, чтобы он ударился о стену, быстро убрать ногу и поймать мяч двумя руками.
То же с опорой о стену правой ногой;
12) «из-за спины» – подбросить мяч рукой, заведенной за спину, а поймать перед собой одной или двумя руками;
13) «в ладоши» – ударить мячом в стену, сделать хлопок и поймать мяч;
14) «по коленям» – ударить мячом в стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч;
15) «нитки мотать» – ударить мячом в стену, быстро сделать движение руками, имитирующее наматывание ниток, и поймать мяч;
16) «с одеванием» – ударить мячом в стену, а пока он летит, сделать движение, имитирующее надевание шапки, и поймать мяч. После второго броска имитировать обувание;
17) «гвозди ковать» – отбивать мяч о землю одной рукой – правой или левой – либо двумя руками поочередно. Можно усложнить упражнение: отбивая мяч, на каждый удар произносить какое-нибудь слово, скороговорку, прибаутку или короткую фразу.